Что такое медиация кратко расскажите ее суть

Процедура медиации в гражданском процессе: определение понятия и задачи медации

Что такое медиация кратко расскажите ее суть

Наверняка многие слышали о медиации, как об альтернативе решения гражданских споров, но мало кто может точно ответить, что означает данный термин (для граждан Украины, кому не подходит подобный способ рекомендуем воспользоваться консультацией юриста для решения своих проблем).

Некоторые люди путают это понятие с медитацией, другие — не имеют ни малейшего представления о значении этого слова.

Процедура медиации в гражданском процессе — это всемирно распространенная процедура урегулирования споров, которая не является заменой формального судебного процесса, но широко используется для переговоров и решения конфликтов.

Что такое медиация?

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Медиация в гражданском праве – это форма альтернативного урегулирования споров с помощью посредника, помогающего сторонам прийти к консенсусу.

Медиатор вырабатывает определённое соглашение, опираясь на свои знания, опыт и умения.

Главные особенности процедуры – принципы добровольности, равноправия, конфиденциальности и взаимоуважения сторон, а также нейтральности и беспристрастности самого медиатора.

Преимущества процедуры

  • Процедура позволяет сэкономить финансовые средства, время и эмоциональные силы участников;
  • Правила и условия проведения медиации оговариваются сторонами в тексте договора;
  • Процедура позволяет прийти к консенсусу и найти оптимальное решение для обоих участников процесса.

В каких областях необходима медиация?

  • Внутрикорпоративные и межкорпоративные споры: необходимость прийти к общему согласию и сохранить плодотворное сотрудничество в будущем.
  • Споры в страховой и банковской сфере: сохранение полной конфиденциальности и выработка всеобъемлющего решения.
  • Споры в сфере охраны интеллектуальной собственности: во избежание публичной огласки конфликта, что может повлечь убытки, моральный ущерб или другие неблагоприятные последствия.
  • Коммерческие, трудовые споры и многое другое: медиатор не ищет виновных и правых, он лишь направляет участков процесса на поиски взаимоприемлемого решения.

История развития медиации

Процедура медиации в гражданском процессе существует ровно столько, сколько существуют конфликты. С древних времён для разрешения споров приглашали посредника. Римляне его называли internuncius, medium, interpres, philantropus, interpolator, intercessor, conciliator, interlocutor и, наконец, mediator.

«Посредничество», «предложение добрых услуг» или «ходатайство» необходимо было тогда, когда переговоры заходили в тупик, и сторонам нужно было прийти к совместному решению. О таких случаях разрешения споров с помощью медиатора подробно описывается в трудах вавилонян и финикийцев, древних греков и римлян времён Юстиниана.

А некоторые культуры приравнивают посредника к статусу служителей божества или даже старейшины общины.

Нынешняя трактовка процедуры медиации получила широкое распространение с 1950-х годов, преимущественно в государствах англо-саксонской правовой системы. По большей части медиатор необходим был для разрешения семейных споров.

Развитие в России

В период с 2005 года по нынешнее время медиация активно развивается в России. Были открыты Лиги медиаторов в Сибирском и поволжском округах.

В столице регулярно проводятся международные конференции с участием экспертов из разных стран, где рассматриваются проблемы и трудности медиации как в России, так и во всём мире.

В 2009-2011 годах открыты центры, альянсы и национальные организации медиаторов, а с 2008 года для специалистов в этой сфере выходит соответствующее научно-популярное издание – журнал «Медиация и право».

Чем процедура медиации отличается от судебного процесса?

Отличие процедуры медиации в гражданском процессе от судебного:

  1. Если в суде слушание может состояться без присутствия и против воли одного из участников, процедура медиации основана на принципе добровольного участия всех заинтересованных лиц.
  2. Конфиденциальность: судебное разбирательство подразумевает публичность процесса и состязательность сторон, медиация же основана на неразглашении сведений об участниках процесса и взаимовыгодное сотрудничество.
  3. Если стороны могут сами выбрать медиатора для разрешения спора, при судебном разбирательстве такое недопустимо.
  4. Властные полномочия: если у судьи имеются такие полномочия, то на медиатора возложена лишь функция поиска оптимального способа договориться.
  5. Судебное решение принимается в соответствии с нормами нормативно-правовых актов, тогда как решение медиатора, принятое в рамках закона, удовлетворяет интересам всех сторон.
  6. Время рассмотрения спора: в суде это может затянуться на долгие месяцы, тогда как медиация – процедура неформальная и ускоренная.

Медиация регулируется ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника» от 27.07.2010 г. Условно подразделяется на:

  • судебную: во время судебного процесса, на любой его стадии, стороны могут прервать слушание и обратиться к услугам медиатора; суд же обязуется предложить участникам прийти к соглашению посредством медиации;
  • досудебную: оговорка об урегулировании спора с помощью медиации, стороны прописывают данное условие в договоре или ином юридически значимом соглашении;
  • внесудебную: если у сторон нет необходимости обращаться в суд, но есть затруднения в решении возникшего спора.

Когда нельзя применить медиацию?

Процедуру медиации в гражданском процессе нельзя применить в следующих случаях:

  • Для урегулирования коллективных трудовых разногласий;
  • Для разрешения споров, возникающих из гражданско-правовых отношений, связанных с осуществлением экономической и предпринимательской деятельности;
  • Для разрешения споров в сфере семейной или трудовых отношений, затрагивающих публичные интересы и права третьих лиц, которые не участвуют в процессе медиации.

Этапы медиации

Этапы медиации в гражданском праве можно разделить на следующие этапы:

Этап №1

Один из участников направляет контрагенту предложение устранить разногласия посредством проведения медиации. Документ об обращении к процедуре медиации содержит следующие сведения:

  • Предмет общих разногласий: указать положения, подлежащие обсуждению и подтвержденные фактической и достоверной информацией.
  • Медиатор или фирма, которая обеспечит проведение процедуры: может быть выбрано как одно, так и несколько лиц.
  • Регламент и срок рассмотрения конфликта.

Если другой участник получил предложение о необходимости рассмотрения спора, но не ответил на него в течение одного месяца, такая просьба будет считаться проигнорированной.

Этап №2

Участники подписывают соглашение о медиации. Услуги посредника оплачиваются сторонами в равных частях. Что касается его деятельности, то она может быть основана как на платной, так и на безвозмездной основе.

Максимальное время рассмотрения дела – 2 месяца, но окончательный срок согласуют участники и прописывают это в соглашении. Однако есть и исключения: если согласны и медиатор и участники конфликта, срок рассмотрения сложного дела может быть увеличен, но не более, чем на 4 месяца.

Этап №3

Непосредственное рассмотрение спора. Поскольку работа медиатора основана на беспринципности, он не может ни ущемлять чьи-либо права, ни действовать в сторону только одного участника. Ограничения посредника сводятся к нижеследующему:

  • медиатор не может быть представителем одного из участников;
  • он не вправе консультировать или оказывать одному из участников какую-либо помощь;
  • быть заинтересованным лицом, состоять в родственных связях с участником процесса;
  • разглашать информацию о конфликте и его участниках.

Этап №4

Результат. Как стороны могут прийти к консенсусу. По завершении процедуры участники подписывают между собой медиативное соглашение, где указывают взаимные обязательства, а также срок и порядок их выполнения.

Такое соглашение является ничем иным, как гражданско-правовой сделкой, в которой применимы нормы ГК.

Несмотря на то, что исполняется такой договор на честных принципах и добровольном участии, зачастую обязательства выполняются не в полной мере, что может быть оспорено в судебном порядке.

Остались вопросы по теме Спросите у юриста

Понятие и суть медиации. Школьная медиация

Что такое медиация кратко расскажите ее суть

Изначально, медиация — это одна из методик альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который содействует примирению сторон или достижению определенных соглашений, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Медиации характерны определённые условия и правила ведения, очерёдность действий и фаз, а также медиация основывается на следующих принципах:

  • добровольность,
  • конфиденциальность,
  • взаимоуважение,
  • равноправие сторон,
  • нейтральность и беспристрастность медиатора,
  • прозрачность процедуры.

Области применения медиации

  • Меж- и внутрикорпоративные споры;
  • Споры в банковской и страховой сфере;
  • Сопровождение проектов, реализация которых затрагивает интересы многих сторон;
  • Конфликты на работе;
  • Семейные споры;
  • Споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью;
  • Медиация в образовании;
  • Межкультурные конфликты, и многое другое.

Школьная медиация (или медиация в школе)

Школьные службы примирения внедряются в школах уже много лет. Службы школьной медиации являются еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов. Работа школьной медиации регулируется Письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».

Школьная медиация представляет собой демократический институт. Необходимость развития таких институтов обусловлена тем, что количество асоциальных семей, детей с девиантным поведением, детей с суицидальным поведением возрастает.

В связи с этим школе необходимо искать способы воздействия и нестандартного взаимодействия с обучающимися, чтобы минимизировать споры, конфликты и их негативные последствия и создать в школе благоприятную, комфортную для учащихся среду.

Такой демократический институт как медиация широко распространен в странах с высокой правовой культурой и применяется во всех сферах жизни общества.

Развитие школьных служб примирения способствует развитию и гражданского общества и гражданского самосознания детей и развивает навыки конструктивного общения в ученическом сообществе.

За счет функционирования в школе данной службы сокращается количество конфликтных ситуаций, сокращается количество правонарушений, создаются условия, обеспечивающие открытость и доступность деятельности школы и не только.

Что представляет собой служба школьной медиации?

Служба школьной медиации — эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Школьная медиация решает ряд важных психологических, юридических вопросов.

В основе деятельности служб школьной медиации лежит:

  • обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных» — это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников). Обучение методу школьной медиации обучающихся и подготовка «групп равных». Формирование «групп равных» из учащихся образовательной организации по двум возрастным группам: 5-8 классы и 9-11 классы;
  • использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;
  • применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Понятия медиации

Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» раскрывает понятия, как медиатор, медиативное соглашение, процедура медиации.

Процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Кто такой медиатор?

Медиатор — независимое физическое лицо, или опытный специалист, в идеале, обладающий практическим опытом работы психологом и соответствующими навыками урегулирования конфликов, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

Медиатор организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.

Медиация: разрешение конфликта без поиска виноватых

Что такое медиация кратко расскажите ее суть

Когда мы находимся с кем-то в конфликте, мы часто концентрируемся на доказательстве своей правоты и неправоты другого. В крайнем случае мы готовы согласиться, что сами неправы.

Гораздо сложнее признать, что категории «прав — виноват» чаще всего абсолютно не конструктивны для разрешения споров.

Что все стороны конфликта имеют равно обоснованные интересы, и целью спорящих может быть не «победа» над оппонентом, а поиск такого решения, которое будет удовлетворять интересы всех сторон.  

Нежелание признавать интересы другого превращает в хаос жизнь самых приличных людей. (Кадры из фильма «Соседи», реж. Норман МакЛарен, 1952) 

Именно из этой «труднопризнаваемой» позиции исходят сторонники медиативного подхода разрешения споров. Так как «воюющим» сторонам бывает сложно услышать друг друга в силу самой природы конфликта, на помощь им приходит третье лицо — медиатор.  

Медиация — это технология разрешения конфликтов, которая заключается в проведении переговоров с участием нейтрального посредника.   

Кастовость в школе: взгляд снизу При процедуре медиации соблюдаются четыре обязательных принципа: добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости модератора.   

Посредник-медиатор не может принимать чью-либо сторону, у него нет задачи выяснить, кто прав и виноват. Он работает, чтобы стороны конфликта пришли к взаимовыгодной договорённости. 

Медиатор исходит из того, что только стороны спора знают, как разрешить свой конфликт. Нужно создать такие условия, чтобы они сами нашли решение и сами же взяли ответственность за него. 

Это принципиальный момент: решение, в выработке которого ты принимал личное участие и с которым согласился, будет реализовано с гораздо большим энтузиазмом, чем если бы оно было навязано кем-то извне. Поэтому медиативные соглашения в тех сферах, где важны неформальные личностные отношения, выполняются чаще, чем решения суда.  

У спорящих велик соблазн переложить ответственность за решение конфликта на слепую Фемиду или чей-нибудь авторитет. Но зачастую это не приводит к выходу из конфликтной ситуации.

FAQ: На что имеет право учитель?

Современная процедура медиации начала складываться в середине XX века в США. Участившиеся конфликты между работодателями и профсоюзами, многочисленные экономические споры в бизнес-среде, и при этом растянутое судопроизводство c астрономическими затратами на адвокатов приводили к тому, что судебному решению споров нужно было искать альтернативу. Одной из альтернатив и стала медиация. 

В России Закон о медиации (№193-ФЗ) вступил в силу с 2011 года. Несмотря на то, что судейское сообщество эту процедуру приветствует, среди населения она пока не пользуется большой популярностью.

Среди причин, по которым это происходит — отсутствие информации о процедуре в широком доступе, неготовность людей платить медиаторам за услуги и отсутствие в нашей культуре традиций по ведению переговоров.

Тем временем профессиональные медиаторы (большинство которых — специалисты с юридическим и психологическим образованием, прошедшие дополнительную подготовку) отмечают, что медиация — это не просто вариант решения споров, альтернативный суду. Это способ поведения в конфликте, популяризация которого повышает общий уровень культуры коммуникации в обществе.   

Зачем нужна медиация в школе?    

Медиация довольно давно пришла в школы как часть восстановительного правосудия: если ребёнок совершает правонарушение, с ним и с пострадавшей стороной работает медиатор, чтобы договориться о возмещении ущерба, не прибегая к карательным мерам. Восстановительная медиация ориентируется на профилактику асоциального поведения среди детей и реинтеграцию в социум тех, кто оказался вовлечён в противоправные дела. 

Что касается медиации, не связанной с правонарушениями, то в школы она приходит благодаря сообществу медиаторов. 

Почему профессиональные медиаторы решают идти в школы?  

Георгий Кузьмин

руководитель направления «Школьная медиация» НП «Лига медиаторов», Санкт-Петербург

— На мой взгляд, нет ничего важнее сейчас для медиаторского сообщества, чем школьная медиация. Даже со «шкурной» точки зрения: это наши будущие клиенты. Сегодня ещё нет в России того поколения людей, для которого медиация и, даже шире, диалог стал бы нормальным способом решения проблем.

А откуда взять это поколение? Мы можем прийти в школу и научить такому диалогу детей. Многие из них не будут нуждаться в наших услугах, потому что сами будут обучены тому, как вести себя в конфликте. А те, кто не сможет справиться с какими-то ситуациями, пойдут за помощью к медиатору, вместо того чтобы писать друг на друга заявления в полицию.

Как, к сожалению, часто делают их родители. 

Так, школа становится тем местом, где дети (а через них и родители) могут познакомиться с новой для себя практикой разрешения конфликтов. 

Но дело не только в «отложенном» результате в виде воспитания нового поколения. Медиация актуальна здесь и сейчас, ведь конфликты в школе — дело нередкое, даже неизбежное. Слишком разные цели и взгляды могут быть у взрослых и детей, собранных под одной крышей довольно искусственным образом.   

Из-за жёсткой формализованной структуры отношений и отсутствия культуры диалога конфликтные ситуации в школе часто замалчиваются и не признаются даже теми, кого касаются напрямую. 

Ситуация в таком случае рано или поздно доходит до «точки кипения», когда уже пишутся жалобы в управление образования или полицию. Это создаёт почву для глубоких системных конфликтов, затрагивающих всех участников образовательного процесса, от директора до родителей, даже если изначально дело было в маленькой драке между учениками.   

Екатерина Горшенина

руководитель методического объединения кураторов служб школьной медиации города Сочи    

Извинительная терапия: зачем просить прощения?

— При сложных конфликтах только работа со всеми участниками образовательного процесса делает возможным полное разрешение конфликта и эффективную профилактику будущих споров, которые в школах неизбежны. Важно, что при системном подходе все участники берут на себя часть ответственности за конфликтную ситуацию и за её разрешение.   

Екатерина Горшенина приводит такой пример из практики. В школе учится ребёнок с расстройством аутистического спектра, который в определённый момент повёл себя агрессивно по отношению к другим детям.

Родители его одноклассников требуют, чтобы его не допускали на занятия.

Понятно, что их цель — обеспечить безопасность своих детей, и отстранение мальчика от занятий в классе может быть не единственным способом её достигнуть. 

Чтобы удовлетворить интересы и этого мальчика, и его одноклассников, недостаточно медиации между родителями. Медиаторы работают отдельно с директором школы, чтобы он использовал свой управленческий ресурс для решения проблемы (в результате мальчика стал сопровождать тьютор); отдельно говорят с учителями, которые сами вырабатывают для себя способы влиять на ситуацию в классе.

Отдельная работа идёт с одноклассниками, хотя, как это часто бывает, для детей конфликт оказывается исчерпан гораздо раньше, чем для взрослых.

В результате все участники образовательной системы в данной школе принимают на себя ответственность за решение конфликта и создают условия, при которых мальчик может учиться с остальными детьми, а ситуации, провоцирующие агрессию, сведены к минимуму.  

Громкие чрезвычайные ситуации в школах нередко оказываются верхушкой айсберга затяжных, скрытых конфликтов. (кадр из х/ф «Чучело», реж. Ролан Быков, 1983) 

Наличие школьной службы медиации позволяет предупреждать затягивание конфликтов. Это не значит, что медиатор пристально следит за обстановкой и тут же предлагает свои услуги, как только атмосфера накаляется.

Екатерина Горшенина отмечает, что очень важна инициатива самих сторон спора: когда школа знакома с процедурой медиации, тот, кто первый осознаёт возникновение проблемы, сам обращается за помощью, чтобы решить её на стадии зарождения.  

Что из себя представляет школьная служба медиации?  

Утопия среди войны и террора

В регионах России школьная медиация развивается по-разному. В Москве и Санкт-Петербурге существует развитая система методической поддержки школьных служб медиации, в каких-то городах эта практика ещё только появляется.  

В любом случае, статус и структура этой службы закрепляется в локальном акте конкретной школы. Минобрнауки периодически публикует рекомендации по внедрению восстановительных технологий в школы.

Георгий Кузьмин рассказывает, что в Петербурге стихийно сложилось четыре разных уровня развития служб медиации. Есть школы, у которых эта служба существует исключительно на бумаге, они решают свои задачи другими инструментами.

Есть школы, которые поняли, в чём ценность этого лично для них, и занимаются диспетчеризацией случаев: «передают» свои конфликты тем, кто умеет и готов с ними работать. Третья группа — те, кто пробует на своей площадке работать с детьми в рамках обучения, воспитательных программ, и работать с конкретными конфликтными ситуациями.

Четвёртая группа — те, кто готов принимать случаи, приходящие извне. Это «методические доноры»: они встраивают медиацию в стратегию развития учреждения и делают её определённым приоритетом.   

Часто свои службы медиации организуют школы со сложным контингентом: интернаты, школы, где много учеников состоит на учёте в полиции. Либо это школы, столкнувшиеся в своей истории с трудным затяжным конфликтом и увидевшие на практике, как позиция нейтрального посредника помогла этот конфликт регулировать.

Какова специфика школьной медиации?  

Планета людей: как антропоцен меняет наше мышление

Служба медиации в школе в большей степени воспитывает и учит культуре диалога, а не только и не столько занимается непосредственно спорами и профилактикой асоциального поведения. То есть она чаще является направлением воспитательной работы, чем просто альтернативой конфликтной комиссии.   

Важное направление в школьной медиации, которое в США и Европе является магистральным — это так называемая медиация ровесников. Школьники, которым интересна эта технология, могут пройти подготовку, чтобы выступать посредниками в спорах своих однокашников. Для детей бывает крайне важна возможность решать вопросы без участия взрослых, которые их постоянно «строят» и оценивают.  

Большая задача школьного медиатора — это работа с педагогическим коллективом по формированию новой культуры общения и решения конфликтов.

Это бывает нелегко: всё-таки по природе своих обязанностей в системе общего образования учителя привыкают давать указания, оценивать, выносить решения, искать правых и виноватых.

Педагогам бывает трудно признать ценность субъективного опыта ребёнка и невозможность директивными методами «вложить» ему в голову свой опыт и знания о том, как вести себя в конфликте.  

Георгий Кузьмин

руководитель направления «Школьная медиация» НП «Лига медиаторов», Санкт-Петербург

— Фразу «Свою голову не дашь» следует понимать буквально. Субъективный опыт непередаваем. Мы все являемся точками отсчёта для своего видения мира. В школе, на работе, в семье — мы живём в разных мирах. Эти миры соприкасаются, но они никогда не будут полностью открыты друг для друга.

Люди, которые оказываются в конфликте, видят мир по-разному. Конфликт не создаёт эту проблему разности миров. Он её обнажает. Коммуникация — несовершенное, но единственное средство, чтобы эти картины мира хоть как-то откалибровать. И общение в конфликте — это трудная, необходимая работа.

  

В школе детям бывает сложно быть услышанными и выступать равноправными участниками решения споров. Не потому, что они не могут — потому что взрослые не готовы отказаться от директивных методов общения.

В то же время, отмечает Георгий Кузьмин, у педагогов есть сильные стороны, которые помогают им быть медиаторами: они владеют культурой речи, владеют технологией привлечения внимания. Модераторам тоже есть чему поучиться у учителей.

Могут ли родители, зная о конфликте в школе, инициировать процедуру медиации, если в школе об этой процедуре никто не слышал?

Даже если в школе с процедурой медиации не знакомы, вы всегда можете узнать, существуют ли в вашем городе службы медиации на базе социальных центров или сообщества профессиональных медиаторов в других сферах, которые могут помочь решить вашу проблему. Главное, помните, что медиация — это процесс совместного поиска решений, а не поиска виновных.  

В Санкт-Петербурге родители могут обратиться в любой районный центр психолого-педагогического сопровождения. В них есть психологи, которые входят в методические объединения медиаторов и могут направить к специалисту.

В городе есть центр социальных программ «Контакт», который работает с несовершеннолетними и располагает своей службой медиации. Можно обратиться в клинику конфликтологического консультирования и медиации при СПбГУ.

Их услуги бесплатны, но есть условие, что за ходом консультирования могут наблюдать студенты.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Медиация – это что такое? Процедура медиации

Что такое медиация кратко расскажите ее суть

Есть множество технологий, с помощью которых происходит альтернативное урегулирование конфликтов. Одной из них является медиация. Это такой способ разрешения споров, при котором появляется третья сторона, медиатор, которая не должна быть заинтересована в выигрыше ни одной из сторон. Это известная практика, показывающая свою эффективность на протяжении длительного срока.

Функции медиатора

Медиатор – это человек, в обязанности которого входит помощь сторонам конфликта в его урегулировании. При этом сами спорящие контролируют этот процесс и окончательное решение все равно остается за ними. Медиация – это процесс, направленный на оказание помощи сторонам в том, чтобы они правильно вели себя.

Медиатор должен сохранять нейтралитет в любых сложных ситуациях и не поддаваться чувствам личной симпатии или антипатии. Нередко случается, что прежде независимая сторона перестает быть таковой. В этом случае эффективность этого процесса серьезно уменьшается.

Принципы медиации

Этот процесс имеет ряд исходных положений, на которые в норме опирается медиатор. Так, посредник должен придерживаться таких принципов:

  • Добровольность. Все стороны, включая медиатора, должны желать разрешения конфликта таким образом. Медиация – это исключительно добровольный процесс, так как направлен на примирение, а не притеснение двух сторон.
  • Конфиденциальность. Медиатор не должен разглашать содержание конфликта, а также его решение при условии, что обе стороны не дали согласия на это. Посредник может рассказывать конкретные случаи, но без упоминания имен, фамилий и других данных, которые могут прямо или косвенно указать на конфликтующих лиц.
  • Взаимоуважение. Только на этой основе компромисс может быть достигнут.
  • Равноправие сторон. Отношения между конфликтующими должны строиться исключительно деловые, подразумевающие идеальное равенство.
  • Нейтральность.
  • Прозрачность процедуры. Несмотря на конфиденциальность, медиация – это процедура, которая не должна иметь подводных камней.

Вообще, медиация является сложным процессом, поэтому в каждой конкретной ситуации должна использоваться отдельная его разновидность. Какие же они бывают? Существуют такие формы медиации:

  1. Медиация, ориентированная на решение проблем, предусматривает акцентирование внимания на интересах обоих сторон, а не на самих подходах, которые и являются причиной возникновения конфликта.
  2. Трансформативная, смысл которой заключается в концентрации внимания на общении двух сторон, чтобы они научились слушать и слышать друг друга.
  3. Нарративная медиация, в которой она является процессом, когда каждая сторона высказывает собственное мнение по поводу происходящего действия.
  4. Экосистемная – помощь семьям в разрешении конфликтов.

Также существует ряд других видов процесса, являющихся производными от этого типа. Процедура медиации может содержать в себе компоненты всех этих разновидностей, поэтому данное деление только условное. В реальной практике медиатор сам определяет стиль, который наиболее эффективен в данной ситуации.

Процедура медиации имеет огромное количество преимуществ перед судебным разбирательством. И будет правильным перечислить их.

  • Экономия времени, сил и денег. Судебное разбирательство может затягиваться на несколько недель, месяцев и даже лет. Результат медиации с большой вероятностью будет ощущаться прямо сейчас.
  • Медиация лучше учитывает индивидуальность ситуации, в то время как суд проводит свою процедуру исключительно по шаблонам.
  • Она направлена не на установление правоты одной из сторон, а на поиск решений сложившейся ситуации.
  • Процесс медиации учитывает потребности участников и их эмоциональное состояние на данный момент, а также в динамике.

Значит, медиация направлена на учет опыта сторон, а не аналогичных конфликтов, как это происходит с судебным разбирательством. Это самый большой плюс.

Служба медиации

Существует огромное количество частных и государственных служб, предоставляющих услуги посредничества между конфликтующими сторонами.

К ведомственным учреждениям могут быть причислены социальные службы, а к частным – организации, специализирующиеся на медиации.

Тем не менее посредниками могут выступать и представители других профессий, не связанных с юриспруденцией или социальной работой.

Так, уже ранее говорилось, что на определенных видах посредничества акцентирует свое внимание психолог, регулирующий семейные отношения. Еще одним интересным видом является школьная медиация, которая появилась относительно недавно и уже показала свою эффективность в разрешении школьных конфликтов. На ней следует остановиться подробнее.

Медиация в школе

Очень часто школьного психолога или социального педагога, в сферу обязанностей которых входит посредничество между конфликтующими детьми, нет. В кризисное время, которое охватило всю страну, достаточно сложно найти деньги на наем профессионала, поэтому такие функции вполне может и должен брать на себя учитель или классный руководитель.

Некоторые процесс медиации воспринимают как попытку силой успокоить дерущихся подростков с последующим вызовом родителей к директору или классному руководителю. Но ею является попытка разрешить конфликт, а не заморозить его. В первом случае родители придут и, возможно, накажут своих детей.

Но конфликт все равно останется и в один момент может вспыхнуть снова. Учитель должен обучать детей правильному поиску компромиссов, а не устранять лишь симптомы проблемы в социальной группе, называемой школьным классом. Также может быть школьная служба медиации, которая занимается решением проблемных вопросов.

Правда, она бывает в учебных заведениях крайне редко.

Какие конфликты решает медиация в средних учебных заведениях?

Некоторые считают, что она преимущественно направлена на устранение конфликтов между разными учениками. Но ведь учителя также люди, а потому могут ссориться с детьми.

И медиатор в школе должен устранять любые возможные конфликты, даже если ребенок поссорился с уборщицей, которая не имеет к нему никакого отношения. Причем утверждать, что одни конфликты более серьезны, а другие пустяковые, ни в коем случае не стоит.

Если обе стороны их болезненно воспринимают, то недооценивать их негативного влияния не следует.

Возраст учитывать не следует. Пострадавшие есть, а потому нужно учитывать интересы обеих сторон, независимо от социального положения. Вообще, дискриминация молодых людей и детей никогда не заканчивалась хорошо.

Очень часто они в попытках доказать свою значимость идут совершать жестокие поступки или же просто становятся “трудными подростками”.

Общение с детьми важно строить исключительно на позициях взаимоуважения, как и с любыми взрослыми людьми.

Выводы

Медиация в школе или любой другой сфере человеческой жизни будет существовать еще очень долго. Ведь в ситуации острого конфликта ни один из ссорящихся не сможет понять всей ситуации. И трезвый взгляд со стороны может оказать в этом случае большую услугу.

Медиация в школе: положение, нормативные документы, организация службы школьной медиации

Что такое медиация кратко расскажите ее суть

Школа — пространство, в котором взаимодействуют неравные группы людей. Они отличаются по возрасту, статусу, функциям. В образовательной среде конфликты постоянны.

Для решения спорных ситуаций и профилактики конфликтов в систему образования ввели процедуру медиации в школе и в детском саду. Медиация — новый подход в решении школьных проблем.

Ее внедрение требует пересмотреть способы воздействия на школьников и педагогов.

Определение медиации.

Понятие медиации

Процедура медиации — способ решения спорных ситуаций оптимальным способом для участников конфликта, способ достижения компромисса.

Конфликты решаются с помощью стороннего человека, который оценивает ситуацию и применяет эффективные методы урегулирования проблем. Стороны конфликта обращаются к медиатору добровольно. Организация, в которой функционирует служба медиации, разрабатывает нормативные документы для правового обеспечения деятельности посредника — медиатора.

Выполняет функцию посредничества профессионал. В систему подготовки кадров внедрен курс повышения квалификации для специалистов, которые желают получить специальность посредника. 30 образовательных организаций в стране получили соответствующую лицензию.

Участники медиации. Отличие системы медиации от иных способов урегулирования споров в том, что противоборствующие стороны самостоятельно ищут выход из своего конфликта, влияют на процесс поиска решения.

Посредник не навязывает им готового решения, не диктует правила, а лишь профессионально поддерживает участников, помогая им остановить конфликт. Таким образом, ответственность за решение лежит на спорщиках, что позволяет достичь компромисса.

Система медиации развита во всем мире. Учреждены Международные Союзы поддержки медиации. В России процедура медиации законодательно обеспечивается положениями ФЗ РФ № 193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника» от 27.07.2010 г. с редакцией и дополнениями от 2013 г.

Созданы всероссийские провайдеры медиативных услуг, которые разрабатывают нормативно-правовые акты, следят за выполнением Кодекса медиатора, поддерживают службы медиации по стране.

Сфера применения

Медиация применяется во всех сферах жизни, где речь идет о человеческих взаимоотношениях: от бытовых ситуаций до решения корпоративных проблем, в том числе:

  • профессиональные отношения между руководством и сотрудниками;
  • деловые отношения с партнерами;
  • отношения между участниками образовательного процесса в ОУ, ДОУ и профессиональных учебных заведениях;
  • гражданские отношения;
  • отношения между участниками судебного разбирательства.

Сложность медиации в школе.

Медиаторы

Медиатор — человек, который выполняет посреднические функции в процедуре медиации. Выполнять медиативные услуги может обученный специалист и непрофессионал.

Требования к человеку, который выполняет медиацию на непрофессиональной основе:

  • быть совершеннолетним;
  • обладать полной дееспособностью;
  • не иметь судимости.

Требования к профессионалу:

  • возраст от 25 лет;
  • высшее образование;
  • прошел переподготовку кадров.

В судебных разбирательствах участвуют только профессиональные посредники.

Медиатор не имеет права:

  • быть госслужащим;
  • представлять одну из сторон, являться чьим-либо родственником;
  • оказывать психологические, юридические услуги;
  • разглашать информацию без согласия членов процесса.

В процессе может участвовать один или несколько медиаторов. Провайдеры вправе рекомендовать кандидатуру своего представителя.

Специфика школьной медиации

Медиация в школе — процесс урегулирования споров, которые возникают между участниками образовательного процесса.

Такими участниками являются:

  • руководители образовательного учреждения;
  • педагоги;
  • родители и члены семьи учеников;
  • учащиеся.

Для организации медиативной службы не требуется вводить дополнительные должности в штат. Пройти программу подготовки могут учителя, психологи, социальные работники, которые уже работают с детьми.

Кроме того, школьными медиаторами могут и должны выступать дети. Они учатся самостоятельно решать школьные проблемы при этом эффективнее и быстрее способны найти выход из ситуации, т.к.

видят проблему изнутри и понимают своих сверстников.

Позиция «на равных» позволяет детям повысить ответственность за образовательный процесс, социализацию в школе, развить эмоциональный интеллект.

Педагогический состав принимает права медиаторов-учеников, не давит на них авторитетом и статусом, относится ко школьникам как к партнерам.

Организация службы школьной медиации

Принципы медиации.

Чтобы внедрить медиативную систему в образование, следует понимать, что медиация — инновационный процесс решения споров, альтернативы которому нет.

Поэтому нужна качественная подготовка специалистов, которая занимает от 24 до 200 часов.

Медиация — не психологическая или юридическая консультационная помощь, школьные психологи или юристы не могут без переподготовки быть медиаторами.

Кроме проблемы переобучения, возникает вопрос с правовой базой. Для этого на помощь руководству ОУ или ДОО приходят провайдеры медиативных услуг.

Возникают трудности и с педагогическим коллективом. Педагоги наработали собственный опыт решения проблем, они привыкли решать споры, акцентируя внимание на авторитете и статусе. Переломить сознание опытных учителей сложно. В дошкольной образовательной организации возникают сложности, которые связаны с возрастом воспитанников.

Цели и задачи

Цель формирования службы — создание благоприятных условий для решения конфликтов без вреда для участников образовательного процесса, повышение безопасности школьной среды, применение здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  1. Повышение социальной компетентности субъектов процесса обучения.
  2. Создание новой формы примирительной практики.
  3. Формирование доверительной обстановки в условиях школы.
  4. Определение этических норм во взаимоотношениях.
  5. Создание пространства для эффективного диалога.

Правовая основа в образовательных организациях

Документы для создания школьной службы медиации:

  • методические рекомендации Минобрнауки по созданию и развитию школьных служб примирения в образовательных организациях;
  • письмо «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях» от 18.11. 2013 № ВК-844/07;
  • постановление Правительства РФ № 969 «О программе подготовки медиаторов» от 03.12.2010.

Преимущества медиации.

Основные этапы организации

  1. Этап становления.
    Наиболее сложный период для формирования новой системы. На этом этапе разрабатываются нормативные документы, положения, кодексы. Отбираются кандидатуры посредников, формируется их состав.

    На первом этапе возникают трудности с подбором специалистов, отсутствует опыт, высока вероятность ошибок, необходимо создавать новую правовую базу.

  2. Этап интеграции. Введение службы в процесс обучения и воспитания. Разработанные положения реализовываются на практике.

    Возникают трудности в работе с педагогическим коллективом, который привык решать конфликты иными путями.

    Сложно разграничивать деятельность школьного психолога, завуча по воспитательной работе и службы медиации.

    Школьникам также трудно адаптироваться к новым возможностям, не все готовы сообщать информацию о конфликтах. На данном этапе выявляются наиболее эффективные методы службы.

  3. Этап поддержания эффективной деятельности.
    Положительный опыт позволяет специалистам урегулировать спорные ситуации с пользой для сторон. На этом этапе специалисты набираются уверенности, ошибок становится меньше.

Типовые документы

  1. Приказ «О создании службы школьной медиации».
  2. Положение о службе в школе. Описываются принципы работы, определяется состав посредников.
  3. План работы службы.

    В нем указываются цели и задачи службы, проставляются отметки об их выполнении.

  4. Образец соглашения на проведение процедуры. Заключается в письменном виде.

    В нем перечисляются сведения о споре, участниках, личности посредника, условия и сроки примирения.

Документация вывешивается на стенды в открытом доступе.

(3 5,00 из 5)
Загрузка…

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.