Плановые проверки проводятся не чаще чем ответ

Проверка организации по охране труда

Плановые проверки проводятся не чаще чем ответ

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, в том числе и требований охраны труда (ОТ) – важная составляющая в процессе обеспечения работодателем достойных и безопасных условий труда.

Осуществляет этот надзор Федеральная служба по труду и занятости и её территориальные органы – Государственные инспекции труда (далее – ГИТ).

Права и обязанности госинспекции, а также порядок проведения проверок по ОТ организаций изложены в Положении о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012г. № 875.

Рассмотрим подробно процесс проведения проверки государственной инспекцией труда требований, предъявляемые к работодателю.

Какие бывают проверки

Проверки могут быть, как узконаправленными, так и комплексными, при которых проверяется соблюдение требований законодательства в нескольких областях. К таким проверкам привлекаются несколько государственных органов, уполномоченных на осуществление надзора и контроля, например: МЧС, Налоговая инспекция и т.д.

Проверки организации по соблюдению законодательства о труде также могут проходить с привлечением таких госорганов, как Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и Генпрокуратура РФ.

Проверки могут быть выездные и документарные. При документарных проверках руководитель или уполномоченное им лицо предоставляет запрашиваемый пакет документов непосредственно в надзорный орган, при выездных проверяющие посещают саму организацию.

Проверки предприятий могут плановыми и внеплановыми.

Плановые проверки

Плановые проверки проводятся в соответствии с утверждённым сводным графиком на год, который размещается на сайте Генпрокуратуры. В этом графике указывается вид проверки (документарная или выездная), область проверки (или несколько) и принимающие в ней участия надзорные органы.

Плановые проверки могут проводиться не раньше 3 лет с даты государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или уведомления соответствующего органа исполнительной власти о начале отдельного вида деятельности. Плановые проверки не могут проводиться чаще, чем 1 раз в 3 года, за исключением некоторых сфер деятельности (например: здравоохранение, образование, теплоснабжение, электроэнергетика и т.д.).

Проверяющие органы обязаны уведомить о начале проверки минимум за 3 рабочих дня.

Внеплановые проверки

Основанием для внеплановой проверки по ОТ может служить:

  • окончание срока исполнения предписания, ранее выданного ГИТ;
  • обращения граждан, юридических лиц, ИП или информация от органов исполнительной власти, местного самоуправления, профсоюзов, СМИ о нарушениях требований законодательства, которые могут причинить вред жизни и здоровью работников;
  • поданных и зарегистрированных в установленном порядке жалоб о нарушении прав работников;
  • запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;
  • приказ (распоряжение) руководителя ГИТ в связи с поручением Президента, Правительства РФ или требованием Прокуратуры.

Правила проведения проверки

Проверки соблюдения ТК РФ, ратифицированных конвенций Международной организации труда и других нормативных актов по охране труда проводятся на основании вышеупомянутого Положения и Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ.

Нюансы, о которых необходимо знать при проверке по ОТ:

  • основанием для проведения проверки является приказ (распоряжение) руководителя ГИТ;
  • срок проведения проверки не может составлять более 20 рабочих дней (для малых предприятий – 50 часов, для микропредприятий – 15 часов), но в особых условиях (при проведении сложных исследований и экспертиз) может быть продлён на этот же срок;
  • при проверке обязательно должен присутствовать уполномоченный представитель работодателя;
  • во время проведения проверки инспектору должен быть предоставлен беспрепятственный доступ на территорию, в помещения предприятия, к оборудованию и запрашиваемой документации в рамках предмета проверки.

По результат проверки составляется акт о выявленных нарушениях со ссылками на нормативные требования.

Акт составляется в двух или более экземплярах и подписывается представителем каждой стороны, участвующей в проверке: работодателем, ГИТ и другими надзорными органами. Каждая из сторон получает свой экземпляр акта.

На его основании составляется предписание по устранению выявленных нарушений с указанием сроков. Возможна подача в суд представления о приостановке деятельности на срок до 90 дней.

Ограничение прав инспектора труда

При проведении проверки по ОТ на ГИТ налагаются и некоторые ограничения. Инспектор не вправе:

  • приступать к проверке без предъявления приказа (распоряжения) руководителя ГИТ;
  • проводить проверку соблюдения требований ОТ вне предмета проверки, указанного в сводном графике проверок, извещении и (или) приказе руководителя ГИТ;
  • проводить проверку выполнения требований нормативных документов СССР и РСФСР, также документов, не являющихся обязательными к исполнению.

Следует отметить, что при расследовании несчастных случаем с участием в комиссии госинспектора, проверка может проводиться только в аспектах, связанных с обстоятельствами именного этого несчастного случая.

Обжалование предписания инспектора

Если работодатель или его представитель не согласен с результатами проверки он в праве обжаловать это решение в суде.

Основанием для признания результатов недействительными является проведение проверки с нарушениями законодательства.

Как правило, такими нарушениями являются непредоставление распорядительного документа ГИТ и (или) проведение проверки с несоблюдением условий, указанных в этом документе (предмет проверки, срок и т.д.).

Что требуют от работодателя

Обязанности работодателя в области ОТ отражены в ТК РФ (Раздел Х. Охрана труда), Федеральных законах «Об основах охраны труда в РФ», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О специальной оценке условий труда» и других нормативных правовых актов. Основными из них являются:

  • оформление должным образом трудовых отношений (заключение трудового договора);
  • организация и обеспечение функционирование системы управления охраной труда;
  • проведение специальной оценки условий труда (СОУТ);
  • организация проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (МО) и психосвидетельствований работников;
  • организация и проведение обучения по охране труда всех работников (в том числе, и проведение инструктажей);
  • организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, если таковое необходимо при выполнении трудовых обязанностей (в соответствии с требования нормативных документов);
  • обеспечение и учёт выдачи работникам сертифицированных спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с установленными нормами;
  • обеспечение безопасных условий труда работников;
  • контроль за соблюдением требований ОТ на рабочих местах;
  • разработка и ведение необходимой документации по ОТ (инструкций, положений и т.д.);
  • наличие комплекта нормативно-правовых актов, содержащих требования ОТ с учётом специфики деятельности компании;
  • соцстахование работников от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • санитарно-бытовое обеспечение;
  • недопуск к работе непрошедших обучение и медосмотр.

Перечень документов, запрашиваемых при проверке

Как правило, госинспектор проверяет наличие и правильность следующих документов:

  • коллективный договор;
  • документы, подтверждающие прохождение требуемого обучения (протоколы и удостоверения, журналы при необходимости; при внутреннем обучении рабочих ещё и программы обучения);
  • инструкции по ОТ, журнал учёта инструкций и журнал выдачи инструкций по ОТ;
  • программы проведения инструктажей и журналы регистрации проведения инструктажей (вводного и на рабочем месте);
  • приказы о назначении ответственных за ОТ, положения (о службе ОТ, об организации работ повышенной опасности и т.д.), порядок производства работа, технологические карты, наряды-допуски и другая локальная документация;
  • документы установленной формы, подтверждающие прохождение МО и психиатрических освидетельствований;
  • документы по учёту выдачи СИЗ и сертификаты соответствия на них;
  • документация по проведению СОУТ;
  • акты о результатах внутренних проверок по ОТ;
  • документы, подтверждающие квалификацию специалистов по ОТ (в соответствии с профстандартом);
  • документация по проверкам и испытаниям оборудования, инструмента и средств защиты.

Стоит отметить, что перечень запрашиваемых документов в зависимости от целей проверки может быть расширен кадровыми и бухгалтерскими, такими как: трудовые договора с сотрудниками, должностные инструкции, табели учёта рабочего времени и ведомости по оплате труда, документы, подтверждающие их квалификацию (дипломы, свидетельства) и т.д.

Как подготовиться к проверке

Чтобы проверка пришла с минимум замечаний необходимо организовать выше перечисленные работы по ОТ и привести в надлежащий вид необходимую документацию. Основными направлениями работы, на которые в первую очередь стоит обратить внимание (за непроведение которых самые большие штрафы):

  • специальная оценка условий труда;
  • медосмотры и психосвидетельствования;
  • обеспечение спецодеждой и другими СИЗ;
  • обучение и инструктажи.

Для этого необходимо:

  • заключить договор с организаций, проводящей СОУТ, составить график и начать работы в этом направлении;
  • определить перечень должностей, подлежащих МО, заключить договор с медицинской организацией, имеющей лицензию, и отправить сотрудников на осмотр;
  • закупить и выдать необходимые СИЗ;
  • организовать проведение инструктажей с регистрацией в соответствующем журнале, обучения рабочих по ОТ (при необходимости обратиться в учебный центр);
  • организовать обучение руководителей и специалистов в учебном центре.

Обучение сотрудников

Отсутствие необходимого обучения у сотрудников (допуск к работе необученных) – одно из самых распространённых нарушений, а с учётом суммирования штрафом за каждого сотрудника ещё и самое «дорогостоящее». Для того, чтобы прикрыться с этой стороны стоит обратиться в учебный центр по следующим основным направлениям:

  • охрана труда для руководителей и специалистов;
  • охрана труда для членов аттестационных комиссий (при реализации внутреннего обучения рабочих по ОТ);
  • профессиональная переподготовка специалиста по ОТ (при отсутствии соответствующего образования);
  • пожарно-технический минимум для руководителей и ответственных;
  • электробезопасность (для руководителей и рабочих);
  • работа на высоте (для руководителей и рабочих);
  • рабочие специальности (по профессиям и по видам выполняемых работ);
  • другие виды обучения, необходимые для организации и проведения определённых видов работ.

Периодичность проведения проверок

Плановые проверки проводятся не чаще чем ответ

Различные органы публичной администрации ежегодно проводят в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций мероприятия по контролю для оценки соответствия осуществляемой ими деятельности, предоставляемых услуг или реализуемых ими товаров, обязательным требованиям действующего законодательства.

В данной статье будет рассмотрена периодичность проведения проверок в сфере здравоохранения в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций, к которым приравниваются индивидуальные предприниматели.

Правовые основания проведения проверок

Основополагающим нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере организации и осуществления государственного контроля и защиты прав медицинских и (или) фармацевтических организаций при осуществлении контроля является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г.

№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ).

В данной статье периодичность проведения проверок будет рассмотрена в соответствии с данным законом.

Действие данного закона не распространяется на определенные виды контроля (ч. 3, 3.1. ст. 1 Закона № 294-ФЗ). Отдельными федеральными законами может устанавливаться иная периодичность проведения проверок по определенным видам контроля (надзора).

Необходимо обратить внимание, что периодичность проведения проверок может быть изменена именно на федеральном уровне.

Таким образом, не допускается устанавливать иную периодичность для проведения проверок в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций на региональном уровне.

Принципы проведения проверок

Основными принципами защиты прав медицинских и (или) фармацевтических организаций при осуществлении контроля (надзора) органами публичной администрации являются (ст. 3 Закона № 294-ФЗ):

  • Презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • Открытость и доступность для медицинских (фармацевтических) организаций нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля, о правах и об обязанностях органов контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • Проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;
  • Недопустимость проводимых в отношении одной медицинской (фармацевтической) организации несколькими органами государственного контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • Разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Виды проверок

Органы публичной администрации в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций проводят плановые и внеплановые проверки в документарной и выездных формах. Периодичность проведения проверок зависит от вида проверки.

Действующее законодательство четко регламентирует периодичность проведения плановых проверок. Понятие «периодичность проведения проверок» имеет большее практическое значение и применяется скорее именно к плановым проверкам.

В отношении внеплановых проверок корректнее говорить о возникновении основания для их проведения.

Периодичность проведения плановых проверок

Плановые проверки (как документарные, так и плановые проводятся по общему правилу в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ в отношении любых юридических лиц не чаще, чем 1 раз в 3 года.

Однако в отношении медицинских и (или фармацевтических) организаций плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года.

Периодичность плановых проверок в отношении определенных видов деятельности установлена Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г.

№ 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» утвержден перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью.

Наименование вида деятельности Органы, осуществляющие плановые проверки Периодичность проведения плановой проверки
Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощиорганы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельностине чаще 1 раза в год
органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзорне чаще 1 раза в 2 года
Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощиорганы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности, и органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзорне чаще 1 раза в 2 года
Оказание скорой медицинской помощиорганы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельностине чаще 1 раза в 2 года
Розничная торговля лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств в аптечных учрежденияхорганы, осуществляющие лицензирование фармацевтической деятельностине чаще 1 раза в год
Оптовая торговля лекарственными средствамиорганы, осуществляющие лицензирование фармацевтической деятельностине чаще 1 раза в 2 года

Таким образом, в отношении медицинских и фармацевтических организаций плановые проверки могут проводиться 1 раз в 1, 2 или 3 года.

О плановых проверках в рамках риск-ориентированного подхода

С 1 января 2018 года в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля, снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством РФ, будет применяться риск-ориентированный подход.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (статья 8.1 Закона № 294-ФЗ).

Проверка Роспотребнадзора: все, что нужно знать

Плановые проверки проводятся не чаще чем ответ

Руководителю компании нужно изучить права и обязанности своей организации и права и обязанности проверяющих органов, а также позаботиться о необходимых документах, сертификатах, санитарных книжках, чтобы обеспечить добросовестное проведение проверки со стороны всех участников.

В законодательстве РФ множество нормативных документов и правил, и предприниматель не может держать все в голове. Поэтому руководителю компании следует обратиться к юристам, которые подготовят коллектив.

В противном случае сотрудники проверяемой компании могут по незнанию препятствовать проведению проверки контролирующими органами, из-за чего их могут привлечь к административной ответственности согласно положениям ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.

4.1, ст. 19.7 КоАП РФ и др.

Мы проводим тренинги для сотрудников некоторых заводов и компаний, а также составляем должностные инструкции и памятки, как должен вести себя каждый сотрудник во время проверки. В итоге при появлении на пороге офиса сотрудников Роспотребнадзора сотрудники не теряются и не паникуют, а следуют регламенту.

Хотя бы один представитель компании обязан присутствовать при проверке

Собственнику компании следует выбрать человека, который будет общаться с инспекторами. Это может быть он сам, руководитель или его заместитель.

У собственника проверяемой компании есть право вызвать своего адвоката, который будет следить за выполнением проверки контролирующими органами, привлечь к участию в проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей или Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ. Мы рекомендуем обязательное присутствие юриста на проверках.

Какие документы должны быть у сотрудников Роспотребнадзора

В случае выездной проверки сотрудники Роспотребнадзора должны предъявить служебные удостоверения и распоряжение (приказ) о проведении проверки.

Распоряжение должно содержать данные инспекторов, которые проводят проверку, цели и задачи проверки, основания для проведения проверки, срок проверки, адрес и лица, в отношении которых она будет проводиться, условия проверки, состав экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проверке.

Важно, чтобы данные инспекторов, которые пришли в компанию с проверкой, соответствовали указанным в распоряжении.

Предприниматель вправе отказать в проведении проверки, указав на ее незаконность, если, например, вас проверяет один инспектор, а в распоряжении указаны данные другого человека.

После того, как предприниматель проверил документы контролеров и убедился, что с ними все в порядке, лучше не препятствовать им, а, наоборот, содействовать.

Если сотрудник Роспотребнадзора инициирует полную «ревизию» всех документов компании, запрашивает документы, не относящиеся к предмету проверки, указанному в распоряжении, это считается превышением полномочий.

Следует всю проверку фиксировать на видеокамеру, а также записывать все нарушения, выявленные в ходе проверки. Это необходимо для того, чтобы обжаловать действия инспекторов и законность подобной проверки. В большинстве случаев суд встает на сторону бизнесменов.

Что обычно проверяют сотрудники Роспотребнадзора

Роспотребнадзор осуществляет широкий спектр полномочий, в том числе санитарно-эпидемиологический надзор, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений, проведение социально-гигиенического мониторинга, контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей, аттестацию работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и питьевой воды, ведение учета.

Инспекторы могут производить отбор образцов и проб продукции для исследований, испытаний и измерений, если это прописано в распоряжении (приказе).

Возможные итоги проверки

По итогам проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором обязательно ставится отметка о том, что проверяемый с ним ознакомлен или отказался ознакомиться. Предприниматель имеет право указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с результатами проверки и с отдельными действиями сотрудников Роспотребнадзора.

Если по итогам проверки инспектор выявил в вашей компании нарушения, он может:

  • привлечь к административной ответственности за выявленные нарушения в виде предупреждения;
  • наложить штраф;
  • приостановить деятельность предприятия до устранения нарушений на определенный срок;
  • при угрозе жизни или здоровью людей передать дело в суд. Такие случаи грозят лишением свободы.

Сроки проверки

По срокам проверка не должна длиться более 20 дней, выездная проверка малых предприятий не более 50 часов в год, а микропредприятий и индивидуальных предпринимателей — не более 15.

Инспекторы не имеют права

  • проводить проверку в отсутствие представителей проверяемого юридического лица (исключение составляют случаи угрозы здоровью людей, животных или государственной безопасности);
  • проводить проверку без предупреждения собственника бизнеса (даже о внеплановых проверках органы обязаны предупреждать за сутки до проверки);
  • нарушать сроки проверки;
  • забирать оригиналы документов проверяемой компании;
  • требовать информацию, документы или продукты, не относящиеся к предмету проверки;
  • разглашать результаты проверки третьим лицам;
  • предписывать проведение каких-либо контрольных мероприятий за счет проверяемой компании или требовать деньги за проведенную проверку.

Деятельность Роспотребнадзора регламентируется положением, утвержденным постановлением Правительства от 30.06.2005 РФ № 322.

Какие компании проверяют чаще всего

Чаще всего с проверками Роспотребнадзора сталкиваются организации, осуществляющие производство и продажу продуктов питания, лекарств, товаров промышленного назначения. Это магазины, аптеки, молочные, комбикормовые заводы.

Также Роспотребнадзор часто проверяет школы, детские сады, дома-интернаты. Не удастся избежать проверок и компаниям, оказывающим населению бытовые услуги.

Это гостиницы, медицинские центры, диагностические лаборатории, кафе и рестораны.

Зачем нужны плановые проверки и план проверок

От проведения плановых проверок в 2017-2018 годах освобожден малый бизнес.

Цель плановых проверок — санитарный и эпидемиологический надзор, контроль соблюдения компанией прав потребителей.

По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года (ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Чаще плановые проверки могут проводиться в организациях в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения, а также в социальной сфере.

Ежегодно составляется сводный график плановых проверок. Это перечень организаций, которые в этом году будут проверять, и сведения о дате начала проверки и сроках ее проведения. План проверок размещается в открытом доступе на официальном сайте Роспотребнадзора и на сайте Генпрокуратуры РФ.

Зачем нужны внеплановые проверки

Внеплановые проверки проводятся по жалобам о нарушениях прав потребителей, если человек уже обращался в компанию, нарушившую его права, и такое обращение было оставлено без рассмотрения или не было удовлетворено.

Если проверка нужна для предоставления правового статуса, лицензии или выдачи разрешения, то она будет проведена после поступления заявления компании.

Другие причины — истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, информация об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Какие документы нужно предоставить контролерам?

Это правоустанавливающие документы организации (устав, свидетельства ИНН, ОГРН) и наличие необходимых лицензий и разрешений (например, при торговле алкогольной продукцией).

Компаниям также стоит позаботиться о наличии уголков потребителя с информационными стендами, правильно оформленных ценников и прейскурантов цен на товары и услуги с подписью руководителя, сертификатов на товар, информации о производителе и поставщике товара.

Не лишними будут свидетельства о праве собственности на помещение или договоры на аренду, договоры на вывоз мусора и иных отходов, договоры на проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений.

Контролеры могут проверить наличие журналов учета санитарных проверок, журнала учета дезинфицирующих средств, программ производственного контроля, инструкций по обращению с медицинскими отходами. Замерить метраж помещений, высоту окон, размер дверных проемов. Осмотреть вентиляцию и освещение.

Следует помнить, что все запрошенные документы при проверке предоставляются в виде копий, заверенных подписью и печатью компании. Проверяющие не имеют права требовать нотариально заверенные копии и оригиналы документов.

Как и когда контролеры должны предупредить предпринимателя о проверке?

О проведении плановой проверки контролеры обязаны уведомить предпринимателя за 3 рабочих дня до начала проверки.

О проведении внеплановой выездной проверки организацию уведомляют не менее чем за 24 часа до начала проверки любым доступным способом.

Предварительное уведомление организации не требуется при причинении вреда жизни и здоровью граждан, при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при нарушении прав потребителей.

Если вы не согласны с результатами проверки

Существует несколько способов обжалования действий органа государственной власти в досудебном и судебном порядке, также обжалованию подлежит акт проверки или постановление о привлечении к административной ответственности.

Досудебный порядок обжалования

Если предприниматель не согласен с результатами проверки, указанными в акте проверки, или с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, в течение 15 дней с даты получения акта проверки он может отправить письменные возражения в Роспотребнадзор. К возражениям можно приложить документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии.

Жалоба рассматривается не дольше 30 дней, с дополнительными документами — не дольше 60 дней.

По результатам рассмотрения жалобы в досудебном порядке действия проверяющего могут признать незаконными, результаты проверки могут отменить, если она проводилась с грубыми решениями, либо в удовлетворении жалобы могут отказать, если закон не нарушался.

Судебный порядок обжалования

Предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий Роспотребнадзора, если он считает, что его права  в сфере предпринимательской деятельности были нарушены, на него были незаконно возложены обязанности или были созданы иные препятствия для осуществления предпринимательства.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье или должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение 3-х суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления и подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами.

Если Роспотребнадзор вынес предписание об устранении нарушений, затем постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей, но именно постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей было обжаловано и отменено по ст. 2.9 КоАП РФ (малозначительность), то предписание об устранении нарушений остается в силе и все еще требуется его исполнение.

Акт проверки или предписание об устранении нарушений должны быть обжалованы отдельно в досудебном или судебном порядке. Только в таком случае они становятся необязательными для выполнения.

Что такое контрольные закупки и по каких правилам они проводятся?

Контрольная закупка позволяет смоделировать ситуацию, при которой контролер проверяет, как продаются товары и оказываются услуги потребителям.

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления предпринимателя по согласованию с органами прокуратуры. В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена предпринимателю сразу после ее завершения. Должностное лицо должно предъявить служебное удостоверение и приказ о проведении контрольной закупки.

Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи.

Зачем с октября 2017 года вводятся проверочные листы

С 1 октября 2017 года при плановых проверках используются проверочные листы — это списки контрольных вопросов с перечнем требований к предпринимателю. Соблюдение этих требований позволяет сохранить жизнь и здоровье граждан.

Проверочные листы должны будут упростить жизнь проверяемым компаниям, так как будут установлены конкретные требования по проверке юридических лиц в зависимости от их вида деятельности, что должно дать возможность компаниям более детально подготовиться к проверке и знать непосредственные требования, предъявляемые во время проверки. Сейчас такие конкретные требования отсутствуют.

Чтобы узнавать о самых важных изменениях, касающихся бизнеса, присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram!

EcoProverka.ru Охрана окружающей среды %

Плановые проверки проводятся не чаще чем ответ

Плановые проверки юридических лиц проводятся на основанииФедерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” от 26.12.2008 №294-ФЗ. Правила проведения плановых проверок должны соблюдаться представителями контрольно-надзорных органов.

Далее в статье расскажу своими словами правила проведения плановых проверок, которые в обязательном порядке должны соблюдаться надзорными органами. В противном случае – результаты проверки могут быть обжалованы юридическим лицом в суде.

[ads-pc-1]

Правила проведения плановых проверок

  • Плановые проверки юридического лица (ЮЛ) проводит территориальный орган РПН, если ЮЛ находится на учете в федеральном реестре ОНВОС ( см. свидетельство о постановке на учет (актуализации) ОНВОС).

    Если ЮЛ постановлено на учет в региональный реестр – то в таком случае плановую проверку проводит орган исполнительной власти субъекта РФ ( обычно это региональные министерства).

  • Плановая проверка ЮЛ проводится только после согласования с прокуратурой, поэтому информация о проведении в отношении Вашего ЮЛ плановой проверки должна быть в Едином реестре проверок. Данный реестр находится в свободном доступе.

    В реестре будет размещена вся информация, относящаяся к проверке: нарушения, предписания, привлечение к ответственности ЮЛ, должностных лиц, выполнение предписаний, суммы и оплата наложенных штрафов.

  • Плановая проверка не может проводиться чаще, чем 1 раз в три года.

    Если Ваше ЮЛ оказалось в Едином реестре проверок – значит это условие соблюдено, так как прокуратура следит за законностью проведения проверок.

  • Плановая проверка с 2018 года проводится с использованием проверочных листов. Экземпляры проверочных листов вместе с актом обязательно должны выдаваться представителю ЮЛ.

  • О начале проведения плановой проверки ЮЛ обязательно должно быть уведомлено за три раб. дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа о проведении проверки.

    У надзорного органа должно быть подтверждение этого факта: уведомление об отправке заказного письма с датой получения ( заказное письмо должно быть направлено по юридическому адресу ЮЛ), либо копия сопроводительного письма со входящим штампом ЮЛ и проставленной датой получения.

  • Сроки проведения проверки – не более 20 рабочих дней.

    Если подписание акта проверки состоялось на 21 рабочий день – это грубое нарушение проведения проверки, результаты которой вы сможете оспорить в судебном порядке. Поэтому никогда не подписывайте акт о проведении проверки “вчерашним числом”. Для субъектом МСП установлены другие сроки: для малого предприятия – не более 50 часов, для микропредприятия – не более 15 часов.

    Надо сказать, что для субъектов МСП время проверки в часах учитывает только время пребывания инспектора на территории предприятия. Сама проверка будет проводиться также в течении 20 рабочих дней.

  • Основание для проведения плановой проверки – изданный приказ органа исполнительной власти о проведении проверки.

    В приказе в обязательном порядке должны быть указаны: сроки проведения проверки(дата начала и дата окончания проверки), –ФИО должностных лиц и экспертов, участвующих в проведении проверки. Проверку может проводить только то лицо, которое указано в приказе.

    Участвовать в качестве экспертов при проведении инструментальных замеров могут участвовать только эксперты, указанные в приказе на проверку.

    Если в акте (протоколе) отбора проб вы увидите ФИО человека, которого нет в приказе на проверку – вы сможете оспорить результаты проведенных замеров ( причем даже не в судебном порядке, а у вышестоящего должностного лица, проводившего проверку), -наименование ЮЛ, –места осуществления фактической деятельности. Причем, если ЮЛ осуществляет свою деятельность по нескольким адресам, а в приказе на проверку указан только один адрес (два адреса) – проверка должны быть проведена только по тому месту (местам) осуществления фактической деятельности, который ( которые) указаны в приказе на проверку. Инспектор не имеет права ни зайти на площадку, не указанную в приказе на проверку, ни запросить по этой площадке документов! В приказе будет и другая информация по проверке, но то что написано выше – самое важное и должно быть соблюдено!

  • Законный представитель ЮЛ в обязательном порядке должен быть ознакомлен с приказом о проведении проверки, копия приказа о проведении проверки ему должны быть вручена. О чем должна быть сделана запись в приказе законным представителем ЮЛ.

Что запрещено требовать и выполнять при проведении проверки

  • проверять требования, не относящиеся к полномочиям конкретного органа исполнительной власти ( полномочия прописаны в положениях о….

    , имеются в консультанте);

  • проводить проверку при отсутствии законного представителя предприятия или должностного лица или уполномоченного представителя;
  • требовать предоставить документы, не относящиеся к проверке, проводить исследования, не относящиеся к проверке;
  • в случае отбора проб в обязательном порядке должен быть составлен акт (протокол) отбора проб, один экземпляр которого передается представителю предприятия;
  • запрещено требовать документы до начала проведения проверки; требовать документы, имеющиеся у органа государственного надзора.

Грубые нарушения проверки

Проверка, проведенная с грубыми нарушениями подлежит отмене вышестоящим должностным лицом или судом. К грубым нарушениям относятся:

  • в случае несоблюдения срока уведомления о начале проведения проверки;
  • в случае, если надзорный орган привлек в качестве экспертной организации – лабораторию, не имеющую аттестат аккредитации;
  • в случае, если проверка превысила допустимые сроки;
  • в случае, если проверка была проведена в отсутствии приказа о проведении проверки;
  • в случае, если представителю предприятия не был предоставлен акт о проведении проверки;
  • в случае, если к проверке была допущена лаборатория, с которой у предприятия заключен договор на проведение каких-либо работ. Именно поэтому, надзорные органы просят предприятие расторгнуть договоры с лабораторией, которую они привлекают в качестве экспертной организации для проведения проверки.

Вот и все основные моменты, которые должностные лица, участвующие при проведении проверки должны знать.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.