Основной вид деятельности налоговой инспекции

Налоговое администрирование. Структура налоговых органов РФ, их полномочия и функции

Основной вид деятельности налоговой инспекции

Налоговое администрирование – это процесс управления налоговым производством, реализуемый налоговыми и иными органами (налоговыми администрациями), обладающими определенными властными полномочиями в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов.

Предмет налогового администрирования – налоговое производство.

Объект налогового администрирования – про­цесс управления налоговым производством.

Субъекты налогового администрирования – налоговые и иные органы (налоговые админист­рации).

Налоговое производство – это совокупность законодательно установленных приемов, способов и методик, определяющих порядок добровольного исполнения налогового обязательства налогопла­тельщика, и полномочий налоговых администраций по контролированию, регулированию и принуж­дению налогоплательщиков к исполнению этого обязательства.

Налоговые администрации – это государственные налоговые и иные органы, которым на законо­дательной основе предоставлены определенные властные (административные) полномочия в отноше­нии налогоплательщиков и плательщиков сборов.

В соответствии со ст.

30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей.

В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.

Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют:

посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

Структура ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/fts/structure_fts/):

  1. Руководство и Центральный аппарат ФНС России;
  2. межрегиональные инспекции ФНС России:
    • по федеральным округам (8 округов);
    • по крупнейшим налогоплательщикам (№1-9);
    • по ценообразованию для целей налогообложения;
    • по централизованной обработке данных;
    • по камеральному контролю
  3. Управления ФНС России по субъектам РФ, в которые входят инспекции ФНС России в субъектах РФ.

В соответствии со ст.

6 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I «О налоговых органах РФ» главными задачами налоговых органов являются контроль: 

    • за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
    • за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – иных обязательных платежей.

Основные функции налоговых органов РФ:

    1. обеспечение исполнения и соблюдения налогового законодательства, выработка механизмов налогового администрирования с целью обеспечения своевременного и полного поступления налогов в бюджеты всех уровней;
    2. участие в подготовке проектов законов и других нормативных правовых актов по вопросам налогообложения, в том числе договоров с другими государствами;
    3. разъяснение налогоплательщикам их прав и обязанностей;
    4. своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства.

Полномочия налоговых органов

Права налоговых органов установлены ст. 31 НК РФ, в соответствии с которой налоговые органы вправе:

  1. требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
  2. проводить налоговые проверки;
  3. производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
  4. вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений;
  5. приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество;
  6. осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
  7. определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ;
  8. требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
  9. взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы;
  10. требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;
  11. привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
  12. вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
  13. заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
  14. предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления):
    • о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения;
    • о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций;
    • о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;
    • в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

Остальные полномочия (контролировать, разъяснять, информировать и т.д.) вытекают из задач и функций налоговых органов.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Налоговые органы в Российской Федерации

Основной вид деятельности налоговой инспекции
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Налоговый контроль » Налоговые органы в Российской Федерации

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Налоговые органы РФ представляют собой особую систему контроля, основные цели, задачи, виды, меры, ответственность и действия которой направлены, прежде всего, на контроль за соблюдением действующего налогового законодательства России. Все принципы, роль, взаимодействие, нарушения, меры и их реализация налоговыми органами устанавливаются действующими законами Российской Федерации.

Местные территориальные налоговые органы и система налоговых органов России исполняют возложенные на них функции и задачи не только самостоятельно, но и путем взаимодействия с государственными органами субъектов РФ, а также с органами местного самоуправления. Взаимодействие через региональные или местные подразделения и уровни налоговой службы, а также через иные уровни, осуществляется путем письменной переписки, либо других способов связи, цель которых – максимальная эффективность.

Современное значение налоговых органов их представление и роль в существующей правовой системе РФ трудно переоценить.

Все основы экономической и бухгалтерской деятельности, администрирования, а также иные направления, неразрывно связаны с необходимостью уплаты налогов. Помимо этого, гражданам нередко требуется получить справки НДФЛ, либо зарегистрировать доверенность – по всем этим вопросам мы всегда обращаемся в налоговую инспекцию.

Развитие налоговых органов ФНС России и их деятельности, как отдельной правовой системы России, осуществлялось постепенно. Их роль, ответственность и правовой статус налоговых органов возрастали по мере развития экономической отрасли в РФ.

Вместе с этим возрастала и ответственность за определенные нарушения законодательства, либо проявленное бездействие.

Бездействие, также как и правонарушения в деятельности, влечет за собой исполнение определенных санкций, обеспечительные процедуры, основа и исполнение которых закреплены законом.

Задачи налоговых органов

Высокое значение налоговых органов, ответственность и важная роль их деятельности в правовой системе РФ объясняется, прежде всего, наличием большого количества регулярно возникающих различных задач. Эти задачи и полномочия налоговых органов выражаются в следующем:

  • осуществление необходимых действий по регистрации новых налогоплательщиков, реализация их дальнейшего учета и администрирования, статистика, контроль отсутствия нарушения, устранение нарушения, если оно уже имеется и т.д.;
  • обеспечительные меры и исполнение требуемых действий по проверке соблюдения налогоплательщиками действующих норм законодательства РФ;
  • регулярное составление отчетов для вышестоящих инстанций, взаимодействие;
  • контроль, статистика и отмена осуществляемых налоговых платежей, их постоянный учет, классификация, характеристика, проверка документов, например, доверенность, справка НДФЛ, выявление и обжалование нарушения, проведение администрирования. Справка НДФЛ является одним из самых распространенных налоговых документов, как и доверенность. Доверенность часто требуется при заключении определенных сделок, в то время как справка НДФЛ – для оформления определенных документов. Доверенность, как и справка НДФЛ, обязательно должна соответствовать установленной форме. Доверенность также может потребоваться и в суд;
  • взаимодействие и проведение необходимых действий по информированию определенных государственных органов РФ и других ФНС о поступлении тех или иных платежей;
  • обеспечительные действия по исполнению требований законодательства РФ об информировании налогоплательщиков, в случае каких-либо изменений, постоянное взаимодействие.

Понятие и структура налоговых органов, а также их основные цели и направления деятельности, установлены действующим законодательством РФ.

Эффективность налоговой службы будет зависеть, прежде всего, от соблюдения данных норм в обязательном порядке.

Бездействие налогового органа и не соблюдение законодательства влечет за собой наложение определенных санкций, в зависимости от конкретного вида нарушения.

Понятие «бездействие» может быть выражено в абсолютно разных вещах: непринятии справки НДФЛ, незаконные задержки и неправомерные отказы, не обеспечение защиты интересов иные нарушения ФНС, виды которых предусмотрены НК РФ.

Функции налоговых органов

Основные функции налоговых органов, их основа, виды, понятие и классификация приведены в действующем НК РФ. Основа и цели данных функций направлены, прежде всего, на контроль над постоянным соблюдением налогового законодательства, обжалование неправомерных решений, постоянная статистика и т.д.

Функции налоговых органов включают в себя:

  • проведение необходимых действий по постоянному учету всех налогоплательщиков конкретного муниципального, либо иного образования, их классификация, процедуры администрирования и характеристика;
  • контроль над верностью предоставленных налогоплательщиками документов, необходимых для аннулирования правонарушения, исполнения определенного требования налоговой службы, либо иного подразделения и т.д. Сюда также можно отнести проверку справок НДФЛ или доверенность, местные фискальные платежи и т.д. Доверенность и справки НДФЛ должны четко соответствовать установленным формам. Если справка НДФЛ или доверенность содержат ошибки, у налогового представителя будет законное право на отказ в принятии данных документов. Все эти правонарушения должны быть устранены в положенный срок;
  • удовлетворение требования заинтересованного лица о возврате излишне уплаченных средств, проверка отсутствия правонарушения, изучение деятельности, администрирования, устранение нарушения, обжалование и т.д.;
  • проведения разъяснительной работы, основой которой являются цели, требования, виды, принципы, меры и эффективность действующего налогового законодательства РФ;
  • выявление налогового правонарушения, его классификация, дальнейшие меры и ответственность за устранение данного нарушения;
  • исполнение распоряжения, требования какой-либо вышестоящей федеральной налоговой службы, либо иного подразделения, постоянное взаимодействие и обмен информацией;
  • обжалование решений муниципального образования, либо иной службы или подразделения, представление необходимой информации, заявление или исполнение определенного требования, устранение нарушения, проведение администрирования и т.д.

Единая централизованная система налоговых органов

По мере того, как основа, понятие, и значение налоговых органов возрастали, расширялась и сама система налоговых органов, появлялись новые местные отделы а также цели, направления и эффективность службы данной организации.

Единая централизованная система включает в себя все муниципальные отделы, федеральные, региональные и местные налоговые образования в РФ, имеющие одинаковые цели деятельности, ее виды, требования, роль, ответственность и т.д.

Функционирующая единая система, ее основа, цели, роль, эффективность и меры направлены, прежде всего, на сохранение государственного бюджета и его своевременное пополнение, а также своевременное выявление любого налогового правонарушения. Любой вид этого правонарушения может повлечь за собой наложение определенных налоговых санкций, обжалование которых возможно лишь в суде.

Главным налоговым органом РФ, играющим важнейшую роль, является Федеральная налоговая служба.

Затем идут ее федеральные местные подразделения, местные службы и образования, между которыми осуществляется непрерывное взаимодействие и процедуры администрирования.

На все эти федеральные, муниципальные, региональные службы распространяются одинаковые обеспечительные требования действующего законодательства РФ.

В случае нарушения одного требования, либо нескольких, к виновным  лицам могут быть применены определенные санкции и ответственность.

ФНС является органом исполнительной власти, ее требования, отправленные в иные подразделения и налоговые службы, являются обязательными для исполнения. Роль ФНС занимает важнейшее место в российской налоговой системе. Бездействие, неисполнение предписаний, а также иные правонарушения, могут обернуться вполне серьезным наказанием.

Территориальные органы ФНС России

Территориальные органы ФНС России представляют собой муниципальные налоговые службы, региональные отделы и федеральные подразделения, осуществляющие взаимодействие между собой. Их четкая характеристика, классификация, направления, роль, принципы, виды и цели представлены в положениях налогового законодательства.

Права налоговых органов ФНС заключаются в: истребовании необходимой информации от налогоплательщиков, предъявлении требований об уплате того или иного налога и т.д. Территориальное решение налогового органа, будь то местные муниципальные, региональные образования или федеральные отделения, является обязательным для исполнения ответственным лицом.

Значение налоговых органов, характеристика, классификация и специфика их деятельности определяются исходя из их компетенции. Основные права и обязанности налоговых органов выражены в четком соблюдении текущего законодательства.

Все виды действий по надзору и контролю, а также иные меры должны являться правомерными.

Если федеральные или региональные службы ФНС и налоговые образования допустили определенные правонарушения или неправомерные действия в процессе осуществления своей деятельности, либо проявили бездействие, за этим обязательно последует определенная ответственность и соответствующие меры российской правовой системы.

Межрегиональные налоговые инспекции

Классификация налоговых органов Российской Федерации, ее основа и статистика включают в себя и межрегиональные образования и подразделения. Фактически, это те же территориальные налоговые органы, входящие в ФНС. Деятельность такого муниципального налогового образования или подразделения и установленные принципы также основываются на нормах действующего законодательства.

Классификация налоговых органов устанавливает, что муниципальные или иные образования представляют собой налоговые органы, принципы, действия, меры и взаимодействие которых осуществляются в пределах одной конкретной территории.

Понятие и правовой статус налоговых органов регионального значения, а также обязанности налоговых органов, допустимые обеспечительные меры и их исполнение, принципы, виды, порядок действий, ответственность, бездействие, классификация и т.д., устанавливаются в отношении конкретного муниципального, либо иного образования.

Нормы и принципы действующего законодательства РФ используют понятие «территориального органа» именно для обозначения пространственного предела реализации определенной деятельности.

ИФНС: что это такое и основные задачи организации

Основной вид деятельности налоговой инспекции

Терминология, использующаяся в законодательном лексиконе, как правило, приводит в замешательство человека, не обладающего специальными знаниями в этой области.

Однако в ряде случаев навыки общения на «языке налогов» могут пригодиться, особенно если дело касается открытия собственного бизнеса.

Официальные названия инстанций зачастую грешат сложными аббревиатурами, и порой сложно понять, что скрывается за очередным набором букв. В данной статье рассмотрим ИФНС: что это за инстанция и каков главный вектор ее деятельности.

ИФНС расшифровывается как Инспекция Федеральной Налоговой Службы

Определение ИФНС

ИФНС является одним из подразделений ФНС РФ, относящейся к исполнительной ветви власти. Основной задачей этой организации считается контроль за выполнением законов в сфере налогообложения. Помимо этого, она уполномочена администрировать новые налоговые законы.

Чтобы понять в каком звене цепочки находится ИФНС, следует взглянуть на конструкцию системы в целом. Устройство этого механизма выглядит следующим образом.

Структура министерства финансов

Каждому сектору отведены своя роль и функционал. Все структурные подразделения оформлены как самостоятельные единицы с правовой точки зрения и организованы через вертикальную систему подчинения.

Центральная роль в этой структуре закреплена за ФНС, которая большую часть своих задач выполняет посредством территориальных ячеек — инспекций.

Информация о них, включая реквизиты и код, размещена на сайте ФНС.

Особенности функционирования ИФНС

Как правило, под ИФНС подразумевают территориальные инспекции, осуществляющие свою деятельность на уровне администрирования субъектов. Подобные инстанции представлены во всех городах.

Таблица 1. Задачи и цели ИФНС

Глобальные задачи ведомствЦели ИФНС
  • контроль выполнения правил, прописанных НК РФ;
  • обеспечение своевременного поступления налогов и прочих платежей в государственную казну;
  • составление отчетности вышестоящим органам.
  • регистрация налоговых резидентов;
  • анализ предоставляемой отчетности;
  • контроль денежных поступлений;
  • осуществление проверок;
  • учет своевременной оплаты начисленной пени и административных штрафов.
  • Кроме обширного перечня обязанностей в зоне ответственности инспекций находится, например, проверка соблюдения соответствующих предписаний к использованию контрольно-кассового аппарата, контроль за производством спиртных напитков и табачных изделий, и даже проведение лотерей. В 2107 г. деятельность ИФНС помимо выполнения основных обязанностей сфокусирована на проверке личных карточек российских фирм на предмет ошибок и нарушений отчислений по страховым взносам.

    Как правило, граждане РФ обращаются в ИФНС при регистрации своей фирмы или ИП

    Оформление организационно-правовой формы деятельности в рейтинге причин посещаемости инспекции будет занимать одну из лидирующих позиций, однако ИФНС становится востребованной инстанцией во время подачи налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, в которой помимо суммы подоходного налога предоставляется возможность подать заявку на налоговый вычет.

    Справка 3-НДФЛ: что это за справка и как её заполнять

    Об особенностях заполнения справки 3-НДФЛ сможете узнать из данной статьи. Все о сроках, правилах заполнения и способах предоставления декларации. Также рассмотрим меры, предусмотренные за задержку подачи 3-НДФЛ и неуплату налогов.

    Скачать декларацию 3-НДФЛ

    Основные задачи ИФНС

    Это ведомство является мультифункциональным органом, решающим множество вопросов из сферы налогообложения. Помимо этого большую роль в эффективности службы играет планирование. В обозримом будущем ИФНС предстоит решить ряд важных проблем:

    • уклонение от оплаты налогов;
    • разработка механизма урегулирования споров без судебного разбирательства;
    • оптимизация подачи налоговой отчетности;
    • улучшение уровня предоставляемых сервисов;
    • усовершенствование онлайн портала по составлению и отправке отчетности, и любого электронного взаимодействия в целом.

    К тому же, налоговая служба стремится к большей информационной открытости и доступной подаче информации.

    Межрегиональные и межрайонные инспекции

    Одним из результатов структурных реформ стало появление межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от своих «коллег», которые преимущественно выполняют контролирующую функцию на основе территориальной привязки гражданина, межрегиональные ведомства основываются на его категории.

    Межрайонные инспекции, как правило, контролируют:

    • административные районы;
    • крупнейших налогоплательщиков.

    Под крупнейшими налогоплательщиками подразумевают организации, чьи активы составляют более 20 000 000 000 рублей или суммарный размер налоговых начислений превышает 1 000 000 000 рублей, причем для фирм, предоставляющих услуги связи эта планка уменьшена до 300 000 000 рублей, а для транспортных компаний — до 50 000 000 рублей.

    Права и обязанности ИФНС

    Согласно НК РФ сотрудники территориальных инспекций наделены следующими правами:

    1. Запрашивать заполненные документы в соответствии с утвержденными формами, на основании которых удерживается налог, а также бумаги, подтверждающие корректность начисления указанных в декларациях сумм.
    2. Осуществлять проверки согласно прописанному НК РФ графику.
    3. Останавливать денежные операции по счетам и налагать арест на имущество.
    4. Изымать документы во время проведения проверок в случае выявления правонарушений.
    5. Инспектировать и проводить инвентаризацию помещений, принадлежащих налогоплательщику в рамках плановых проверок.
    6. Высчитывать размер налога, подлежащего удержанию.
    7. Взыскивать недоплаты и пеню по налогам и государственным сборам. Под эту категорию не попадают штрафные санкции, поскольку этим вопросом занимаются судебные органы.
    8. Требовать от финансовых учреждений документы, удостоверяющие выполнение платежных поручений налоговых резидентов.
    9. При необходимости задействовать для обеспечения эффективности налогового контроля экспертов и переводчиков.
    10. Привлекать в качестве свидетелей субъектов, которые могут обладать важной информацией, помогающей работе налогового инспектора.
    11. Подавать заявления об аннулировании или приостановлении действия лицензий и иски по вопросам налогообложения.

    В обязанности сотрудников ИФНС помимо контролирующих функций входит и ассистирующая деятельность

    Например, работники инспекций должны оказывать содействие налогоплательщикам и помогать в освоении премудростей налогового законодательства в части заполнения деклараций, предоставлять информацию относительно размеров налогов и сборов и порядке их начисления.

    Также инспектора должны своевременно производить налогоплательщикам возврат излишне оплаченных средств в рамках удержания налогов или государственных сборов, причем решение о подобной мере должно приниматься не дольше 30 дней.

    Ответственной обязанностью является хранение налоговой тайны. Эта функция возлагается на сотрудника с того момента, как субъект стал в инспекции на учет. Под эту категорию попадает как информация о местонахождении сотрудника, так и о его финансовых данных.

    Основной вид деятельности налоговой инспекции | Загранник

    Основной вид деятельности налоговой инспекции

    Подбор кодов ОКВЭД при заполнении заявления на регистрацию ИП или ООО может показаться заявителю настоящим камнем преткновения. Некоторые профессиональные регистраторы даже указывают такую услугу отдельной строкой в своем прейскуранте. На деле же подбору кодов ОКВЭД стоит отвести весьма скромное место в перечне действий начинающего бизнесмена.

    Если сложности с подбором кодов все-таки возникают, то вы можете получить бесплатную консультацию по ОКВЭД, но для полноты картины, в том числе ознакомления с рисками, связанными с выбором кодов, рекомендуем вам прочесть эту статью до конца.

    Что такое коды ОКВЭД?

    Коды ОКВЭД — это статистические сведения, предназначенные для того, чтобы сообщить государственным органам, чем именно планирует заниматься новый субъект предпринимательской деятельности. Указывают коды согласно специальному документу – Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, который и дал название аббревиатуре «ОКВЭД».

    В 2019 году действует только одна редакция классификатора — ОКВЭД-2 (другое название ОКВЭД-2014 или ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2)). Классификаторы редакций ОКВЭД-1 (другое название ОКВЭД-2001 или ОК 029-2001 (КДЕС ред.1)) и ОКВЭД-2007 или ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) утратили действие с 1 января 2017 года.

    Если заявитель впишет в заявление коды не того Классификатора, то получит отказ в регистрации, поэтому будьте внимательны! Тем, кто будет заполнять заявление с помощью нашего сервиса, волноваться не надо, мы провели своевременную замену ОКВЭД-1 на ОКВЭД-2. Документы будут заполнены корректно.

    При выборе кодов ОКВЭД нужно также учесть, что определенные виды деятельности требует лицензирования, их полный перечень мы привели в статье Лицензируемые виды деятельности.

    Структура ОКВЭД

    Классификатор ОКВЭД — это иерархический список видов деятельности, разбитый на разделы с латинскими буквенными обозначениями от A до U. Вот так выглядит структура разделов ОКВЭД 2:

    Разделы ОКВЭД:

    Буквенные названия разделов не применяют в формировании кодов ОКВЭД. Классификация кода происходит внутри раздела в следующем виде (звездочки обозначают количество цифр):

    Приведем пример кода ОКВЭД 2 из раздела А “Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство”:

    • Класс 01 – Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях;
    • Подкласс 01.1 – Выращивание однолетних культур;
    • Группа 01.13 — Выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей;
    • Подгруппа 01.13.3 — Выращивание столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина;
    • Вид 01.13.31- Выращивание картофеля.

    Такая подробная детализация кода (до шести цифр включительно) для указания в заявлении не требуется. Код ОКВЭД достаточно прописывать в пределах 4 цифр, то есть только до группы вида деятельности. Если вы указали группу кодов (то есть код, состоящий из четырех цифр), то в нее автоматически попадают коды подгрупп и видов, поэтому их не обязательно указывать отдельно или дополнять потом.

    • Группа 01.13 “Выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей” включает в себя:
    • 01.13.1: Выращивание овощей;
    • 01.13.2: Выращивание бахчевых культур;
    • 01.13.3: Выращивание столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина;
    • 01.13.4: Выращивание семян овощных культур, за исключением семян сахарной свеклы;
    • 01.13.5: Выращивание сахарной свеклы и семян сахарной свеклы;
    • 01.13.6: Выращивание грибов и трюфелей;
    • 01.13.9: Выращивание овощей, не включенных в другие группировки.

    Если вы указали код ОКВЭД 01.13, то, к примеру, выращивание овощей и выращивание грибов и трюфелей входят в эту группу, поэтому не обязательно их указывать в отдельности как 01.13.1 и 01.13.6, достаточно ограничиться кодом 01.13.

    Примеры подбора кодов ОКВЭД в зависимости от выбранной сферы деятельности

    Не всегда представление заявителя о предполагаемых кодах деятельности совпадает с логикой структуры классификатора ОКВЭД. Например, понятно, когда речь идет о деятельности, связанной со сдачей аренду квартир и офисов. Сюда подходят следующие коды ОКВЭД:

    • 68.20 Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом
    • 68.20.1 Аренда и управление собственным или арендованным жилым недвижимым имуществом
    • 68.20.2 Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом

    Так же, довольно логично, выстроены виды деятельности, связанные с торговлей или оказанием услуг такси. Но вот, например, дизайнер, связанный с Интернет-рекламой, может работать под следующими кодами ОКВЭД:

    • 18.12 Прочие виды полиграфической деятельности
    • 74.20 Деятельность в области фотографии
    • 62.09 Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая
    • 73.11 Деятельность рекламных агентств
    • 73.12 Представление в средствах массовой информации
    • 90.03 Деятельность в области художественного творчества
    • 90.01 Деятельность в области исполнительских искусств
    • 62.01 Разработка компьютерного программного обеспечения

    Сколько кодов ОКВЭД можно указывать в заявлении?

    Сколько угодно, не возбраняется вписать в заявление хоть весь классификатор (вопрос только в том – насколько это вам нужно). В лист, где указывают коды ОКВЭД, можно вписать 57 кодов, но таких листов может быть и несколько, в этом случае основной вид деятельности вписывают только один раз, на первом листе.

    Обратите внимание, что если выбранный вами код ОКВЭД относится к сфере образования, воспитания и развития детей, медицинского обеспечения, соцзащиты и соцобслуживания, детско-юношеского спорта, а также культуры и искусства с участием несовершеннолетних, то к заявлению о регистрации надо будет приложить справку об отсутствии судимости (п. 1(к) ст. 22.1 закона № 129-ФЗ). Документ представляется по межведомственному запросу, но чтобы не затягивать процесс регистрации, можно, предварительно уточнив в регистрирующей инспекции такую возможность, справку запросить заранее.

    В законе это требование оговаривается только для физических лиц (то есть, ИП), а при регистрации ООО такой справки не требуется.

    Ответственность за ведение деятельности не по ОКВЭД

    Как таковой, ответственности за деятельность не по ОКВЭД не предусмотрено. И судебная практика, и письма Минфина подтверждают, что предприниматель не подлежит ответственности за осуществление видов деятельности, не указанных в ЕГРИП или ЕГРЮЛ.

    В то же время, если вы ведете деятельность по не прописанному либо не внесенному позднее коду ОКВЭД, то можете быть привлечены к административной ответственности в сумме до 5 000 рублей по ст. 14.

    25 КоАП РФ за «…непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе». Коды ОКВЭД к перечню таких обязательных сведений относит ст. 5 (5) закона № 129-ФЗ от 08.08.

    01 года, так что надо будет поторопиться внести изменения в трехдневный срок после начала деятельности по новому коду.

    Читать дальше  Что относится к товарам первой необходимости

    Основной вид деятельности по ОКВЭД

    А вот тут надо быть внимательным. Дело в том, что начисление взносов за работников по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний происходит, согласно тарифам по основному виду деятельности. Чем к более рисковой (травматичной или провоцирующей профзаболевания) относится деятельность, тем выше тариф страховых взносов.

    До 15 апреля года, следующего за отчетным, работодатели должны подать в ФСС документы, подтверждающие основной вид деятельности, в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития № 55 от 31.01.06 года.

    Организации подают такое подтверждение ежегодно, а ИП – работодатели только в случае, если они изменили основной вид деятельности.

    Основным считают тот вид деятельности, полученные доходы от которого выше в сравнении с доходами от другой деятельности за прошлый год.

    Если подтверждение не подано, то ФСС устанавливает самые высокие тарифы из всех видов деятельности, указанных у страхователя, вот тут-то излишне указанные коды ОКВЭД и могут оказаться очень неуместными.

    Как связаны налоговые режимы и коды ОКВЭД?

    Все специальные, они же льготные, налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) имеют ограничения по виду деятельности, если вы намерены заниматься определенными видами деятельности, и при этом выбираете режим, на котором такая деятельность не предусмотрена, то здесь происходит конфликт интересов. Надо будет изменить либо налоговый режим, либо желаемый ОКВЭД. Чтобы не попасть в подобную ситуацию, рекомендуем заранее проконсультироваться со специалистами по вопросу выбора подходящей системы налогообложения.

    Например, на УСН 2019 нельзя осуществлять страховую деятельность, добывать полезные ископаемые, кроме распространенных, производить подакцизные товары. На ЕНВД 2019 и ПСН можно оказывать только определенные виды услуг и заниматься некоторыми видами торговли.

    Подробнее: Виды деятельности, попадающие под патент в 2019 году для ИП

    ЕСХН вообще предназначен только для видов деятельности, связанных с сельским и рыбным хозяйством. Правда, на общей системе налогообложения (ОСНО) нет ограничений, связанных с видами деятельности, зато на ней самая высокая налоговая нагрузка.

    Налоговые споры, связанные с деятельностью по неуказанному коду ОКВЭД

    Вся «железобетонная» логика налоговиков основана на их постоянном стремлении к непризнанию за налогоплательщиком права на налоговую льготу или уменьшению налоговой базы. Тут в ход идет все, в том числе и отказ принимать расходы по сделкам с контрагентами, если у них не указан вид деятельности, по которому состоялась хозяйственная операция.

    Чаще всего такие отказы связаны с признанием расходов при расчете налога на прибыль и возврате НДС. Судьи в таких спорах, как правило, встают на сторону бизнесмена, но если вы не хотите доводить дело до суда, то лучше убедиться в том, что у вашего партнера указан необходимый код ОКВЭД.

    Еще один важный момент – когда налоговики безосновательно пытаются доказать, что деятельность по неуказанному коду ОКВЭД в принципе не является предпринимательской.

    В частности, известны отказы в праве применять налоговую ставку 6% для предпринимателя на УСН Доходы, если он получил эти доходы по неуказанным кодам ОКВЭД.

    Такие доходы ФНС пытается обложить НДФЛ по ставке 13%, как полученные физлицом от деятельности, не относящейся к предпринимательской.

    Как сообщить о новом коде ОКВЭД или исключить прежний код?

    Выше мы уже отмечали необходимость сообщать в свою налоговую инспекцию в трехдневный срок о том, что вы изменили осуществляемые виды деятельности. Индивидуальные предприниматели сообщают об изменении (добавлении или исключении) кодов ОКВЭД по форме Р24001.

    Для организаций порядок уведомления об изменении кодов ОКВЭД будет зависеть от того, указаны ли в Уставе соответствующие виды деятельности.

    Обратите внимание, что если в перечне видов деятельности вписано указание на «…иные виды деятельности, не запрещенные законом» (или что-то подобное), то вносить изменения в Устав не надо.

    Об изменении кодов ОКВЭД без изменения Устава сообщают по форме Р14001.

    Если же новые коды и близко не подходят к уже указанным в Уставе видам деятельности (например, указано производство, а вы решили заняться торговлей), и фразы об иных, не противоречащих закону видах деятельности, в нем не прописано, то используют форму Р13001. В этом случае придется уплатить еще и госпошлину в размере 800 рублей.

    Краткий минимум, который надо знать про ОКВЭД

    1. Коды ОКВЭД — это статистическое обозначение кода видов деятельности, которые заявитель указывает в заявлении о регистрации ИП или ООО.
    2. Указать в заявлении надо хотя бы один код деятельности, максимальное количество кодов ОКВЭД теоретически ничем не ограничено.

    3. Нет смысла указывать в заявлении как можно больше кодов (на всякий случай), т.к. при регистрации ИП среди них могут оказаться те, для ведения которых надо дополнительно к обычному пакету документов предъявить справку об отсутствии судимости.

    4. Если вы выбрали специальный налоговый режим, то при выборе кодов ОКВЭД необходимо учитывать ограничения по видам деятельности на этом режиме.
    5. При наличии работников основной вид деятельности надо подтверждать в ФСС до 15 апреля: для организаций ежегодно, для ИП только в случае изменения основного кода, т.к.

      от этого зависят тарифы страховых взносов на работников.

    6. Ответственности за деятельность не по указанным кодам ОКВЭД не предусмотрено, но за несвоевременное (в течение трех дней) сообщение об изменении кодов может быть наложен административный штраф до 5 тыс. рублей.

    7. При отсутствии у вас или вашего контрагента соответствующих кодов ОКВЭД возможны налоговые споры, с отказом уменьшать налоговую базу или применять другую налоговую льготу по сделке.

    Собираетесь открыть расчётный счёт? Откройте расчётный счёт в надёжном банке — Альфа-Банке и получите бесплатно:

    • бесплатное открытие счёта
    • первый счет в иностранной валюте
    • заверение документов
    • интернет-банк
    • и многое другое
    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.