Приобретение права муниципальной собственности

Приобретение земельного участка из муниципальной собственности (государственный, покупка, выкуп) – в 2020 году, без торгов, право, порядок пользования

Приобретение права муниципальной собственности

Земельные наделы, принадлежащие государству и муниципалитету, предоставляются гражданам и предприятиям во временное пользование и в собственность. Последние изменения земельного законодательства установили правило о невозможности предоставления физическим лицам земли в постоянную эксплуатацию.

Распоряжение муниципальной землей находится в компетенции местных органов. Решение муниципального органа о предоставлении надела – первичное и основное юридически значимое выражение воли владельца о передаче прав на нее.

В случае безвозмездной передачи объекта оно выступает как основание для отвода площади в натуре и осуществления регистрации прав на нее. Если отчуждение производится на безвозмездной основе, оно становится основанием для заключения соглашения.

Положения по законодательству

Пункт 1 статьи 5 Земельного кодекса установил, что в качестве участников земельных правоотношений выступают не только граждане и организации, но и государство, его субъекты, муниципалитеты.

Статья 5. Участники земельных отношений

Частная собственность – это участки, полученные предприятиями на основаниях, определенных российским законодательством. При этом статья 25 ЗК РФ отсылает к гражданскому закону и гласит, что права на земельные наделы появляются по установленным им основаниям федеральным законодательством и обязательны для государственной регистрации.

Статья 25. Основания возникновения прав на землю

Согласно статье 28 ЗК территории, принадлежащие муниципалитетам и государству, предоставляются предприятиям за определенную плату. Бесплатная передача возможно лишь в случаях, установленных законом.

Исключительным правом на приобретение участка, которым владеет муниципалитет, в собственность за плату по правилам обладает не каждое юридическое лицо, а только владелец недвижимых объектов, имеющихся на нем с одновременным отсутствием законных причин для отказа в приватизации.

Статья 28. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

Образец кадастрового паспорта на земельный участок:

Главные основания

Старая редакция Земельного кодекса, действовавшая до марта 2015 года, содержала довольно обширный список оснований, по которым государственные и муниципальные землевладения могли предоставляться гражданам и юридическим лицам в арендное пользование без осуществления торгов. По сути, исключительно по результатам торгов земельные наделы предоставлялись под строительство жилой недвижимости.

С 1 марта 2015 года такой порядок подвергся значительным корректировкам. Согласно части 1 статьи 39.

6 Земельного кодекса в действующей редакции арендные контракты на земельные территории, имеющиеся в собственности муниципалитета или государства, можно заключать только на торгах, проводимых исключительно в аукционной форме, кроме ситуаций, прямо определенных пунктом 2 рассматриваемой нормативной статьи.

Помимо этого, по пункту 7 статьи 39.11 ЗК России в случаях, когда согласно основному виду разрешенной эксплуатации земельного надела предусмотрено строительство зданий, сооружений.

Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков в аренду на торгах и без проведения торгов

Статья 39.11. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка

Такая площадь предоставляется посредством осуществления аукциона в отношении права на заключение арендного контракта на земельный участок, кроме случаев проведения аукционных мероприятий по реализации земельного надела или аукциона на право заключения арендного контракта на территорию согласно положениям статьи 39.18 Земельного кодекса.

Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков гражданам для ИЖС

Итак, следует сделать заключение о том, что общее правило предусматривает возможность любого предоставления земельных участков в арендное пользование в 2020 году только на основе проведения аукциона, за исключением ситуаций, прямо установленные основным земельных законом.

Условия предоставления

Участок земли, находящийся в собственности муниципальных властей, можно купить на основании постановления о передачи по кадастровой стоимости. Земельный кодекс требует произведения таких действий только на платной основе. При этом допускается одноразовая бесплатная приватизация уже имеющейся в пользовании территории.

Оформление документов

Законная продажа земли предполагает произведение действий по переносу прав собственности на определенную территорию.

Для этого необходимо обращение в государственный орган по месту нахождения продаваемой площади, предоставив следующий комплект обязательной документации:

  • заявление, выражающее желание зарегистрировать надел;
  • квитанцию об оплате регистрационных действий;
  • контракт с условиями покупки;
  • документы, подтверждающие личности сторон сделки;
  • кадастровый план.

Скачать образец заполнения заявления о регистрации права собственности на земельный участок

Подавать документацию для приобретения такой земли следует в определенном порядке:

  1. Подать заявление в местный властный орган для предоставления определенной площади в целях осуществления частного строительства.
  2. Заказать план топографии в специальной государственной или частной компании.
  3. Получить копию топографического плана.
  4. Обратиться с заявлением о проверке отсутствия каких-либо обременений в отношении данного надела.
  5. Со всеми этими документами сделать заявку на выдачу справки об отсутствии запретов на возведение зданий.
  6. Со всеми полученными справками и собранными документами обратиться в орган местного самоуправления для получения окончательного решения.

Образец заявления о выделении земельного участка

Инструкция по приобретению земельного участка из муниципальной собственности

Если право на бесплатную приватизацию уже использовано, то для получения земли в собственное владение придется заплатить.

Последовательность действий следующая:

  1. Обращение с заявлением и паспортом к местной администрации. Для приобретения арендованной земли потребуется предоставление договора о сделке, кадастровые выписки на отведенную территорию и копии всей имеющейся документации.
  2. В месячный срок исполнительный орган должен вынести постановление, где будет отражен размер платы за получение участка в собственность.
  3. Произведение оплаты в ближайшем банковском отделении, принимающем платежи от граждан.
  4. Предъявление копии квитанции о произведенной оплате и ее подлинника представителю органа местной власти.
  5. Обращение в ФУГРЦ с заполненным заявлением, полученными справками и их копиями. Спустя месяц будет произведена окончательная передача права собственности.

Внимание! Если предоставить в местную администрацию справку о том, что право на приватизацию не использовано, со всеми остальными документами (паспортом, заявлением, выписками) участок можно получить абсолютно бесплатно.

При покупке земельного надела, приобретенного в результате торгов на аукционе, он передается по цене равной 2,5% стоимости по кадастру.

Для этого следует предоставить документацию, подтверждающую ввод возведенного дома в эксплуатацию, паспорт, арендный договор, заключенный после торгов.

Способы передачи прав

Для приобретения земельного участка и переоформления его в частное владение законодательством установлен определенный порядок.

Это может быть:

  • обычная покупка у прошлого частного хозяина;
  • выкуп у государства;
  • приобретение из муниципальной собственности.

Первый вариант, предполагающий простую сделку купли-продажи с конкретным частным лицом, является самым простым и обычно не занимает большого количества времени для оформления необходимой документации.

Стоимость такой земли, как правило, увеличена в разы, чем в случае получения территории из государственного или муниципального владения.

Государственным наделом можно обзавестись бесплатно. Однако, круг лиц, имеющих такое право, достаточно ограничен.

Специфика без торгов

Процедура заключения контракта без поведения торгов зависит от оснований, которые имеются у лица, желающего получить земельный участок, на такой договор.

Все эти основания условно классифицируются на три группы:

  • Заключение контракта с лицом, у которого имеется право на заключение нового соглашения без торгов (пп. 31, 31 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).
  • Однократное заключение арендного договора на землю, где имеются объекты незаконченного строительства, для окончания строительных работ владельцами этого имущества (п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ).
  • Заключение договора по другим основаниям, установленным ЗК РФ.

Что характерно в случае выкупа

Выкуп земельного надела у муниципалитета значительно выгоднее, чем покупка земли у частного лица. Только процедура оформления документации отличается большей сложностью. По этой причине у многих потенциальных покупателей пропадает желание такой экономии.

Право на выкуп муниципальной земельной площади есть у всех граждан и юридических лиц. Никаких ограничений в этом плане не установлено. Однако, они возникают, когда речь заходит о правах и возможностях эксплуатации определенного земельного надела.

Законодательством предусмотрены случаи, когда выкуп муниципальных земель не допустим:

  • если земли изъяты из оборота (к примеру, являются военными объектами);
  • если территория ограничена в обороте;
  • по имущественным объектам установлен запрет на приватизацию;
  • участки зарезервированы для удовлетворения государственных или муниципальных потребностей.

Продажа земельных участков из муниципальной собственности не облагается НДС. Проводка для отражения в бухучёте их выбытия следующая: Дт 91-2 Кт 01 (выбытие надела), Дт 62 Кт 91-1 (выручка от реализации участка).

Порядок заключения договора

Приобретение земельного участка из муниципальной собственности намного сложнее, чем его покупка у прежнего частного хозяина. Но явным преимуществом в такой сделке выступает цена земли. На государственные и муниципальные площади она значительно ниже, чем стоимость, устанавливаемая частниками по своему усмотрению.

Дело с выкупом земельного участка осложнено различными нюансами. По действующему российскому законодательству территория, имеющая предназначением застройку, может отправиться в частное владение лишь после успешного прохождения торгов (аукциона).

На проведение аукциона отводится месячный период, начинающий течь с момента принятия решения об их осуществлении. Если помимо инициатора в этот временной промежуток никто не заявил своего желания на принятие участия в торгах, заявитель может выкупить выставленный надел по номинальной стоимости.

Основанием для оформления договора о купле-продаже земли является протокол результатов аукциона. На практике между муниципальным органом власти и победителем в аукционе заключается контракт об аренде длительностью в три года.

Скачать договор купли-продажи земельного участка

Это время предоставляется на осуществление строительства в соответствии с целевым назначением предоставленного земельного надела. Лишь после возведения строительных объектов участок подлежит окончательной передаче хозяину в частную собственность.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Право муниципальной собственности

Приобретение права муниципальной собственности
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Гражданское право » Собственность » Право муниципальной собственности

Субъекты права муниципальной собственности, виды объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Государство является особым субъектом права собственности. Это означает, что некоторые материальные и нематериальные ресурсы находятся под юрисдикцией государственных структур, осуществляющих управление страной.

Государственная собственность разделяется на несколько типов. Это собственность, находящаяся под управлением федеральных властных структур, имущество регионального значения, управляемое властными органами субъектов федерации и муниципальные материальные ресурсы, которые контролируются органами самоуправления на местах.

Субъекты права муниципальной собственности

Исходя из основных положений ст.214 ГК РФ можно утверждать, что земля и прочие природные ресурсы, которые не находятся под управлением частных лиц, принадлежат к государственной собственности. А управление этими ресурсами осуществляется органами государственной власти, которые совершают все необходимые действия от имени Российской Федерации.

Таким образом, все ресурсы, которые имеют материальную или нематериальную ценность, распределены между несколькими субъектами права собственности. И одним из таких субъектов является государство. Стоит отметить, что полный объем имущества, которое прошло регистрацию, принадлежит и управляется государством, в свою очередь разделено на несколько типов.

Во-первых, это ресурсы федерального значения, которые находятся под управлением федеральных структур власти. Все ресурсы, которые принадлежат городским и сельским образованиям контролируются муниципальными органами власти.

Право государственной и муниципальной собственности регулируется в соответствии с действующим гражданским законодательством.

Все вопросы, которые затрагивают муниципальную собственность, принадлежащую конкретным административным образованиям, рассматриваются в ст.215 ГК РФ.

Исходя из ее ключевых положений, в качестве субъектов муниципальной собственности будут выступать непосредственно сами муниципальные образования.

Таким образом, контроль над ресурсами будет распределен между уполномоченными органами муниципальной власти, представительными органами власти на местах и муниципальными предприятиями и прочими образованиями, в собственности которых находятся определенные материальные ценности, и которые ведут их учет и занимаются рационализацией использования этого имущества.

Виды объектов, находящихся в муниципальной собственности

Право муниципальной собственности относится к категории публичного права. Это самостоятельная форма права собственности, которая предусматривает, что в процессе управления определенными ресурсами учитываются интересы представительных органов власти на местах и населения муниципального образования.

Осуществление права муниципальной собственности происходит при активном участии властных структур конкретных административных образований, и с учетом интересов и требований местных жителей.

В качестве объекта муниципальной собственности могут выступать:

  • ценные бумаги и денежные средства, которые принадлежат публичным образованиям;
  • памятники исторического и культурного значения (за исключением тех объектов, которые признаны национальным достоянием);
  • предметы бытового назначения, которые используются в органах власти;
  • транспортные средства, а также промышленное и производственное оборудование, которое используется предприятиями, находящимися под контролем органов самоуправления;
  • разные формы недвижимого имущества, а именно жилые помещения, земля, зданий промышленного назначения и многое другое.

Право муниципальной собственности на землю также имеет некоторые особенности. В частности, муниципалитет не может контролировать те ресурсы, которые отнесены к имуществу регионального или федерального значения.

Разграничение казны и «распределенного» имущества муниципального образования

В соответствии с действительными нормами гражданского законодательства муниципальная собственность делится на две основные категории:

  • ресурсы, которые закреплены за определенными предприятиями и ведомствами муниципального значения, и которые используют имущество для ведения определенной хозяйственной деятельности. При этом доход от пользования имуществом будет принадлежать предприятию за вычетом налоговых и прочих сборов;
  • ресурсы и ценности, составляющие казну административного образования. В данном случае казна будет состоять из тех средств, которые есть в наличии у местного бюджета, и того имущества, которое не находится под управлением муниципальных производственных структур.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что общая масса имущества муниципального образования состоит из нескольких частей, которые между собой практически не взаимодействуют. Признание права муниципальной собственности основано на факте наличия определенных ценностей, которые будут выступать объектами защиты от нерационального и противозаконного применения.

Объектами собственности муниципального управления могут выступать только те имущественные ценности, которые необходимы для решения вопросов местного характера.

Органы, осуществляющие права собственника от имени муниципальных образований

В соответствии с гражданским законодательством муниципальное имущество находится под управлением структур, которые тем или иным образом связаны с представительством интересов государственного значения на местах.

Исходя из основных положений ГК РФ, управление имуществом местного значения осуществляется теми структурами, которые имеют регистрацию в органах власти и уполномочены законодательством исполнять обязанности данного характера.

Таким образом, муниципальные ресурсы, имеющие материальные ценности, управляются посредством:

  • предприятий и учреждений, за которыми закреплены определенные ресурсы, и регистрация которых подтверждена в муниципальных структурах;
  • органов местного самоуправления, которые имеют право управлять определенными ценностями, руководствуясь интересами административного образования и местных жителей;
  • выборные органы власти, то есть государственные структуры, которые представляют интересы государства на местах и выбираются в условиях выборов при участии населения административной единицы.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Гражданский кодекс РФ Часть 1

Приобретение права муниципальной собственности

1. Собственнику принадлежат права владения,пользования и распоряжения своим имуществом.

2.

Собственник вправе по своему усмотрениюсовершать в отношении принадлежащего емуимущества любые действия, не противоречащиезакону и иным правовым актам и не нарушающиеправа и охраняемые законом интересы других лиц, втом числе отчуждать свое имущество всобственность другим лицам, передавать им,оставаясь собственником, права владения,пользования и распоряжения имуществом, отдаватьимущество в залог и обременять его другимиспособами, распоряжаться им иным образом.

3. Владение, пользование и распоряжение землей идругими природными ресурсами в той мере, в какойих оборот допускается законом (статья129), осуществляются их собственником свободно,если это не наносит ущерба окружающей среде и ненарушает прав и законных интересов других лиц.

4. Собственник может передать свое имущество вдоверительное управление другому лицу(доверительному управляющему). Передачаимущества в доверительное управление не влечетперехода права собственности к доверительномууправляющему, который обязан осуществлятьуправление имуществом в интересах собственникаили указанного им третьего лица.

Статья 210. Бремя содержанияимущества

Собственник несет бремя содержанияпринадлежащего ему имущества, если иное непредусмотрено законом или договором.

Статья 211. Риск случайной гибелиимущества

Риск случайной гибели или случайногоповреждения имущества несет его собственник,если иное не предусмотрено законом илидоговором.

Статья 212. Субъекты правасобственности

1. В Российской Федерации признаются частная,государственная, муниципальная и иные формысобственности.

2.

Имущество может находиться всобственности граждан и юридических лиц, а такжеРоссийской Федерации, субъектов РоссийскойФедерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения ипрекращения права собственности на имущество,владения, пользования и распоряжения им взависимости от того, находится имущество всобственности гражданина или юридического лица,в собственности Российской Федерации, субъектаРоссийской Федерации или муниципальногообразования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которыемогут находиться только в государственной илимуниципальной собственности.

4. Права всех собственниковзащищаются равным образом.

Статья 213. Право собственностиграждан и юридических лиц

1. В собственности граждан и юридических лицможет находиться любое имущество, за исключениемотдельных видов имущества, которое всоответствии с законом не может принадлежатьгражданам или юридическим лицам.

2.

Количество и стоимость имущества,находящегося в собственности граждан июридических лиц, не ограничиваются, заисключением случаев, когда такие ограниченияустановлены законом в целях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящегоКодекса.

3. Коммерческие и некоммерческие организации,кроме государственных и муниципальныхпредприятий, а также учреждений, являютсясобственниками имущества, переданного им вкачестве вкладов (взносов) их учредителями(участниками, членами), а также имущества,приобретенного этими юридическими лицами поиным основаниям. (в ред. Федерального закона от03.11.2006 N 175-ФЗ)

4. Общественные и религиозные организации(объединения), благотворительные и иные фондыявляются собственниками приобретенного имиимущества и могут использовать его лишь длядостижения целей, предусмотренных ихучредительными документами.

Учредители(участники, члены) этих организаций утрачиваютправо на имущество, переданное ими всобственность соответствующей организации.

Вслучае ликвидации такой организации ееимущество, оставшееся после удовлетворениятребований кредиторов, используется в целях,указанных в ее учредительных документах.

Статья 214. Право государственнойсобственности

1. Государственной собственностью в РоссийскойФедерации является имущество, принадлежащее направе собственности Российской Федерации(федеральная собственность), и имущество,принадлежащее на праве собственности субъектамРоссийской Федерации – республикам, краям,областям, городам федерального значения,автономной области, автономным округам(собственность субъекта Российской Федерации).

2.

Земля и другие природные ресурсы, ненаходящиеся в собственности граждан,юридических лиц либо муниципальных образований,являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации права собственникаосуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственнойсобственности, закрепляется за государственнымипредприятиями и учреждениями во владение,пользование и распоряжение в соответствии снастоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иноегосударственное имущество, не закрепленное загосударственными предприятиями и учреждениями,составляют государственную казну РоссийскойФедерации, казну республики в составе РоссийскойФедерации, казну края, области, городафедерального значения, автономной области,автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества кфедеральной собственности и к собственностисубъектов Российской Федерации осуществляется впорядке, установленном законом.

Статья 215. Право муниципальнойсобственности

1. Имущество, принадлежащее на правесобственности городским и сельским поселениям, атакже другим муниципальным образованиям,является муниципальной собственностью.

2.

От имени муниципального образования правасобственника осуществляют органы местногосамоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

3. Имущество, находящееся в муниципальнойсобственности, закрепляется за муниципальнымипредприятиями и учреждениями во владение,пользование и распоряжение в соответствии снастоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальноеимущество, не закрепленное за муниципальнымипредприятиями и учреждениями, составляютмуниципальную казну соответствующегогородского, сельского поселения или другогомуниципального образования.

Статья 216. Вещные права лиц, неявляющихся собственниками

1. Вещными правами наряду с правомсобственности, в частности, являются:

право пожизненного наследуемого владенияземельным участком (статья 265);

право постоянного (бессрочного) пользованияземельным участком (статья 268);

сервитуты (статьи 274, 277);

право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативногоуправления имуществом (статья 296).

2.

Вещные права на имущество могут принадлежатьлицам, не являющимся собственниками этогоимущества.

3. Переход права собственности на имущество кдругому лицу не является основанием дляпрекращения иных вещных прав на это имущество.

4. Вещные права лица, не являющегосясобственником, защищаются от их нарушения любымлицом в порядке, предусмотренном статьей 305 настоящего Кодекса.

Статья 217. Приватизациягосударственного и муниципального имущества

Имущество, находящееся в государственной илимуниципальной собственности, может бытьпередано его собственником в собственностьграждан и юридических лиц в порядке,предусмотренном законами о приватизациигосударственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного имуниципального имущества предусмотренныенастоящим Кодексом положения, регулирующиепорядок приобретения и прекращения правасобственности, применяются, если законами оприватизации не предусмотрено иное.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.