Предвзятое отношение преподавателя к студенту

Как наладить контакт с вредным преподавателем

Предвзятое отношение преподавателя к студенту

В жизни каждого студента наступает такой момент, когда встречается преподаватель, который “придирается”. Или, как минимум, относится не очень доброжелательно.

Можно винить в этом кого угодно: и нерадивого студента, и предвзятого преподавателя, но делу это не поможет. Да и все бы ничего – деловые отношения не подразумевают обязательной взаимной симпатии.

Но что делать, если негативное отношение начинает сказываться на вашей успеваемости?

Начало конфликта

Если вы попали в положение “враг народа”, то стоит вернуться к самому началу. Так как ни один конфликт не рождается из воздуха. Скорее всего, где-то вы, действительно, перешли дорогу преподавателю. Бывают, конечно, случаи необоснованной агрессии, но это скорее исключение (этот случай мы разберем в конце статьи). Поэтому подумайте хорошо, что вы сделали не так:

– возможно, вы опаздываете все время на пару – или, может быть, совсем не приходите на них – или вы нагрубили специально или случайно

– или…

Список причин не ограничен и уходит вниз в бесконечность. Главное, найти корень проблемы и уже исходя из этого переходить к следующему этапу решения проблемы межличностных отношений.

Если вы перебрали всевозможные варианты в своей голове, но ни один не подходит, то, может быть, лучшим решением будет спросить об этом у самого преподавателя.

Но только если он не является агрессивным орком – в таком случае отношения могут ещё больше обостриться, так как ваша попытка разговора будет воспринята как атака.

Белый флаг или примирение

Когда вы поняли причину недовольства преподавателя, следует разработать план налаживания контакта. Не все так просто, так как в зависимости от ваших целей, будут и разные методы. Только мы не советуем вам разжигать конфликт ещё больше и копать яму для вредного препода. Как гласит известная поговорка – не рой яму другому… Конец вы, наверняка, знаете. Если нет, то рекомендуем загуглить.

Итак, есть три основных тактики, как расположить негативно настроенного человека к себе. Но помните, что все три стратегии работают от исходной точки – причины конфликта.

То есть, если вы будете просить прощения за то, что опаздываете, а на самом деле, преподаватель недоволен вами потому что вы его публично оскорбили, то вы рискуете дать ему лишний повод для агрессии.

Так как до разговора с вами, он мог и не замечать этой проблемы. 

Признание вины

На самом деле, это один из наиболее эффективных способов наладить контакт с человеком. Ведь именно этого он и ждет, когда начинает войну. Его цель – дать понять, что вы были не правы.

И если признать это, извиниться, а ещё и пообещать, что впредь такого не повторится, то противник будет обезврежен. Повод для злости просто исчезнет.

И не стоит думать, что таким образом вы проявите слабость, напротив, это поступок зрелого и уверенного человека, который способен проанализировать собственные действия.

Доказываем делом, а не словом

Если разговаривать вы не очень любите, а признать свою вину вербально вам трудно, то можно доказать все делом.

Покажите преподавателю, что вы способны на другое поведение и он, как взрослый человек, скорее всего оценит ваш поступок. К тому же, в современном мире гораздо больше ценят поступки нежели слова.

Здесь не нужно будет льстит, подъезжать на сивой кобыле и лживо улыбаться, просто делайте то, что должны, тогда это заметят и примут к сведению.

Разговор по душам и приятный подарок

Ещё один действующий во все времена способ – разговор по душам и маленький подарок.

Только учтите, что это должно быть что-то незначительное, и лучше съедобное, а то подарок от души может быть воспринят как попытка взятки.

Попытайтесь откровенно поговорить с преподавателем о том, что произошло, почему возникли напряженные отношения и вежливо объясните свою позицию. И не бойтесь извиниться, если в этом будет необходимость.

Закрепить результат

Когда вы уже поговорили с преподавателем, и он даже попытался вас понять, не спешите расслабляться. Чтобы конфликт себя исчерпал до конца, скорее всего, придется приложить усилия – и подтвердить свои слова делом.

Поэтому мы вам настоятельно рекомендуем быть прилежным студентом, или хотя бы создавать видимость, ещё недели две-три после разговора. И помните, что главное в любых отношениях – это доброжелательный настрой, так как он на корню гасит приступы агрессии.

Поэтому сохраняйте спокойствие, чтобы не происходило.

Агрессивный орк или как наладить отношения с тем, чье имя нельзя произносить вслух

Есть и такая категория неадекватных преподавателей, с которыми просто невозможно наладить контакт, а злятся они без особых причин. Но, на самом деле, есть подход и к ним. Вот несколько рекомендаций, как лучше общаться с такими людьми:

1. Не отстаивайте свою точку зрения – вы все равно ничего не докажите, только потратите нервы и время. В этой ситуации, лучше вести себя тактично и не махать перед быком красной тряпкой.

2. Сдавайте все работы вовремя. Или хотя бы просто сдавайте все задания.

Но если вы не успели к сроку, лучше потрудиться придумать весомую причину, почему не получилось сдать к нужной дате. Только не перегибайте палку в отговорках.

И сильно оправдываться тоже не стоит, а то дай почувствовать слабость диктатору, он тут же начнет пользоваться случаем, чтобы самоутвердиться за ваш счет.

3. Не давайте повода для гнева – будьте на шаг впереди. Помните, что вы прячете свой норов не из-за того, что вы не можете за себя постоять, а для того, чтобы избежать лишних проблем. Лучше сдержать свой пыл, чем потом ходить десять раз на пересдачи и разбираться с ситуацией через деканат.

4. Если конфликт все-таки случился, а наладить общение нет возможности, то тактично попросите в деканате, чтобы дисциплину принял другой преподаватель, объясните ситуацию, и скорее всего, вам пойдут навстречу. Только в этом случае уже придется сильно поднапрячься и, действительно, доказать, что вы знаете предмет на должном уровне.

Каким бы ни был преподаватель – он все-таки человек. А значит, наладить с ним отношения можно. Главное, сохранять гибкость ума и помнить, что дух бунтарства – это хорошо, но доброжелательный настрой дает, куда больший результат, чем истеричные крики.

Как оспорить оценку, полученную на экзамене?

Предвзятое отношение преподавателя к студенту

Большинство студентов радуются, сдав экзамен. Оценка при этом не играет роли – даже «тройка» означает, что можно спокойно отдыхать.

Есть и другой тип студентов – они собираются получить красный диплом, в котором может быть до 25% «четверок». Если человек знает, на что он претендует, с первого курса,  и не согласен с оценками, то предстоит «побороться» с некоторыми преподавателями.

В любом вузе, техникуме и даже школе есть тот, кто портит всем жизнь и считает, что есть только два мнения: его личное и «неправильное».

 И бывает, что на слишком строгих или предвзятых в отношении студента, преподавателей нет никакой управы в родном  альма матер.

Хорошо, что, кроме деканата, ректора, есть еще высшие инстанции, куда можно подавать жалобу на преподавателя, если он откровенно неправ.

Когда можно оспорить заниженную оценку и как это правильно сделать, читайте далее.

В каких случаях нужно оспаривать оценку?

Результаты экзамена, зачета или промежуточных тестов можно оспаривать в следующих случаях:

  • Если студент точно уверен в своих знаниях и может это доказать в присутствии других членов комиссии.
  • Если экзамен проводился с явным предвзятым отношением к конкретной личности. К сожалению, на стационаре это случается часто. Преподаватели, хоть и взрослые люди, но не всегда правы.
  • Если оценкой недовольны сразу несколько человек из группы – коллективная жалоба выглядит серьезней с позиции ректора или деканата.

Если оценка сдачи экзамена не устраивает, и студент готов бороться, то нужно знать, как правильно это сделать, чтобы не допустить к себе несправедливого отношения.

Оценки для красного диплома

Лишняя «пятерка» не помешает, если студент претендует на красный диплом, чтобы дальше поступить в магистратуру или аспирантуру.

На одни «пятерки» следует сдать экзамены по профильным предметам, а также  на отлично защитить диплом. Поэтому студенты, идущие на красный диплом, стараются получать на экзаменах максимальный балл. «Ровно» сдавать экзамены и не сползать вниз с «пятерок» получается не у каждого. И часто  причиной тому – несправедливое отношение преподавателя и, как следствие, несправедливая оценка.

Бывает всякое: возможно, у преподавателя, который не ставит заслуженную оценку, есть договоренность с высшим руководством, чтобы отсеивать всех претендентов на бюджетное образование. Это нужно, чтобы пополнять счета учебного заведения контрактниками. Тогда писать заявление о пересмотре результатов на имя ректора бесполезно.

Повышенная стипендия

Некоторым студентам важно получить хорошую оценку по экзамену, чтобы начислили повышенную стипендию. Некоторым она просто жизненно необходима. Такие учащиеся обычно хорошо учатся и знают свои цели.

Для получения повышенной стипендии не обязательно быть круглым отличником. Допускаются и «четверки» за экзамены. Но их количество не должно превышать 50% оценок.

Но в каждом учебном заведении, как уже говорилось, есть человек против правил. Видя старания человека, он может просто так испортить зачетку. Скорее всего, в деканате знают о его склонности к агрессивному поведению против студентов, но покрывают такие действия.

Занижение оценки

Занижение оценки может произойти по разным причинам:

  • случайно – преподавателя кто-то отвлек, и он недослушал ответ;
  • преднамеренно – в поучительных целях, чтобы таким образом стимулировать лучше заниматься.

У педагога также может быть отсутствие дисциплины, как и у студентов. Например, на контрольных или итоговых занятиях одним дается больше времени, другим меньше. В результате не все имеют равные возможности. Чаще всего такое случается с молодыми преподавателями, только что начавшими свою трудовую деятельность в стенах вуза.

Предвзятое отношение преподавателя

Это, наверное, самый неприятный момент в жизни студента. Особенно, если педагог ведет какой-либо профильный предмет, который длится все 4 года обучения. Критерии оценки экзамена при предвзятом отношении к студенту, всегда будут выше, чем для всех остальных.

Иногда такое отношение продиктовано поведением студента – случайно нагрубил или еще что-то. Претендовать перед экзаменом на хорошую оценку сложно – придется учить все и даже больше.

Когда лучше не спорить с преподавателем?

Некоторые студенты намеренно выпрашивают оценки, чтобы получать стипендию, но знаний не имеют. Есть добрые личности в преподавательском коллективе, которые жалеют просящих.

Но принципиальный педагог по профильному предмету всегда докажет свою правоту против ленивого студента. Произойдет это на заседании апелляционной комиссии, куда студенты имеют право подать заявление с просьбой пересмотреть результаты экзамена.

Обычно тестовые работы некоторое время хранятся в деканате, поэтому предоставить результаты работы за весь семестр будет несложно. Если преподаватель докажет, что студент не знает более чем на «тройку», комиссия вправе не предоставить повторную пересдачу.

Как и когда обращаться к апелляционной комиссии?

В каждом вузе имеются свои законы, помимо основных общепринятых. На основании этого студенты вправе подать прошение о пересмотре результатов экзаменов, оценки за которые их не удовлетворяют. Сделать это необходимо в тот же день, когда они были оглашены. Далее заявления не принимаются.

Вначале собирается апелляционная комиссия, на которую приглашается студент и его преподаватель. Лучше сразу после оглашения оценок подойти к преподавателю и в личной беседе попросить обосновать оценку. Если ничего вразумительного он не объяснит, можно вступать в официальный спор.

Жалоба студента против мнения педагога: что победит?

Мнение педагога крайне важно, поэтому аргументы студента должны быть «железными». Студента легче отчислить, чем найти преподавателя, соответствующего квалификации вуза. Здесь важно соблюдать баланс правоты и культуры общения.

Нужно рассчитывать, что учебное заведение в подавляющем большинстве случаев поддержит своего сотрудника. Особенно, если у предъявляющего жалобу репутация не кристально чистая.

На заседании студент, вступивший в схватку с педагогом, должен точно знать:

  • критерии оценки экзамена;
  • ориентироваться в вопросах;
  • знать материал семестра.

Обычная практика – тестовый вопрос на комиссии. Если студент не отвечает на него, пересдачу могут не назначить, а для учащегося это будет уроком.

Тем не менее – отстаивать свои права и защищать знания нужно. Если есть далеко идущие планы на жизнь, например, учиться дальше в зарубежном вузе или ехать работать за границу, понадобится диплом с хорошими оценками – знания у студентов никто не сможет отнять, если они есть.

Как проходит пересдача?

Пересдача – гораздо более ответственный процесс, чем экзамен. По крайней мере – со стороны преподавателя, который точно попытается доказать, что неправ студент. Поэтому все вопросы и пройденный материал необходимо знать еще подробнее и глубже, чем для экзамена.

Если прозвучит вопрос из другой программы, который не изучался в данном курсе, это нужно смело озвучивать – так другие члены комиссии могут увидеть предвзятое отношение педагога.

Людям, которые привыкли готовиться к экзаменам в ночь перед таковыми, лучше не начинать данный спор, так как за сутки невозможно качественно подготовиться по всем вопросам. Не пройдут шпаргалки, спецсвязь или другие новинки технологий. Если это будет замечено, репутация студента будет испорчена. Если оценка будет та же, лучше принять это и сделать выводы на будущее.

Куда еще подавать жалобу на вуз или преподавателей?

Кроме деканата, ректората есть специальные горячие линии Министерства образования РФ, Рособрнадзора, приемной мэра города, горячие линии антикоррупционных организаций Можно позвонить, представившись, или анонимно. Анонимный звонок оправдан в том случае, если студент просто хочет сообщить о правонарушениях со стороны преподавателя, но не планирует пересдавать экзамен.

Звонить в данные инстанции рекомендуется, если деканат отказал в пересдаче, хотя студент уверен в своих силах. Это серьезное заявление, поэтому его нужно хорошо обдумать.

Анонимная жалоба на преподавателя в деканат/ректорат эффективной не будет – обычно они либо не реагируют на анонимки, либо серьезных решений не принимают. Заявление обязательно должно быть личным и подтвержденным доказательствами.

Если декан/ректор должным образом не реагируют на жалобы, обращайтесь в прокуратуру.

Как подавать заявление?

 Порядок подачи заявления в любую инстанцию таков:

  1. Написать жалобу в двух экземплярах.
  2. Четко формулировать причину заявления, назвать имена, фамилии и должности причастных лиц, указать дату написания.
  3. Один экземпляр заявления оставить в соответствующей инстанции, предварительно зарегистрировав, другой оставить у себя, потребовав поставить печать или другую отметку о получении.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Воронежский Государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова

Высший инженерный колледж

Московский финансово промышленный университет «Синергия»

Московский финансово – промышленный университет «Синергия»

Жалоба на учителя: образец, правила составления жалобы

Предвзятое отношение преподавателя к студенту

Лица, осуществляющие педагогическую деятельность, порой действуют непрофессионально, либо предвзято относятся к обучающимся. Такие превышения полномочий нельзя оставлять безнаказанными. Сегодня расскажем, как составляется жалоба на учителя (преподавателя), и об особенностях ее подачи.

Причины жалоб

Статьями ст. 19, ст. 21 Конституции РФ закреплено равноправие всех граждан. Запрещено унижать достоинство человека и жестоко с ним обращаться. В ст. 45 Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ определено, что обучающиеся имеют право на защиту своих прав.

Нельзя голословно обвинять учителя. Заявление составляется только в том случае, если есть веские причины.

Перечислим лишь основные поводы для обращения:

  • предвзятое отношение к конкретному ученику, либо целой группе;
  • проявление грубости при общении с детьми, применение физической силы;
  • вымогательство денег, не предусмотренных учебным процессом;
  • ненадлежащее исполнение педагогом своих должностных обязанностей;
  • применение непедагогических мер воспитания, например, ученика при всем классе осудили за некачественное выполнение задания;
  • задается большой объем домашних заданий, что нарушает санитарно-гигиенические нормы.

Справка! К любой жалобе необходимо приложить имеющиеся доказательства. К ним относятся аудио или видеозаписи, записи в дневнике, фотографии, показания свидетелей.

Кто имеет право на подачу жалобы?

Обратиться с претензиями может не каждый человек. Гражданин должен иметь определенные полномочия. Защитить права ребенка на законных основаниях могут родители или законные представители подростка.

Поэтому при написании обращения необходимо всегда указывать, кем заявитель приходится ребенку. Это проверить несложно, так как у классного руководителя имеются все документы в отношении каждого ученика.

Если дети являются совершеннолетними, то они могут самостоятельно защищать свои права.

Куда написать жалобу?

Есть несколько инстанций для направления жалоб в отношении преподавателя. Перечислим их:

  1. директору (завучу) школы;
  2. в районный отдел образования;
  3. в департамент образования;
  4. в министерство образования;
  5. в Рособрнадзор.

В данные учреждения следует обращаться, когда претензии касаются учебного процесса. Можно одновременно обратиться сразу в несколько вышестоящих организаций, способных решить возникшую проблему.

Если же педагог применил физическую силу к ребенку, либо занимается вымогательством с учеников или родителей за хорошие оценки, то заявление направляется в полицию или прокуратуру.

На имя директора школы

Это первоначальная инстанция, куда родителям стоит обратиться. Например, когда решили отказаться от учителя по причине предвзятого отношения к ребенку.Возможно, директор сможет решить вопрос, и не придется искать защиты в других учреждениях. Руководитель может ссылаться на то, что в других классах нет мест для перевода, в этом случаев стоит обратиться в вышестоящие органы.

Если факты, указанные в заявлении, подтвердятся, то к педагогу могут применить дисциплинарные меры наказания – выговор или замечание. В исключительных случаях используется крайняя мера – увольнение.

В департамент образования

Учреждение регулирует систему образования на уровне конкретного региона. Если нижестоящие инстанции не оказали содействие в решении конфликта, то стоит обратиться именно сюда.

Сотрудники департамента оперативно реагируют на все поступившие заявления. По каждому обращению проводится тщательная проверка для выяснения обстоятельств происшествия.

При выявлении нарушений, учителя привлекут к дисциплинарной ответственности. Письменная жалоба оформляется в двух экземплярах. В канцелярии учебного заведения на экземпляре заявителя должны поставить отметку о приеме. В дальнейшем это поможет доказать факт бездействия руководства школы или РОНО.

Если будет выявлен факт, что администрация школы или районный отдел образования не занимались рассмотрением жалобы, то ко всем должностным лицам применяется наказание, вплоть до увольнения. Результат рассмотрения отправляется в адрес обратившегося лица.

В Министерство образования

В более серьезных ситуациях стоит обратиться в Министерство образования РФ. Данное учреждение на государственном уровне контролирует деятельность всех школ России. Сотрудники учреждения не допустят, чтобы в учебных заведениях трудились некомпетентные работники.

Анонимные жалобы не будут рассматриваться, поэтому при составлении заявления необходимо полностью указать ФИО и адрес обратившегося лица.

Родитель должен понимать, что любой конфликт может отразиться на ребенке.

Например, если была направлена жалоба за занижение оценок. Вопрос решился не в пользу ученика, в такой ситуации придется перевести ребенка в другую школу, ему придется привыкать к новому коллективу.

Любой конфликт с педагогом потенциально этим чреват.

Иск в отношении преподавателя техникума

Предвзятое отношение преподавателя к студенту

В ходе педагогической деятельности ряд должностных лиц допускают пренебрежительное, халатное или предвзятое отношение к своим обязанностям, отдельным учащимся или группе детей в целом.

С целью недопущения безнаказанного превышения полномочий преподавательским составом, в государстве разработан ряд мер по контролю и противодействию таким прецедентам.

Для виновных лиц, законодательством предусмотрены дисциплинарные взыскания и прочие меры пресечения.

Что нужно знать

Родителям и опекунам учащихся, как начальных классов, так и старшей школы следует знать, что они имеют право жаловаться на поведение учителя, в случаях превышения им полномочий или непедагогичного отношения к ребенку. Подать на такого педагога жалобу можно в установленном законом порядке.

Необходимые термины

ЖалобаОформленное в письменном виде заявление, в компетентные органы, на факт нарушения административно-правовых отношений от пострадавшей стороны
Коллективная жалобаЖалоба, поданная от группы лиц, объединенных в одну ячейку по каким-либо признакам, в данной ситуации дети или подопечные обучаются у одного преподавателя
ЗаявительЛицо, которое непосредственно подает жалобу, и в адрес которого, или членов его семьи, совершены противоправные действия
УчительЛицо, исполняющее педагогические обязанности, занимающееся преподавательской деятельностью задействованное в образовательных учреждениях Российской Федерации
Департамент образованияОрган исполнительной власти, осуществляющий свою деятельность в образовательной отрасли и обеспечивающий права граждан на получение образования согласно утвержденным нормам. Контролирует работу учебных заведений, выступает регулятором их деятельности в регионе своего функционирования

Какова ее роль

Возможность подать жалобу на учителя позволяет родителям в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей или неправомерного отношения к ученикам, вмешаться в образовательный процесс с учетом норм действующего законодательства.

Жалоба, написанная на имя директора образовательного учреждения, может помочь урезонить преподавателя нарушающего нормы этики и морали, если такие проявления имеют не постоянный характер.

https://www.youtube.com/watch?v=mUYjzTiSeEI

В части нарушения учителем законодательства или регулярных оскорбительных действий в отношении учащихся подача документа в соответствующие инстанции способствует привлечению его к ответу по закону.

Когда речь идет о физическом или моральном насилии, поборах или не соблюдении образовательного процесса, помимо взысканий предусмотренных ТК РФ, по итогам рассмотрения жалобы, виновный педагог может привлекаться к административной или уголовной ответственности.

Законные основания

Основные права учащегося регламентируются «Законом об образовании» и Конституцией РФ, в ряде случаев нарушения педагогического процесса попадают под закон «О свободе совести и религиозный объединениях».

Неправомерные действия учителя при подаче жалобы следует классифицировать согласно Трудовому, Административному, а в особо сложных ситуациях Уголовному Кодексам РФ.

Законными основаниями для подачи жалобы на учителя могут послужить имеющие достоверный характер сведения о нарушении им установленных описанными законодательными актами норм в отношении учащихся.

Важно! Достоверность подаваемой информации, в целях оперативного рассмотрения жалобы и принятия мер, нужно подтвердить документально или с помощью фото, видео, аудио материалов.

Образец жалобы на учителя на имя директора школы

Первой инстанцией, которая способна повлиять на поведение педагога является непосредственно директор школы.

При выявлении факта неправомерного поведения или ненадлежащего исполнения обязанностей нужно обратиться к такой мере, как написать жалобу на учителя директору школы от родителей.

образец жалобы на учителя директору учебного заведения

Для составления жалобы в вышестоящие организации не лишним будет обратиться за консультацией к юристу. Он же поможет правильно указать положенный уровень дисциплинарного взыскания.

Кто имеет право писать заявление

Написать официальную жалобу на учителя может родитель или законный представитель ученика, против которого направлены негативные действия. Если поведение педагога применяется к группе учеников, то может быть составлена коллективная жалоба.

Образец коллективной жалобы на учителя от родителей:

образец жалобы на учителя в Министерство образования

Каковы причины составления

Подача жалобы должна быть обоснована и содержать достоверные данные, по возможности с подтверждением фактов. Какие могут быть основания для подачи:

  • пренебрежительное, предвзятое отношение к конкретному ученику или группе, завышенные требования;
  • несоответствующее исполнение должностных обязанностей;
  • оскорбления и грубость в отношении детей, применение физической силы;
  • непопулярные воспитательные меры, которые негативно сказываются на моральном состоянии ученика, например, публичное осуждение его действий;
  • поборы не согласованные с администрацией образовательного учреждения;
  • недопущение ребенка к занятиям на почве его неподготовленности, ненадлежащего вида и т.п.

Это далеко не весь список возможных нарушений прав детей, и их представителей определенных законом.

Подавать жалобу на действия учителя можно в каждом случае, когда какие-либо права учащегося подвергаются ущемлению. Компетентные органы обязаны рассмотреть обращение и дать на него письменный ответ.

Как правильно написать

Чтобы заявление не осталось без рассмотрения, и у адресата не было законного основания отказать заявителю, нужно соблюсти ряд правил в его составлении:

  1. В жалобе указывается ФИО и должность адресата.
  2. Название учебного заведения.
  3. Адрес учреждения (при необходимости, в основном, если жалоба составляется в РОНО, Департамент образования, прокуратуру и т.п.)
  4. ФИО составителя обращения, с указанием полномочий на подачу (например, являюсь матерью/отцом ребенка ФИО, или законным опекуном ФИО).
  5. Адрес обратного ответа, электронный или почтовый, в зависимости от того в каком виде ответ нужно получить.
  6. Описание проблемы и сути обращения. В этой части заявитель должен подробно изложить все обстоятельства конфликта с педагогом, с указанием данных учащегося против которого были направлены действия, класса, ФИО учителя предмет, который им преподается. Раздел должен содержать максимум информации при этом она должна быть оформлена в официальном стиле.
  7. Пожелания по мерам, которые должны быть применены к виновному лицу.
  8. Перечень прилагаемых материалов, куда должны быть включены все доказательства вины учителя, при наличии.
  9. Дата и подпись.

Защита прав студентов: куда жаловаться студенту, если его права нарушаются?

Предвзятое отношение преподавателя к студенту

Мы живем в несовершенном мире. Каждый из нас встречался с ситуациями, когда его права ущемлялись. Но задумывались ли вы когда-нибудь, что студенты – одна из самых незащищенных категорий людей? 

Всё дело в том, что они слишком молоды, нерешительны и неопытны, чтобы противостоять произволу. И если есть подозрения, что правам студента что-то угрожает, надо знать, куда обратиться и что делать, чтобы защититься.

На нашем телеграм-канале уже можно найти информацию о том, что делать, если не сошлись характером с преподавателем или назрел явный конфликт. Сейчас же мы хотим рассказать, куда идти за помощью, к кому обращаться для защиты прав студентов.

Права студента в вузе, ссузе: кто может их нарушить?

Нарушить права студента может любой, у кого есть власть. Это может быть совершенно любой работник учреждения образования или общежития, в котором проживает учащийся вуза.

Иногда властью злоупотребляют охранники, библиотекари, врачи, медработники и пр.

Как студенту понять, что его права нарушаются?

Иногда нарушение прав видно не сразу. Для учащихся, впервые оказавшихся в неудобной ситуации, может показаться, что все идет, как и должно.

Чтобы понять, что вашим правам угрожает, обсудите неловкую ситуацию с другими студентами или в деканате.

Чаще всего студенты на интуитивном уровне понимают опасную ситуацию. Случаи, когда нарушают права учащихся, часто противоречат здравому смыслу. Например, требуют приносить на экзамен деньги или другие материальные ценности, что является не только нарушением закона о защите прав студента, но и уголовного законодательства.

Что делать, если права студента нарушаются?

Есть несколько путей развития ситуации:

  1. Смириться и жить дальше. Но чем больше вы молчите и смиряетесь, тем дальше заходит неприятная ситуация. К тому же, молчание и ничегонеделание провоцируют повторение неприятных моментов и в вашей жизни, и в жизни других.
  2. Решать проблему. Откровенно рассказав о неприятной ситуации начальнику кафедры, декану, замдекана или ректору, чаще всего можно раз и навсегда решить вопрос. В противном случае можно привлечь ведомства (суды, прокуратуру и пр.). Чаще всего обращения через университетский сайт или общения с проректором по учебной работе вполне достаточно, чтобы решить проблему.
  3. Зафиксировать проблему, чтобы в дальнейшем обдумывать способы ее решения. Для фиксации часто используют аудио- или видеозаписи, а также привлекают свидетелей. С этими доказательствами можно привлечь к ответственности того, кто покушается на ваши права.

В любом случае рекомендуют попытаться решить проблему в стенах университета, не вынося ее за пределы вуза. Идти в сторонние организации или полицию лучше в крайних случаях, когда видно, что проблема не решается внутри.Нередки ситуации, когда права студентов нарушают в медпункте. Работник отказывает в полноценной медицинской помощи, и на все вопросы решение только одно: активированный уголь

Что делать, если возникли проблемы в библиотеке?

Бывает, что права студентов нарушают в библиотеке. Например, всем студентам одного и того же курса выдают совершенно разную литературу, ссылаясь на то, что есть. При этом преподаватель четко дал понять, что данная литература совершенно не подходит для изучения. 

Если работник библиотеки никак не реагирует на ваши замечания, нужно обратиться за помощью напрямую к заведующей или директору библиотеки. Важно донести посыл, что отсутствие нужного учебника серьезно затрудняет вашу учебу. Если это не помогло, обращайтесь за защитой к замдекану.

Что делать, если студенту предоставили в столовой некачественную еду?

Если во время питания в столовой студент отравился, важно взять в медучреждении справку об отравлении и предоставить ее копию проректору по АХЧ.

Если это не возымело своего действия, идите в СЭС по адресу, к которому принадлежит университет. Они займутся проверкой.

Что делать, если преподаватель занижает оценку?

Предвзятое отношение к студенту – прямое нарушение его прав. Часто бывает, что из-за личной неприязни педагоги пытаются проучить студента, занижая ему оценку.

Если вы твёрдо уверены в своих знаниях, открыто спросите у преподавателя о критериях оценки. Если ваши ответы строго соответствуют описанным критериям, обращайтесь к замдекана по учебной работе. Если у вашей группы есть куратор, попробуйте попросить помощи у него.

Что делать, если проблемы с вахтером/охранником?

Бывает, что охранник или вахтер нахамил или не пропускает без веского основания в общежитие/вуз.

Обратитесь к заведующему общежития/декану. Для большей достоверности попросите знакомых засвидетельствовать факт нарушения прав: сделать фото, снять видео и т.д.

Чаще всего студенты идут за помощью в деканат. Но что делать, если произвол преподавателей продолжается?

Мы собрали список организаций, которые помогут защитить ваши права:

Как студенту защитить свои права, если вуз закрывается?

Одно дело, если учащийся уже защитил диплом. И совсем другое, когда на середине пути он вдруг узнает, что университет закрывается. Что делать в этом случае? Как защитить свои права?

Итак, вот важная информация, которую нужно знать студенту закрывающегося вуза:

  1. Университет должен найти и распределить студентов в принимающий вуз с сохранением специальности и формы обучения (дневной или заочной), курса и стоимости. Также вуз должен передать в принимающее учреждение образования все материалы по учащимся и учебным планам. Для перевода необходимо получить письменное согласие у всех студентов.
  2. Университет должен сообщить о закрытии не позднее 5 дней.

Если вуз закрывается из-за того, что ему не продлили лицензию, это хороший повод обратиться за защитой в Рособрнадзор, прокуратуру или суд по защите прав потребителей. В некоторых случаях это помогает вернуть внесенные заранее деньги за тот срок, который университет так и не отработает в будущем. 

О силе общественных организаций

Не так давно стали появляться все новые организации по защите прав студентов. В первую очередь ищите такой союз в своем вузе. Ведь если поток студентов в университете большой, то и тех, кто жалуется, тоже будет много.

Студентам не стоит бояться — в большинстве случаев работа с такими центрами полностью анонимна. Позвоните вы по телефону горячей линии, оставите обращение через сайт или придете лично на встречу – вам гарантируют конфиденциальность и помощь относительно прав и социальной защиты студентов.

Сюда можно обращаться в следующих случаях:

  • за консультацией по сложному делу;
  • за практической помощью по причине ущемленных прав;
  • для борьбы со множественными нарушениями; 
  • для повышения правовой грамотности;
  • для изучения законных льгот и возможностей и т.д.

Но прежде всего студент должен сам понять: ничего не удастся сделать, если не предпринимать никаких действий. Страх, лень, апатия, безразличие – всё это потворствует беспределу в вузах. Важно действовать, чтобы окончательно не потерять ваши права и не допустить страдания других. 

И если вы боитесь вступить в открытую борьбу, есть много людей, готовых поддержать вас в трудную минуту и подставить плечо помощи. В каждом городе есть такие центры и организации, которые оказывают консультативную и правовую помощь учащимся, чьи права были нарушены.

Боритесь за свои права. А если эта война отнимает слишком много времени и сил, не сдавайтесь. Вас всегда поддержит сервис студенческой помощи, если нет времени на написание курсовых или диплома.

Бывший студент-заочник Дмитрий Тимонькин судится с Белорусским государственным экономическим университетом и просит восстановить его в качестве студента.

Он не сдал зачет по конституционному праву и считает, что это произошло из-за предвзятости преподавателей, которые, по его мнению, занизили оценку. Университет уверен, что зачет проходил, как положено, а оснований для восстановления студента нет.

С университетом согласен и суд: в удовлетворении иска Дмитрию отказали. Но он планирует обжаловать решение суда.

Ольга Шукайло, TUT.BY

Бывший студент: «Я сдал все зачеты и экзамены, кроме конституционного права»

Дмитрий Тимонькин после школы отучился на столяра, затем в 2008 году — на юриста в Минском торговом колледже Белкоопсоюза. Занимался перевозками. Через какое-то время решил поступить на заочное отделение в БГЭУ на факультет права, чтобы в будущем найти более оплачиваемую работу. И поступил.

В качестве вступительных экзаменов сдавал в том числе два спецпредмета — гражданское право и общую теорию права. По его словам, сдал на 80 баллов из 100. За 2015−2016 учебный год он заплатил чуть больше 6 млн неденоминированных рублей. Но во время первой зимней сессии не сдал зачет по конституционному праву, на пересдаче — снова неудача. После того как не сдал зачет комиссии, его отчислили.

— Я добросовестно учился, в первую сессию по всем предметам у меня были сданы все зачеты и экзамены, кроме конституционного права, — рассказал Дмитрий на судебном заседании 27 февраля в суде Заводского района столицы. — Из 57 человек в первый раз конституционное право сдали только три человека. На последнюю пересдачу (с комиссией. — Прим. TUT.BY) вышло 43 человека, и из них не сдали пятеро.

Дмитрий считает, что сдать зачет не удалось из-за предвзятого отношения со стороны преподавателей.

—  Накануне в феврале начались проблемы с деканом (Александр Шкляревский, декан факультета права БГЭУ. — Прим. TUT.BY), — заявил он в суде.

— Когда я пришел на первую пересдачу, методист хотела у меня забрать квитанцию об оплате пересдачи зачета. Но я проинформировал, что этот документ должен остаться у меня, все платежи отражаются через бухгалтерию.

Там присутствовал декан, он был недоволен, и в конце концов мне предложили после пересдачи зайти и забрать квитанцию.

Студенты пересдавали зачет комиссии 19 марта 2016 года. Председателем комиссии был декан, также в ее составе были заведующий кафедры теории и права, кандидат юридических наук, профессор Дмитрий Демичев (он читал студентам лекции) и ассистент Игорь Скороход.

До зачета студенты должны были в одном из документов оставить запись, что они здоровы. Дмитрий Тимонькин отказался.

— Я объяснил, что являюсь организатором по перевозкам уже пять лет и знаю, что данная запись может осуществляться после того, как медработник измерит давление, температуру и оценит общее состояние тела. Декан стал настаивать, что не допустит проведение зачета, пока я не распишусь. Под его давлением я был вынужден поставить отметку «здоров».

Зачет Дмитрий не сдал и был отчислен.

— Если конституционное право является фундаментальной наукой, а студенты при поступлении сдали спецпредмет, то как они не могут сдать элементарный зачет на четыре проходных балла? — задается вопросом Дмитрий.

Университет: «Предвзятости и неуважения не присутствовало»

После произошедшего Дмитрий переписывался с университетом и просил рассмотреть произошедшую на сдаче зачета ситуацию.

В университете провели расследование и пришли к выводу, что все было в рамках положенных норм и правил. Тимонькин пожаловался в Министерство образования.

В Министерстве обратили внимание на запись «здоров», которую оставляли студенты, и заметили, что ее действительно ставить не должны были, так как она не относится к делу.

— Как обстановка, которая царила во время зачета, повлияла на ваш ответ? — уточнила судья у Дмитрия.

— Когда тебе говорят что-то неприятное, тебя трясет. Я был взволнован. Я был при всех оскорблен. Если бы мне было 17−20 лет, я бы промолчал, но я взрослый человек, у меня у самого дети, мне стыдно было бы, если бы мой сын узнал.

— Но были отчислены же не только вы. К ним тоже было предвзятое отношение? — уточнила судья.

— Из группы одна девушка, которая была отчислена, сдала зачет на 17 баллов, вторая на 18 баллов. Проходной порог был 30 баллов. Я набрал 24 балла, при перерасчете — 25 баллов. Еще один человек написал на 27 баллов. Студенты из моей группы отказались от общения со мной, потому что боятся последующего исключения.

Николай Вербицкий, начальник Центра кадровой и правовой политики университета, заметил, что зачет проходил по всем требованиям высшей школы, и подчеркнул, что бывший студент заочного отделения не учел один важный момент: заочная форма в большей степени предполагает самостоятельное обучение.

— Это не студенты стационара, которым вычитывается весь курс лекций. Заочное обучение предполагает самостоятельную работу с первоисточниками и учебной литературой. Следовало бы и истцу больше уделить внимания вопросу самоподготовки к данному зачету.

Да, мы видим, что значительное число студентов отчисляется по конституционному праву. Об этом свидетельствует статистика. Но законодательного параметра не установлено: сколько должно быть вопросов на зачет, в какой форме, письменной или устной, зачет должен проходить.

Вопросы на зачет были утверждены накануне учебного года. Это было утверждено на заседании кафедры.

Также ответчик подчеркнул, что декан факультета «доброй души человек».

— Он болеет за студентов. Он как отец относится ко всем студентам… Предвзятости и неуважения не присутствовало, — уверен Вербицкий.

Декан: «У меня 968 студентов и одинаковое отношение ко всем»

В суде опросили и декана факультет права Александра Шкляревского.

— Прием зачета был организован в соответствии с нормативными документами. Я присутствовал на комиссионной сдаче зачета. Было заранее подготовлено распоряжение, уведомлен студент Тимонькин, где это будет проходить, когда это будет проходить. В распоряжении был указан состав комиссии, — начал он.

— Если он был не согласен с составом комиссии, мог возражать? — спросила судья.

— С распоряжением студенты были ознакомлены за две недели до зачета. Поэтому они и расписываются.

— На протяжении учебного процесса какие-то конфликтные ситуации возникали у вас с истцом?

— Нет.

По словам декана, у него 968 студентов и «одинаковое отношение ко всем».

— Система оценки этого зачета проводилась в письменной форме, где расписаны все баллы. Это не устный экзамен, где может быть субъективное отношение преподавателя.

Декан рассказал, что за некоторое время до комиссионной пересдачи зачета Тимонькин приходил к нему и сказал, что, если не сдаст, возьмет больничный и будет сдавать несколько раз. Поэтому перед экзаменом он и попросил студентов указать, что они здоровы. Тимонькин этот факт отрицает.

— Как вы объясните то, что конституционное право не могут сдать дипломированные специалисты? — задал вопрос Тимонькин.

— Мы проводили анализ успеваемости, и, как ни парадоксально, студенты после колледжей показали знания хуже, чем студенты, которые поступили к нам после школы.

Мы даже на ректорате рассматривали этот вопрос. Казалось бы, когда объявляли сокращенный набор, думали, что наиболее подготовленные придут после колледжа.

Но практика показала, что студенты после колледжа показывают более слабые знания.

Суд не удовлетворил иск бывшего студента БГЭУ. Однако Дмитрий Тимонькин планирует обжаловать решение суда. Он по-прежнему задается вопросом, как мог не сдать зачет по конституционному праву, когда компьютерный тест по этому предмету в качестве будущего допуска к экзамену сдал.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.