Ответственность за нарушение 223 фз о закупках

Штрафы по 223-ФЗ – таблица КоАП 2019 с последними изменениями

Ответственность за нарушение 223 фз о закупках

С 2011 года отдельные юридические лица обязаны реализовать проведение закупок в соответствие с правилами 223-ФЗ.

Изначально никакой ответственности за нарушение этого законодательства не предусматривалось, так как соответствующие статьи отсутствовали в КоАП.

Указом президента в 2014 году были внесены поправки в законодательство. Теперь за отклонение от норм 223-ФЗ назначаются штрафные санкции.

Ответственность заказчиков

Контролирующие органы при выявлении нарушений могут привлечь заказчика к дисциплинарной или административной ответственности. Уголовное производство в такой ситуации не предусматривается. Заказчики привлекаются не только за неправильное поведение, но и за бездействия, повлекшее за собой отклонение от требований 223-ФЗ.

К дисциплинарной ответственности привлекаются также должностные лица заказчика, по вине которых произошло нарушение закона. Их ошибки нередко приводят к тому, что поставщики недополучают выгоду. При возникновении такой ситуации участники закупки подают жалобу в ФАС, которая и инициирует соответствующую проверку. На 2018 год объемы штрафов установлены в размере, прописанном в таблице.

Вид нарушенияСумма взысканияОснование по КоАП
с должностного лицас юридического лицачастьстатья
Неверная форма определения методики закупки
Проведение закупки в форме отличной от электронной в ситуациях, когда это запрещено10 тыс. – 30 тыс. рублей100 тыс. – 300 тыс. рублей17.32.3
Второе нарушение в вопросе выбора способа проведения закупки40 тыс. – 50 тыс. рублей (должное лицо отстраняется от должности на срок до года)27.32.3
Проведение закупки, которая должна проводиться по нормам законодательства, иным способом20 тысяч – 30 тыс. рублейот 50 до 100 тыс. рублей37.32.3
Отклонение от установленных сроков и порядка публикации положения о закупке
Отклонение от сроков публикации информации и приобретении МТР в ЕИС2 тыс. – 5 тыс. рублей10 тыс. – 30 тысяч рублей47.32.3
Отклонение от сроков публикации в сети изменений, внесенных в положение о закупкахот 5 до 10 тыс. рублейот 10 000 до 30 000 рублей67.32.3
Неправильное составление извещения о проведении процедуры приобретения МТР2 000 – 3 000 рублей5 тыс. – 10 тыс. рублей77.32.3
Не предоставление сведений на всеобщее обозрение
Уклонение от публикации в сети информации, обнародование которой предусмотрено законодательством30 тыс. – 50 тыс. рублей100 – 300 тыс. рублей57.32.3
Попытки ограничения здоровой конкуренции
Предъявление к потенциальным постащикам закупки требований, которые напрямую не прописаны в положении о приобретении товаров или услуг2 000 – 3 000 рублей5 000 – 10 000 рублей87.32.3
Не своевременная передача сведений о недобросовестных поставщиках в РНП или не передача такой информации вовсе.10 000 – 15 000 рублей30 000 – 50 000 рублей19.7.2-1
Не соблюдение предписаний контролирующих органов30 тысяч – 50 тыс. рублейОт 300 до 500 тыс. рублей7.219.5

Обязанность по рассмотрению конкретных ситуаций нарушения законодательства в сфере закупок отдельными юридическими лицами возложена на органы исполнительной власти федерального значения. Согласно постановлению Правительства за номером 189 от 07 апреля 2004 в роли такого органа выступает представительство ФАС.

От чего будет зависеть размер штрафа

В КоАПе прописаны диапазоны штрафов. Конкретная сумма будет определяться, исходя из обстоятельств дела. Если комиссия примет решение о том, что нарушение оказалось незначительным и не повлекло за собой негативных последствий, то будет вынесено предписание о назначение штрафа в минимальном размере. Допустимо и вовсе ограничиться замечанием, вынесенным в устной форме.

При определении размера штрафа для должностного лица учитывается его личная характеристика. Если нарушения происходили неоднократно, то санкции могут быть ужесточены.

Комиссия должна учесть и материальное положение человека, наличие смягчающих факторов.

Если несмотря на предписания ФАС должностное лицо продолжает нарушать законодательство, то этот факт признается отягчающим обстоятельством. Штраф насчитывается в максимальном размере.

Ответственность за нарушение фз 223 о закупках

Ответственность за нарушение 223 фз о закупках

Любые нарушения в сфере закупок подразумевают наказание. Наступает ответственность по 223 ФЗ 2019 года в тех случаях, когда заказчик пренебрегает правилами ведения закупочной деятельности, прописанными в законе о закупках отдельными видами юридических лиц.

В случае нарушений организацию-заказчика привлекут к административной, дисциплинарной или гражданской ответственности. Самая высшая мера наказания — уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок — в нормативах Федерального закона № 223 не прописана. Но это не означает, что серьезные правонарушения останутся безнаказанными.

Некоторые действия заказчика и несоблюдение правовых основ действующего законодательства РФ могут повлечь за собой экономические преступления, за которые последуют санкции по статьям УК РФ:

  1. Ст. 178 УК РФ «Ограничение конкуренции».
  2. Ч. 5, 6 ст. 204 УК РФ «Получение коммерческого подкупа». В данном случае последует серьезная уголовная ответственность — штрафы по 223 ФЗ будут исчисляться существенными суммами: минимум — 200 000,00 рублей и максимум — 1 000 000,00 рублей. Возможен и иной вариант: совокупная заработная плата или иной вид дохода осужденного за период от 3 месяцев до 1 года. Оштрафовать могут и на сумму, равную 20-, 40-кратной величины установленного подкупа. При этом последует и лишение права заниматься определенной деятельностью и трудоустраиваться на определенные должности в течение трехлетнего срока. Самым строгим наказанием в этом случае будет лишение свободы возможным сроком до 5 лет с уплатой штрафа на сумму 20-кратной величины совершенного подкупа либо лишение свободы без штрафа, но с отсутствием возможности в дальнейшем заниматься определенной деятельностью или работать на определенных должностях в течение трех лет либо бессрочно.

Дисциплинарное наказание назначается строго в соответствии с Трудовым кодексом РФ и только тому должностному лицу, по вине которого и были нарушены правила закупочной деятельности организации-заказчика.

Под гражданско-правовой ответственностью подразумевается обязанность заказчика, нарушившего нормативы и свои обязательства, возместить пострадавшему лицу убытки на основании положений ГК РФ.

Если процедура закупки проведена с существенными ошибками, что привлекло к неправильному результату определения поставщика, то организации-заказчику придется не только заплатить штраф, но и возместить убыток тому исполнителю, который пострадал в результате некорректного выбора величины цены незаключенного по вине заказчика договора.

Существует норматив, по которому заказчик будет обязан закупать товары, работы и услуги по 44 ФЗ, а не по Федеральному закону № 223. Такое наказание последует, если организации не закупила ТРУ в требуемом объеме у субъектов малого и среднего предпринимательства или не предоставила отчет о закупках у МСП в положенный срок — до 1 февраля года, следующего за отчетным.

С учетом обновленных положений 223 ФЗ действует еще одно правило.

Если повторный тендер, который должен осуществляться электронно, будет проведен не в положенном электронном виде, то сотрудника, ответственного за ведение закупочной деятельности, а следовательно, и за данное правонарушение, исполнительные органы либо привлекут к штрафу, либо определят наказание в виде дисквалификации в течение 1 года.

Какие виды ответственности за нарушения предусмотрены Федеральным законом №223-ФЗ?

В настоящее время порядок привлечения к ответственности самих заказчиков и их должностных лиц в случае выявления нарушений при осуществлении закупок происходит с помощью различных механизмов, которые предусматриваются в различных видах законодательства.

Сложившаяся практика правоприменения различных мер ответственности за допущенные при проведении государственных и муниципальных закупок нарушения говорит о том, что чаще всего в отношении должностных лиц заказчика, которые такие нарушения допустили, применяются следующие меры привлечения к ответственности:

  • дисциплинарная (которая применяется на основании соответствующих положений Трудового Кодекса Российской Федерации и заключенного в соответствии с его положениями трудового договора между организацией и нанятым ею сотрудником);
  • административная ответственность (которая применяется в случае, если были совершены существенные нарушения действующего законодательства, которые повлекли за собой значительный ущерб бюджету государства, либо закупки были осуществлены с использованием своего служебного положения должностными лицами строго в своих интересах);
  • уголовная ответственность (применение таких мер ответственности осуществляется в тех случаях, когда осуществленные закупки не только нанесли существенный ущерб государству, в том числе экономический ущерб, но также такие нарушения были совершены должностным лицом при понимании того, каким образом он совершает действия и при полном осознании того, что его действия несут угрозу экономической безопасности государства).

Ответственность за нарушение закона 223 фз 2020 г

Ответственность за нарушение 223 фз о закупках

1. Ответственность за нарушение 223-ФЗ: основные виды
2. Наиболее распространенные нарушения 223-ФЗ
3.Степень и размер ответственности за нарушения 223 -ФЗ

      Мы уже писали о коррупционных схемах в сфере закупок, а также схемах мошенничества и обмана поставщиков. Эта статья посвящена видам ответственности за нарушения закона 223-ФЗ. 

Административная ответственность за нарушение Федерального закона 223-ФЗ колеблется в диапазоне от 3 до 500 тысяч рублей. Все зависит от того, кого и за что штрафуют. Здесь стоит разобраться тщательнее.

1. Ответственность за нарушение 223-ФЗ: основные виды

Как сказал один мой знакомый, возглавлявший отдел по борьбе с экономической преступностью, был бы человек хороший, а статью для него найдём… Заказчика за нарушения законодательства могут привлечь к дисциплинарной, административной, гражданской, а с недавних пор еще и к уголовной ответственности (при наличии доказательств взяточничества, вымогательства, ограничения конкуренции и других видов коррупционной деятельности).

Хотя напрямую уголовная ответственность за правонарушения в сфере тендеров по 223-ФЗ не прописана, но тем не менее в УК РФ есть статья 178 У «Ограничение конкуренции» или ч.

5, 6 статьи 204 за взяточничество, предусматривающие максимальный штраф до миллиона рублей с лишением права занимать определенные должности и работать в определенной области до трех лет, либо тюремное заключение сроком от трех месяцев до пяти лет.

Дисциплинарная ответственность за нарушение трудового законодательства по 223-ФЗ применяется к ответственным лицам, совершившими должностное преступление, связанное с несоблюдением норм внутренних подзаконных актов предприятия-заказчика о закупках.

Гражданско-правовая ответственность в форме компенсации за причиненный ущерб применяется к недобросовестному заказчику, нарушившему статьи ГК РФ, причинив убытки в результате намеренных нарушений процедуры торгов и создав преимущественные условия по предварительному сговору с поставщиком.

Заказчики, осуществлявшие тендеры по 223-ФЗ и не набравшие нормативный объем закупок у СМП, должны размещать заказы до конца года, следующего за отчетным, согласно Закону о контрактной системе.

Также и включение нарушивших контрактные условия поставщиков и подрядчиков в Реестр недобросовестных поставщиков можно рассматривать как современный аналог гражданской казни, принятой в Российской империи как символическое лишение человека гражданского права и достоинства.

Административная ответственность за нарушение 223-ФЗ определяется КоАП РФ.

В этом случае штраф за правонарушения колеблется в диапазоне от 2 до 50 000 рублей для должностных лиц, и от пяти до пятисот тысяч рублей для юридических лиц.

В частности, если процедура торгов, которая должна была быть проведена в электронной форме, а на практике осуществилась иначе, организатор подобных торгов может получить штраф, либо ограничение в правах сроком до года.

2. Наиболее распространенные нарушения 223-ФЗ

 связаны с:

1) нарушением сроков публикации сведений в ЕИС;

2) неправильным оформлением закупочной документации;

3) намеренными нарушениями правил проведения процедуры закупки.

Для обеспечения объективного подхода к правонарушениям в сфере закупок по 223-ФЗ Счетной палатой России был создан Классификатор нарушений, определяемых в процессе внутренних и внешних проверок, состоящий из 55 номинаций.

Таким образом административные правонарушения 223-ФЗ были поделены на 3 группировки.

1) Нарушение регламента закупки, обычно это проведение торгов по регламенту 44-ФЗ, а не 223-ФЗ, либо проведение торгов оффлайн, хотя по нормативам они должны были пройти в электронной форме.

2) Нарушение правил и сроков публикации сведений о закупке в ЕИС.

3) Неправомочные действия, допущенные по отношению к поставщикам и тендерной документации. Сюда же отнесли игнорирование предписаний контролирующих органов по устранению правонарушений.

Хотите гарантированно побеждать в тендерах?

         Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!

Выиграть в тендере

 3. Степень и размер ответственности за нарушения 223-ФЗ

 определяются следующими обстоятельствами:

1) Кто выступает в качестве ответчика – организация или конкретный человек как физическое лицо;

2) Личность ответчика, его имущественный уровень;

3) Умышленный или непредумышленный характер правонарушения.

Соответственно, сопутствующие правонарушению факты и обстоятельства могут быть признаны смягчающими, или наоборот, отягчающими факторами.

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.

Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Штрафы по 223-ФЗ: таблица и основные группы нарушений закупочного законодательства

Ответственность за нарушение 223 фз о закупках

Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в настоящее время является достаточно лояльным нормативным актом, который регулирует большое количество вопросов, связанных с осуществлением закупок теми государственными и муниципальными заказчиками, которые получают не только бюджетное финансирование, но и имеют свои собственные средства, полученные от осуществления коммерческой деятельности. Именно по причине такой лояльности нередко встречаются нарушения, которые были допущены самими заказчиками в ходе осуществления закупочных процедур.

Основные группы нарушений Федерального закона №223-ФЗ

К наиболее частым нарушениям, которые фиксируются контролирующими органами в сфере государственных и муниципальных закупок, относятся:

  • нарушение требований относительно выбора той или иной закупочной процедуры;
  • нарушение сроков публикации или невыполнение требований о необходимости публикации для той информации, которая в обязательном порядке должна быть размещена в Единой информационной системе в сфере закупок;
  • формирование документации о закупках таким образом, что это будет нарушать права потенциальных участников закупочных мероприятий, а также предъявление к участникам закупок таких требований, которые могут быть расценены, как заведомо ограничивающие их возможности на участие;
  • нарушение правил и порядка предоставления в Федеральную антимонопольную службу информации о недобросовестных исполнителях по контрактам и договорам либо предоставление ложных сведений;
  • неисполнение или неполное исполнение в установленные сроки вынесенных предписаний контролирующих органов по поводу существующих нарушений действующего законодательства в сфере закупок.

За каждое нарушение, входящее в одну из перечисленных выше групп, на самого государственного или муниципального заказчика либо на его должностных лиц, осуществляющих закупочную деятельность, налагаются штрафные санкции.

Нормативная основа формирования наказаний

Нормативной основой для привлечения к ответственности государственных и муниципальных заказчиков за нарушения закупочного законодательства является Кодекс об административных правонарушениях.

При этом, если говорить о закупочной деятельности, которую осуществляет заказчик в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Кодекс об административных правонарушениях предусматривает очень большое количество мер ответственности, которые могут быть использованы контролирующими органами.

Если говорить о нарушениях, допущенных заказчиками в отношении соблюдения правил и требований, предусмотренных Федеральным законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», то для них характерно регулирование в рамках статьи 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях.

Данная статья содержит восемь частей, каждая из которых предусматривает санкции за определенные виды правонарушений в закупочной деятельности. Штрафы на основании этих санкций назначает контролирующий орган в сфере закупок.

При определении того, какие именно штрафы придется платить заказчику, следует также обращаться к статьям 19.7.2-1 и 19.

5 Кодекса об административных правонарушениях, которые устанавливают наказания за определенные виды правонарушений в сфере закупок.

Перечень штрафов в соответствии с действующим законодательством

НарушениеСтатья КоАП, как основание для назначения штрафных санкцийМеры ответственности для должностных лицМеры ответственности для юридических лиц
Нарушение требований законодательства об использовании обязательной в определенных законом случаях формы электронной закупочной процедурыЧасть 1 статьи 7.32.3 КоАП РФНа должностное лицо налагаются санкции в размере от десяти до тридцати тысяч рублейНа организацию-заказчика может быть наложен штраф в размере от ста до трехсот тысяч рублей
Нарушение в отношении выбора способа закупки, которое допускается повторноЧасть 2 статьи 7.32.3 КоАП РФДолжностное лицо может быть наказано штрафом от сорока до пятидесяти тысяч рублей либо быть дисквалифицировано на срок до одного годаЗа повторное нарушение заказчик не наказывается
Нарушение законодательства в части использования требуемой законодательством формы закупочной деятельностиЧасть 3 статьи 7.32.3 КоАП РФДолжностному лицу грозит штраф в диапазоне от двадцати до тридцати тысяч рублейНа организацию может быть наложен штраф от пятидесяти до ста тысяч рублей
Нарушение установленных Федеральным законом №223-ФЗ сроков относительно публикации в Единой информационной системе сведений, которые должны пройти обязательную публикациюЧасть 4 статьи 7.32.3 КоАП РФДолжностное лицо может быть наказано штрафом от двух до трех тысяч рублейШтраф на организацию-заказчика будет находиться в диапазоне от десяти до тридцати тысяч рублей
Отсутствие выполненной публикации обязательных сведений в Единой информационной системеЧасть 5 статьи 7.32.3 КоАП РФДолжностному лицу придется заплатить штраф в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублейОрганизация будет оштрафована на сумму от ста до трехсот тысяч рублей
Если заказчик нарушил сроки публикации в Единой информационной системе сведений, на основании которых изменяются его правовые актыЧасть 6 статьи 7.32.3 КоАП РФНа должностное лицо будет наложен штраф в диапазоне от пяти до десяти тысяч рублейОрганизации придется заплатить от десяти до тридцати тысяч рублей штрафа
Если заказчик ненадлежащим образом составил извещениеЧасть 7 статьи 7.32.3 КоАП РФДолжностное лицо ответит за нарушение уплатой штрафа от двух до трех тысяч рублейОрганизация заплатит штраф от пяти до десяти тысяч рублей
Если к участникам закупки были предъявлены требования необоснованного типаЧасть 8 статьи 7.32.3 КоАП РФДолжностное лицо должно будет заплатить штраф от двух до трех тысяч рублейОрганизация заплатит в рамках штрафа от пяти до десяти тысяч рублей
Предоставление контролирующим органам сведений, которые не соответствуют действительности, если речь идет о включении контрагента в Реестр недобросовестных поставщиковСтатья 19.7.2-1Должностное лицо будет наказано штрафом от десяти до пятнадцати тысяч рублейОрганизации придется заплатить от тридцати до пятидесяти тысяч рублей
Если организация не исполнила в установленные законом сроки требования контролирующих органов по устранению имеющихся нарушений действующего законодательстваЧасть 7.2 статьи 19.5 КоАП РФДолжностное лицо заплатит штраф от тридцати до пятидесяти тысяч рублейОрганизацию накажут на сумму в диапазоне от трехсот до пятисот тысяч рублей

Загрузка…

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Срок заключения договора по 223-ФЗ: подготовка и специфика подписания, отклонение, штрафы

Ответственность за нарушение 223 фз о закупках

В рамках Закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ договоры заключаются согласно правилам, установленным гражданскими законами и специальным Положением о закупке.

В статье рассмотрим подробности заключения договора по 223-ФЗ, а именно, о существенных условиях, сроках, которые являлись актуальными раньше и действуют в настоящее время, правилах, юридической ответственности и иных важных моментах.

Рамочный договор

Такое соглашение заключается по установленному шаблону, где не указывается четких сведений относительно конкретного случая. К общим принципам подобных документов относятся следующие:

  • Открытые условия.
  • Точные показатели объема и цены отсутствуют.
  • Поставка и отгрузка выполняется по дальнейшим заявкам, где и прописываются точные параметры заказа.

Если не указаны существенные условия, то рассматриваемый договор не будет признан заключенным. Но тогда каждая поставка должна будет рассматриваться в виде отдельного договора.

Существенные условия

Все условия, включаемые в соглашение в обязательном порядке, регулируются как положениями о закупках, так и ГК РФ. Причем Гражданский кодекс является основным регулятором заключаемых соглашений в нашей стране, вне зависимости от лица, выступающего в роли контрагента. Из указанных правовых актов следует, что к существенным условиям договора относится:

  • Предмет. Эти сведения указываются в отдельном разделе, где говорится об объекте закупки, ранее содержащемся в соответствующем извещении.
  • Цена. Окончательные сведения формируются на основе результатов, полученных после завершения закупки, даже в случае закупки у одного поставщика. Цена договора может быть изменена, но лишь в случае, если это действие не послужит причиной изменения политики государства в отношении образования цены.
  • Права и обязанности сторон. В этом разделе, помимо прочего, указываются конкретные размеры санкций, а если они отсутствуют, то должны быть прописаны четкие механизмы их расчета.
  • Срок заключения договора по 223-ФЗ. Регламентируется он в обязательном порядке, даже если речь идет о простой форме соглашения.

В соответствии с действующим законодательством договоры бывают возмездными и безвозмездными. В случае с рассматриваемым Законом, соглашение может быть исключительно возмездным. В нем содержатся разные данные. Но к существенным относятся:

  • Предмет, согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ.
  • Условие о списке, видах услуг, а также выполняемых действиях, согласно п. 1 ст. 779 Кодекса.
  • Расход средств в денежном эквиваленте.

Договор, при котором не расходуются денежные средства, например, соглашение о дарении или бартере, не может относиться к закупке.

Поэтому не стоит переводить главные потребности на бартерные сделки, иначе у надзорных инстанций будут появляться вопросы о целесообразности осуществления процедуры, а также относительно контрагента.

Есть вероятность того, что это действие квалифицируется как нарушение требований антимонопольного законодательства по торгам, что повлечет за собой юридическую ответственность.

Подробности о том, как заключается и исполняется договор, предусмотренный Законом № 223-ФЗ, рассматриваются в Положении о закупке. Заказчик не вправе отклоняться от условий, которые в нем прописаны. Положение может состоять из нескольких документов, которые размещаются в ЕИС (Единой информационной системе).

В ней прописывается порядок заключения договора по 223-ФЗ и включаются следующие данные:

  • Перечень документов, необходимых для подписания соглашения. Заказчики сами определяют соответствующий пакет.
  • Правила их направления. Могут применяться любые способы, например, с помощью почты, электронной переписки, факса и так далее. Но оптимальным вариантом является направление посредством почты заказным письмом с уведомлением. Таким образом, заказчик сможет убедиться в том, что договор получен, а лицо, принявшее его, вправе совершать обговоренные действия.
  • Сроки.
  • Права и обязанности сторон.

Если действия какой-либо стороны не прописаны или указаны не полностью, то у победителя есть шанс уклониться от подписания соглашения, и при этом не быть включенным в реестр недобросовестных поставщиков.

Сроки

Четкого указания сроков заключения договора по 223-ФЗ законом не предусмотрено. Соответствующий порядок прописывается в Положении о закупках юрлицом. Но на практике подобный вопрос часто поднимается. Изучим причины этого.

Почему возникают споры?

О том, на что опираться при разработке положений о закупке, существуют разные мнения. Одни авторы считают, что нужно устанавливать период, который устанавливался в Законе «О размещении заказов для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ.

Другие полагают, что правильнее руководствоваться нормами, предусмотренными ГК РФ. Третьи уверены, что можно устанавливать любые сроки заключения договора по 223-ФЗ. Чтобы разобраться в этом вопросе, целесообразно рассмотреть эти мнения по отдельности.

Правила ГК РФ

Ранее в п. 5 ст. 448 ГК РФ предусматривался предельный срок заключения договора по 223-ФЗ. Это двадцать дней после окончания проведения торгов и создания протокола по их итогам. Этот период указывался во многих Положениях о закупках, которые тогда разрабатывались.

Другой вопрос был в том, в какой момент после освещения итогов закупки можно было заключать соглашение. Как правило, обе стороны готовы приступить к этой стадии как можно скорее, вплоть до следующего дня после того, как будет составлен и подписан итоговый протокол.

Поэтому довольно часто договор заключался уже на 3-5 день после завершения торгов. Однако нужно помнить и положения Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.

Согласно ему, договор, подписанный ранее десяти дней после составления итогового протокола, нарушает основы конкуренции.

Возвращаясь к предельному сроку заключения договора по 223-ФЗ, следует отметить, что с 2015 года статья 448 ГК РФ была изложена в новой редакции, где этот период уже не упоминается. Сегодня предельный срок в 20 дней действует лишь в отношении субъектов малого бизнеса.

Закон № 94-ФЗ

В Законе № 223 нет отсылок на положения иных законов, которые регулируют процессы госзакупок. В то же время отдельные разработчики придерживаются сроков, прописанных в статьях 29 и 38 Закона № 94.

В них говорится о том, что договор можно подписывать не раньше, чем через 10 дней после того, как подписан итоговый протокол. Эти нормы соответствуют Закону о закупках.

Однако в случае, когда одной из сторон являются представители малого бизнеса, можно тем самым вступить в противоречие из-за установленных предельных сроков заключения договора (20 дней).

Усмотрение организатора торгов

Как указывалось выше, часть разработчиков придерживается мнения, при котором можно устанавливать свои сроки. При этом они могут:

  • Подписывать соглашение в течение 10 дней после подготовки и публикации итогового протокола.
  • Передавать победителю договор на подписание в течение 3 дней и прочее.

Подобная точка зрения может привести к нарушениям сроков заключения договора по 223-ФЗ. К примеру, это лишает других участников возможности обратиться с жалобой на действия организаторов торгов.

Закон «О защите конкуренции» и соответствующие сроки

В Законе № 135-ФЗ прописана возможность обжалования бездействия или действий лиц, организующих закупки. Например, в ст. 18.1 Закона указывается процедура рассмотрения заявлений в отношении торгов в ФАС. Так, в п. 4 ст. 18.

1 Закона говорится о том, что с такой жалобой можно обратиться не позже 10 дней. Срок начинает истекать с момента подготовки и публикации протокола. В связи с этим Антимонопольной службе приходилось много раз устранять нарушения из-за несвоевременного заключения договоров.

Правда, суд не всегда выносил решения в пользу ФАС.

К основным моментам, которые в этом случае учитываются судебным органом, относятся следующие:

  • При заключении договора по 223-ФЗ нужно предусмотреть такие условия, которые бы гарантировали участникам торгов возможность обжаловать организаторские действия.
  • Если в Положении о закупках закрепить сроки, которые учитывают требования Закона № 135-ФЗ, то Антимонопольная служба не сможет применить соответствующие меры, например, о приостановлении торгов.
  • Если срок подписания соглашения сокращен, то это считается злоупотреблением правом.

Штрафные санкции

За несоблюдение предписаний, например, уклонение от заключения договора по 223-ФЗ, может предусматриваться наказание в виде штрафа. В целом могут наступить следующие виды юридической ответственности:

  • Дисциплинарная.
  • Гражданская.
  • Административная.

Уголовного преследования за подобные нарушения не предусмотрено. В то же время определенные действия или бездействие могут составлять объективную сторону преступлений. Тогда наказание будет квалифицировано, к примеру, по ст. 178 УК РФ «Ограничение конкуренции» или по частям 5 и 6 ст. 204 «Получение коммерческого подкупа».

А за эти преступления предусмотрено серьезное наказание. Так, в ст. 204 Уголовного кодекса предусмотрен штраф в размере от 200 тыс. до 1 млн. руб., либо заработной платы или другого дохода за период от 3 месяцев до 1 года, либо в размере суммы, от 20 до 40 раз превышающей сумму коммерческого подкупа. Также преступник может быть лишен права занимать конкретную должность сроком до 3 лет.

Дисциплинарная ответственность налагается на основании норм трудового законодательства. Она применяется к должностным лицам, нарушившим нормы внутренних документов организации.

Гражданская ответственность наступает на основании положений ГК РФ. К примеру, когда у участника появятся убытки в виде упущенной выгоды, если по итогам неправильно проведенного конкурса выбран другой подрядчик. Придется понести наказание и в случае, если заказчик отказывается от заключения договора по 223-ФЗ.

Административная ответственность

Этот вид ответственности наступает за невыполнение или выполнение не должным образом положений Закона 223-ФЗ. Соответствующие нормы закона появились только в 2014 году.

В зависимости от характера правонарушения штраф для должностных лиц может составлять сумму от двух тысяч до пятидесяти тысяч руб., а для юрлиц – от пяти тысяч до пятисот тысяч руб.

Кроме того, может предусматриваться дисквалификация на срок до 1 года.

Заключение

Как видно, в настоящее время в законах не содержится четких сроков заключения договоров по результатам закупки (223-ФЗ). Поэтому разработчики могут указывать в них такие периоды, которые являются удобными.

Единственное ограничение заключается в условии, согласно которому период подписания договора не должен препятствовать праву других участников оспаривать действия или бездействие организаторов торгов. Это значит, что соглашение не может заключаться в течение десяти дней после получения итогов торгов.

Иначе подписание договора может быть расценено как злоупотребление правом. Тогда Антимонопольная служба вынесет постановление о том, чтобы соответствующие нарушения были устранены. Но и в другом случае наступает ответственность по Закону № 223-ФЗ.

Отказ от заключения договора также считается правонарушением.

Ответственность по 223 ФЗ

Ответственность за нарушение 223 фз о закупках

Административная ответственность за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

Административная ответственность в зависимости от субъекта, совершившего правонарушение

Должностное лицо

Юридическое лицо

Осуществление закупки, которая должна проводиться в соответствии с законодательством РФ в электронной форме, в иной форме

Штраф от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб.

Штраф от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб.

ч. 1 ст. 7.32.3

Осуществление закупки, которая должна проводиться в соответствии с законодательством РФ в электронной форме, в иной форме должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение более двух раз

Штраф от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб. или дисквалификация от 6 месяцев до 1 года

ч.

Service Temporarily Unavailable

2 ст. 7.32.3

Осуществление закупки, которая должна проводиться в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе, в ином порядке

Штраф от 20 тыс. руб. до 30 тыс. руб.

Штраф от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб.

ч. 3 ст. 7.32.3

Нарушение сроков размещения в ЕИС информации о закупке, размещение которой предусмотрено законодательством РФ о закупках (за исключением размещения изменений, вносимых в положения о закупках)

Штраф от 2 тыс. руб. до 5 тыс. руб.

Штраф от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб.

ч. 4 ст. 7.32.3

Неразмещение в ЕИС информации о закупке, размещение которой предусмотрено законодательством РФ о закупках

Штраф от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб.

Штраф от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб.

ч. 5 ст. 7.32.3

Нарушение сроков размещения в ЕИС изменений, вносимых в положения о закупках

Штраф от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб.

Штраф от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб.

ч. 6 ст. 7.32.3

Несоблюдение требований извещения о закупке

Штраф от 2 тыс. руб. до 3 тыс. руб.

Штраф от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб.

ч. 7 ст. 7.32.3

Предъявление требований к участникам закупок, к товарам (работам, услугам), к условиям договора либо оценка и сопоставление заявок по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке

Штраф от 2 тыс. руб. до 3 тыс. руб.

Штраф от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб.

ч. 8 ст. 7.32.3

Невыполнение в срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок отдельными видами юридических лиц, или его территориальных органов

Штраф от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб.

Штраф от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

ч. 7.2 ст. 19.5

Непредставление или несвоевременное представление информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) либо представление заведомо недостоверной информации о них в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков

Штраф от 10 тыс. руб. до 15 тыс. руб.

Штраф от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб.

ст. 19.7.2-1

Статьей 23.

83 КоАП РФ предусмотрено, что рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере закупок отдельными видами юридических лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Такие полномочия возложены на ФАС России (п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 N 189 “Вопросы Федеральной антимонопольной службы”).

Немного истории: первыми были зарегулированы (и довольно жёстко) закупки бюджетных учреждений (потребляющих деньги из бюджета).

Сначала это был 94-фз (запоминать не обязательно, больше мы про него говорить не будем),
теперь это 44-фз, в котором определены базовые понятия (“котировка”, “аукцион”, “конкурс” итп), (этим правилам и логике посвящена бОльшая часть ресурса gozapedia.

ru если в статье не указано иное). 223-фз это вторая половина госзаказа РФ, он регулирует закупочную деятельность предприятий(в основном) зарабатывающих деньги самостоятельно*.

Закупки 223-фз в любом случае основаны на базовых понятиях. Поэтому совершенно нелепо заниматься закупками 223-фз, не понимая базы. К сожалению, этот простой принцип не ведом некоторым заказчикам 223-фз которые размещают причудливые гибриды, в которых перепутано всё на свете.

    Субъекты 223-фз:

  • Госкорпорации,ГУПы,субъекты естественных монополий,
  • все компании в которых доля государственного участия превышает 50%,
  • а так же все дочерние и “внучатые” организации таких компаний,
  • некоторые (муниципальные) автономные учреждения.

Принадлежность предприятия к тому или иному закону определяется организационно-правовой формой, данной при создании учреждения указом вышестоящего органа власти (таким же образом возможно и перемещение организации из одного закона в другой). *Указанная формулировка не является юридически исчерпывающей. Предприятия, на практике выполняющие одни и те же функции, могут иметь различную организационную форму, а значит проводить свои закупки по разным законам.

Зубрить приведённые различия не нужно, перепутать законы на практике невозможно.

Бюджетные учреждения осуществляют закупки по 44-фз, НО имеют право распоряжаться ВНЕбюджетными средствами по 223-фз (то есть значительно более свободно).

Это средства полученные:

  • за счёт грантов граждан и юр.лиц, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе из бюджетов РФ (если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное);
  • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения субподрядчика, поставщика.
  • за счёт средств, полученных при осуществлении приносящей доход деятельности от физ. и юр.лиц (за исключением средств ОМС).

В том числе любая “наличность” в кассе заведения (полученная от физ.лиц) естественным образом является внебюджетными средствами.

Штрафы по 223-ФЗ — таблица КоАП 2018 с последними изменениями

Для проведения закупок по 223-фз заказчики (в том числе бюджетные) должны принять и разместить в ЕИС:
1)Положение о закупках — документ в котором заказчик самостоятельно определяет все правила размещения своих заказов.

*В положение можно вносить изменения и через 10-ть дней после внесения проводить закупки по новым правилам.

2)План-график закупок на следующий календарный год (бюджетные заказчики размещают отдельно план-график закупок по 44-фз и план-график для 223-фз, если проводят такие закупки) *в план-график можно и нужно вносить изменения в течении года, естественным образом.

Если размещение указанных документов не выполнено, то вся “внебюджетка” тратится по 44-фз.

Типовое положение (скачать pdf) для нужд АО с гос участием по версии РосИмущества
Если заказчик не АО и (или) не относится к РосИмуществу, он не обязан использовать именно это, но может взять за основу.

Обязанности заказчика 223-фз, которые нельзя изменить положением о закупках:

  • Извещения для конкурса и аукциона размещаются не менее чем за 20 дней до ОПЗ, а если заказчиком внесены изменения, срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы до нового ОПЗ было не менее 15-ти дней.
  • Протоколы размещаются в ЕИС не позднее чем через 3 дня с момента подписания.
  • Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещает в ЕИС сведения о количестве и общей стоимости заключенных договоров, с отдельными сведениями о закупках у единственного поставщика. Без раскрытия самих поставщиков.

Возможности заказчиков 223-фз:

  • проводить закупки на любой существующей электронной площадке в том числе с платным участием (кроме пяти федеральных — у тех есть свои отделения для работы по 223-фз);
  • не размещать информацию в ЕИС о закупках дешевле 100 000 рублей для всех и дешевле 500 000 для заказчиков с выручкой за отчётный финансовый период свыше 5 млрд рублей;
  • в контракте может быть предусмотрено его изменение, в том числе при выполнении определённого объёма контракта;
  • применять Реестр недобросовестных поставщиков РНП по своему усмотрению (общий с 44-фз);
  • Все виды закупок могут быть проведены в электронной форме;
  • Если предумсмотреть в документации то извещения о закупках не являются публичными офертами. Заказчик имеет право отказаться от проведения закупки на любом её этапе;
  • Так же можно предусмотреть закупки у единственного поставщика на неограниченные суммы;

223-фз не регулирует отношения, связанные с:

  • куплей-продажей ценных бумаг, валюты, драг.металлов, биржевых товаров,
  • закупками в области военно-технического сотрудничества,
  • отбором аудиторской организации,
  • договорами об электроэнергетике (обязательными для субъектов оптового рынка),
  • осуществлением кредитной организацией лизинговых и межбанковских операций,
  • услугами в сфере страхования предпринимательских и (или) политических рисков,
  • экспортным кредитованием и инвестициями.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.