Процедура назначения арбитражного управляющего

Кто такой арбитражный управляющий

Процедура назначения арбитражного управляющего

Арбитражный управляющий (АУ) – не тот человек, которого хотелось бы видеть на предприятии, однако существуют ситуации, когда его вмешательство необходимо для того, чтобы «выбраться» из сложившейся ситуации с минимальными потерями. Кто такой арбитражный управляющий, какими полномочиями он обладает и чем обусловлено его присутствие на предприятии?

Зачем нужен арбитражный управляющий

Для того, чтобы точнее разобраться в полномочиях и причинах его появления необходимо понимание того, при каких обстоятельствах он необходим. Итак, арбитражный управляющий – это контролирующее лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедуры банкротства на ее следующих этапах и формах:

  • Финансовое оздоровление – основная функция административного управляющего – контроль. На этом этапе он обеспечивает восстановление платежеспособности и расчет по долгам в соответствии с графиком погашения задолженности. Назначается на срок не более двух лет;
  • Внешнее управление – основная функция внешнего управляющего руководство и восстановление платежеспособности. Такое управление вводится сроком от 18 до 24 мес.;
  • Конкурсное производство – основная функция конкурсного управляющего – руководство. Для этого этапа характерны: поиск и аккумулирование имущества или ликвидация, соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Назначается на срок не более шести месяцев.

О самой процедуре банкротства предприятия можно подробнее прочитать в материале AllKredits «Банкротство предприятия: виды, формы и процедуры».

ПО сути, АУ является неким посредником-гарантом между должником, кредиторами и судебными инстанциями, в идеале соблюдая интересы всех сторон в равной степени. И несмотря на то, что назначается, а точнее утверждается он именно арбитражным судом, предлагать свои кандидатуры и оспаривать уже предложенные могут все интересанты.

Требования к арбитражному управляющему

Публично-правовой статус АУ не только обуславливает законодательные требования к кандидатам, но и возлагает на них ответственность за законность проведения процедуры банкротства.

Статья 20 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает следующие требования к АУ:

  • Гражданин РФ;
  • Действительный член профильной СРО;
  • Стаж руководящей работы не менее 1 года;
  • Стажировка в качестве помощника АУ в деле о банкротстве не менее двух лет;
  • Сдача теоретического экзамена;
  • Отсутствие судимости;
  • Отсутствие фактов исключения из СРО в течение трех лет;
  • Заключенный договор страхования ответственности.

Помимо этого, закон также определяет и требования к СРО арбитражных управляющих:

  • Не менее 100 членов;
  • Не менее 100 проведенных процедур банкротства в активе;
  • Наличие компенсационного фонда;
  • Наличие разработанных стандартов и правил профессиональной деятельности;
  • Наличие органов управления и специализированных органов.

Порядок назначения арбитражных управляющих

Описать всю процедуру со всеми возможными нюансами в одном материале, к сожалению, не представляется возможным, потому что каждый случай будет иметь свои варианты и назначение АУ при банкротстве швейного производства, например, не будет включать в себя допуск к государственной тайне.

Однако в общих чертах согласно ст. 45 N 127-ФЗ порядок назначения АУ происходит в несколько этапов:

  1. Подача в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом с указанием СРО, из числа участников которого необходимо назначить АУ – регламентировано п. 2. ст. 37 N 127-ФЗ;
  2. Получение СРО определения арбитражного суда и предоставление информации о соответствии кандидата должности АУ в течение 9 дней – регламентировано п. 4 ст. 45 N 127-ФЗ;
  3. Утверждение судом кандидатуры АУ – регламентировано п. 5 ст. 45 N 127-ФЗ;
  4. В случае отсутствия ответа от СРО в течение 14-ти суток с момента получения определения суд откладывает рассмотрение на 30 дней, а у заявителя появляется право предоставить альтернативную СРО – регламентировано п. 4 ст. 45 N 127-ФЗ;
  5. Суд прекращает производство в том случае, если кандидатура АУ не представлена в течение трех месяцев – регламентировано п. 9 ст. 45 N 127-ФЗ.

Этапы работы арбитражного управляющего

Условно работу АУ можно разбить на несколько этапов, каждый из которых определяет последующие действия:

  1. Сбор и анализ сведений – включает в себя проверку кредитной истории, трудовой деятельности, наличия активов и прочие сведения, необходимые суду для принятия решения;
  2. Работа с кредиторами – извещение контрагентов об инициации процедуры банкроства и составление реестра кредиторов;
  3. Разработка плана управления – спустя 30 дней с момента введения в должность АУ обязан предоставить кредиторам план по финансовому оздоровлению предприятия;
  4. Собрание кредиторов – рассматриваются вопросы реструктуризации задолженностей и мирового соглашения, а также согласие собрания с внешним управлением или инициация конкурсного управления;
  5. Передача протокола собрания в судебные органы – производится не позднее чем через 5 дней после проведения собрания;
  6. Решение суда – подводятся итоги деятельности АУ и выносится решение о дальнейших процедурах.

Порядок назначения арбитражного управляющего

Процедура назначения арбитражного управляющего

Банкротство – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

При подачи заявления от кредитора, кредитор может частично заявить в судебные органы о предъявлении неплатежеспособности данного должника или в полном размере подать на него в суд.

Должнику должно в таком случае прейти письменное уведомление, что кредитор подал на него в суд и если течении 7 дней, должник не погашает сумму долга кредитора, суд автоматически начинает рассмотрение дела о банкротстве.

В течении 15 дней с момента рассмотрения дела, должник должен предоставить документацию о бухгалтерской отчетности, а так же всю нужную документацию по вопросу решения дела. Если же должник не предоставляет такой информации, судебная экспертиза направляет аудиторов для составления анализа платежеспособности компании за счет должника, который взимается в судебном порядке.

Если заявление подает прокурор, то он обязан заявить в суд полностью и согласно его заявлению должен будет искать мотивы фиктивного или преднамеренного банкротства.

Должник также в праве объявить и подать заявление о банкротстве своего предприятия, а также должен предоставить все документы по решению вопроса о банкротстве.

В некоторых случаях по соглашению кредиторов судебному делу дают отсрочку на определенный срок. Если есть возможность реорганизации данной компании, то суд вправе закрыть дело, рассмотрев и признав компанию банкротом и направить на реорганизации. В последствии суд имеет возможность отслеживать деятельность должника и контролировать выплаты.

Заявление подается в арбитражный суд, если долг должника – не менее чем 100000 рублей и не исполнены в течение 3 месяцев.

  • -наблюдение – эта процедура обязательна. Она проводится, чтобы обеспечить сохранность имущества, проводится анализ АХД.
  • – финансовое оздоровление (если захотят)- назначается судом арбитражный управляющий, создают график по погашению задолженности
  • – конкурсное производство – формируется конкурсная масса , для удовлетворения кредиторов, назначается арбитражным судом
  • – внешнее управление – назначается арбитражным судом, с целью восстановления платежеспособности должника, и избежать ликвидации
  • -мировое соглашение – процедура предусматривает заключение соглашений между должником и кредитором, о признание долга или пересмотр сроков погашения обязательств.

Типы арбитражных управляющих

При рассмотрении дела о банкротстве арбитражный суд назначает арбитражного управляющего. Все управляющие назначаются арбитражным судом. Арбитражный управляющий – лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства.

Арбитражные управляющие классифицируются в зависимости от вида процедур:

  • · Временный управляющий – это арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, для проведения процедуры наблюдения
  • · Административный управляющий – это арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, для проведение процедуры финансовое оздоровление.
  • · Внешний управляющий – это арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, для проведения процедура внешнее управление.
  • · Конкурсный управляющий – это арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, для проведение процедуры конкурсное производства.
  1. Временный управляющий – он проводит процедуру наблюдения.
  2. Административный управляющий – проводит процедуру оздоровление финансовое.
  3. Внешний управляющий – он назначается при процедуре внешнее управление.
  4. Конкурсный управляющий – проводит процедуру конкурсное производство.

Порядок назначения арбитражного управляющего можно разделить на несколько этапов. Начнем с того, что процедура банкротства начинается с подачи заявления в арбитражный суд кредитором, налоговым органом или самим должником.

Причем, обязательным условием содержания этого заявления является указание конкретной кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, которая уже из числа своих членов представит на утверждение суду арбитражного управляющего.

Затем арбитражный суд направляет в заявленную СРО запрос о кандидатуре арбитражного управляющего или о соответствии указанной в заявлении кандидатуры установленным требованиям.

Порядок назначения арбитражного управляющего несколько видоизменяется в случае назначения арбитражного управляющего при переходе от временного наблюдения к внешнему или конкурсному производству или при отдельном решении собрания кредиторов по замене арбитражного управляющего.

Процесс назначения арбитражного управляющего берет начало с поступления в арбитражный суд Протокола собрания кредиторов с указанием или СРО арбитражных управляющих или конкретной кандидатуры арбитражного управляющего.

Далее арбитражный суд направляет в СРО арбитражных управляющих запрос по кандидатуре указанной в протоколе собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего.

Не позднее, чем в течении 9 дня с даты получения определения арбитражного суда (протокола собрания кредиторов), саморегулируемая организация должна предоставить в арбитражный суд информацию о соответствии указанной кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным законом.

Информация предоставляется в форме документа с названием, например, Представление арбитражного управляющего. После этого арбитражный суд рассматривает информацию, предоставленную СРО о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требования, предусмотренным законном.

По результатам рассмотрения арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего таким требованиям.

Список сро арбитражных управляющих

Некоторые кредиторы используют для подбора кандидатур арбитражных управляющих список СРО арбитражных управляющих.

Самореругируемая организация арбитражных управляющих – это некоммерческая организация, членами которой являются арбитражные управляющие.

Каждое СРО регистрируется в Федеральной Службе Государственной Регистрации, Кадастра и Картографии (Росреестр),ведет их реестр и присваивает №.  Федеральная Служба Государственной Регистрации, Кадастра и Картографии регистрирует СРО арбитражных управляющих, ведет их реестр, присваивает номера регистрации действующих арбитражным управляющим.

Список СРО арбитражных управляющих можно посмотреть на сайте Росреестра. Там можно найти информацию о выбранной саморегулируемой организации, узнать ее местонахождение и координаты.

Сводный государственный реестр арбитражных управляющих

Также собрание кредиторов может выбрать арбитражного управляющего из сводного государственного реестр арбитражных управляющих.

Сведения, которые содержаться в Реестре, являются открытыми за исключением персональных данных физических лиц и идентификационных номеров налогоплательщиков (при их наличии).

В нем содержаться Ф.И.О. арбитражного управляющего, регион, регистрационный номер по реестру, дата включения в реестр и название его СРО арбитражных управляющих.

Сведения об арбитражных управляющих, содержащиеся в Реестре, можно узнать на интернет-сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Для того что бы включить сведения об арбитражном управляющем в реестр, СРО арбитражных управляющих должна уведомить о его включение в состав своих членов, а так же предоставить документы, которые бы подтверждали соответствие арбитражного управляющего требованиям статьи 20 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

Это услуга является бесплатной и в результате выдается уведомление о внесении сведений об арбитражном управляющем в сводный государственный реестр.

Торги арбитражный управляющий

Продажа предприятия или имущества предприятия проводится путем проведения торгов, в форме аукциона или в форме конкурса.

Законом о банкротстве аукцион с открытым проведением торгов установлен в качестве основной формы продажи имущества.

Конкурсный управляющий обязан исполнить следующие функции (при условии торгов в форме аукциона с открытой формой предложения по цене):

  1. Выбор и заключение договора с оператором электронной площадки
  2. Заключить договор с победителем торгов на основании протокола торгов
  3. Удостовериться в поступлении денежных средств от победителя торгов
  4. Передать имущество победителю торгов в соответствии с договором

Конкурсный управляющий может оставить за собой функции организатора торгов или заключить договор со специализированной организацией. Данный договор оплачивается за счет предприятия банкрота. Кем бы ни был организатор торгов, он не должен быть заинтересованным лицом по отношению к должнику, кредиторам или конкурсному управляющему.

Русанова Анастасия Александровна

Специалист по экономике и праву

Количество показов: 33517

Кто и как назначает конкурсного управляющего при банкротстве

Процедура назначения арбитражного управляющего

Последним завершающим этапом процесса банкротства есть конкурсное производство. Конкурсное производство не может проходить без участия такого лица, как конкурсный управляющий. Данный представитель является соединяющим звеном между всеми участниками делопроизводства: кредиторами, должником и судом.

Основные задачи, которые преследует уполномоченный: вывести предприятие из должников, произвести расчет всех обязательств в установленной очередности. Далеко не все владеют информацией о полномочиях арбитражного представителя, и кто назначает конкурсного управляющего при банкротстве. В этой статье постараемся дать ответы на все вопросы касаемо назначения арбитражного управляющего.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Кем назначается конкурсный управляющий. Процедура назначения

Как назначается арбитражный управляющий?

Процесс банкротства может запустить как сам должник, так и его кредиторы, подав заявление в суд. К исковому заявлению они могут приложить и документ-прошение конкретного арбитражного представителя. Кандидатуру конкурсного управляющего вправе назначить судебный орган в порядке, установленном в законе. Цель такого назначения — возложение ответственности, прав и обязанностей.

Все конкурсные управленцы состоят в саморегулируемой организации (СРО). Списки таких организаций можно посмотреть тут. Эта организация регулирует и контролирует всех конкурсных уполномоченных. Строго следит за их деятельностью и соответствию требований.

Если вместе с исковым заявлением не следует прошения о конкретной кандидатуре, то суду СРО направляет список свободных на данное время управляющих. И суд выбирает конкретное лицо. После, арбитражным судом проводится процедура назначения на должность.

Важно! Практика показывает, как важен в процедуре банкротства конкурсный управляющий, от его компетенции и действий зависит буквально все. На любом этапе дела о банкротстве есть возможность смены уполномоченного, путем ходатайства в суд.

Каким требованиям должен удовлетворять управленец?

Перед тем, как вошло в силу решение суда о назначении управленца представлять интересы всех действующих лиц в банкротстве, его кандидатура тщательно рассматривается на соответствие всем требованиям. А требования, которым управленец должен удовлетворять, такие:

  1. Иметь высшее образование.
  2. Руководящий опыт работы.
  3. Некоторое время должен проработать помощником АУ.
  4. Никаких выговоров, связанных с профессиональной деятельностью. Отсутствие судимостей и штрафов.
  5. Экзамен по теории должен быть пройден.
  6. Заключенный договор о страховании ответственности.
  7. АУ должен систематически оплачивать членские взносы.

Как видно, получить право на выполнение должностных обязанностей конкурсного управленца не так уж и легко.

Помимо вышеизложенных требований, суд может решить, что необходимо высшее образование конкретно в области деятельности должника. И в обязательном порядке отсутствие каких-либо связей с должником и кредитором.

Имеются в виду не только родственные связи, но и другого характера, при которых управленец может быть заинтересованным лицом.

Должность управляющего подразумевает огромное количество обязанностей. Утверждается на эту должность кандидат с высокими профессиональными качествами и опытом руководителя.

Типы управляющих на разных этапах банкротства

Всего у процесса банкротства юр. лиц  и физ. лиц есть 4 этапа:

  1. Этап наблюдения.
  2. Этап финансового оздоровления компании.
  3. Внешний контроль (управление).
  4. Последний этап — конкурсное производство.

На каждый их этих четырех этапов должен назначаться определенный управляющий. Но законом не запрещено выбирать одного управленца для всех этапов. На каждом из этапов конкурсный управленец должен выполнять некие функции. Как раз в зависимости от функций, что выполняет уполномоченный, выделяют такие типы этой должности:

  1. Временный. В обязанности входит выявление (если таковое имеет место быть) и оповещение суда о преднамеренном банкротстве. Управляющий проводит полный анализ деятельности компании, анализ пассивов и активов фирмы. Такой управляющий должен направить свою деятельность на сохранение собственности должника.
  2. Административный. В основную деятельность входит максимальное финансовое оздоровление должника.
  3. Внешний. В этом случае АУ берет в свои руки управление компанией-должником.
  4. Конкурсный. Выполняет функции по завершению банкротства. Распродажа имущества (частично или полностью), увольнение сотрудников.

Как подать жалобу на действия управленца

Если кто-либо из действующих в банкротстве лиц считает, что действия конкурсного уполномоченного имеют незаконный характер, нарушают права, или же выбранный управленец и вовсе бездействует — то тут есть возможность обжаловать его действия. Для подачи жалобы имеется несколько способов:

  1. Прокуратура. Подается заявление о нарушении прав. Если прокуратура посчитает, что есть законные основания и доказательств достаточно — правонарушитель будет наказан.
  2. Ходатайство в арбитражный суд. Большие шансы, что судья вынесет предупреждение управленцу на основании вашей жалобы, если, конечно, будут законные основания.
  3. Подать жалобу прямо в СРО. Этот орган контролирует действия управленцев.
  4. Можно подать жалобу в ФНС РФ.

Стоит помнить, что жалоба будет удовлетворена, если будут весомые основания для такого действия. Возможно не помешает помощь юриста в составлении такого документа. Утверждения на словах о нарушении прав лица — это еще не доказательства. Квалифицированный юрист разберется, где было нарушение прав, а где нет.

Как отстранить или сменить управляющего

Отстранение или смена управляющего достаточно часто происходит на практике. Назначенный уполномоченный вас не устраивает? Его исключили из СРО? Он не справлялся со своими должностными обязанностями или просто бездействовал? Тогда имеете полное право ходатайствовать в суд с просьбой отстранить и сменить управленца.

Суд в обязательном порядке подвергает жалобу рассмотрению и выносит свое решение. Обычно, если достаточно количество доказательств — суд удовлетворяет жалобу. В таком случае СРО подает списки с кандидатами на рассмотрение арбитражному суду. И выбирается новый управленец. В выборе участвует судебный орган, истец и ответчик.

Законодательством РФ предусмотрена даже ответственность АУ. Ответственность такого плана:

  1. Отстранение от выполнения работы. Решение принимает судебный орган по ходатайству от кредиторов.
  2. Исключение из членов СРО. При ненадлежащем исполнении обязанностей управленца могут лишить дальнейшей деятельности.
  3. Компенсация убытков. При ситуации, когда кредиторы в состоянии доказать, что деятельность управленца привела к ущербу, ему придется покрыть все материальные убытки за свой счет.
  4. Если конкурсный управляющий, занимая должность руководителя компании, совершал правонарушения, то он может подвергнуться административной или даже уголовной ответственности.

От профессионализма и квалификации конкурсного управленца зависит исход делопроизводства.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта.

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Как назначается арбитражный управляющий

Процедура назначения арбитражного управляющего

“Бизнесмен – бывший соискатель инвестиций и будущий банкрот.” Сергей Нехаев

Если судебная инстанция удовлетворяет прошение о признании должника банкротом, для проведения анализа его финансовой деятельности и принятия решений назначается арбитражный управляющий, который полностью занимается дальнейшей процедурой. Банкротство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включает несколько этапов, на каждый из которых назначается определенный вид арбитражных управляющих, однако правила их назначения одни.

Порядок назначения согласно законодательству

Заявление о банкротстве может подавать как сам заемщик, так и его кредиторы (коммерческие и государственные организации).

При обращении в судебную инстанцию с подобным заявлением истец должен указывать кандидатуру арбитражного управляющего для рассмотрения дела или же наименование самоуправляемой организации, из числа членов которой и будет отбираться кандидатура. Зачастую в заявлениях указывается именно ассоциация.

Функции арбитражного управляющего при этом строго регламентируются законодательством и не отличаются в зависимости от членства в той или иной ассоциации.

Как только прошение о признании заемщика банкротом зарегистрировано судебной инстанцией, самоуправляемая ассоциация, указанная в заявлении, должна предоставить суду информацию об арбитражных управляющих, которые в ней состоят.

В данном случае возможны два варианта.

Если истец указывает конкретное лицо, которое он желает видеть в качестве арбитражного управляющего, то ассоциация, в которой он состоит, направляет в суд информацию, что выбранная кандидатура соответствует требованиям законодательства.

В случае, когда в заявлении указывается наименование ассоциации, она передает суду список арбитражных управляющих, которые не привлечены на момент рассмотрения дела к другим процессам, и потому могут быть назначены для проведения анализа деятельности банкрота. Из представленных кандидатур арбитражный суд выбирает подходящего специалиста.

Требования к кандидатуре арбитражных управляющих

Специалисты, назначаемые на процедуру ведения банкротства, согласно требованиям законодательства, должны соответствовать следующим критериям:

  • наличие высшего профессионального образования;
  • наличие опыта работы на руководящих должностях;
  • прохождение стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего;
  • отсутствие наказаний, связанных с профессиональной деятельностью, и судимости за умышленные преступления;
  • прохождение теоретического экзамена;
  • заключение договора обязательного страхования ответственности.

Порядок назначения арбитражного управляющего позволяет судебной инстанции утвердить кандидатуру, если специалист соответствует указанным выше требованиям, однако законодательством предусмотрена возможность требования кредиторами соответствия дополнительным критериям:

  • наличие высшего образования в сфере деятельности должника;
  • наличие стажа работы в конкретной отрасли на руководящих должностях;
  • опыт работы арбитражным управляющим (конкретное количество проведенных процедур).

В некоторых случаях к числу требований, предъявляемых к кандидатуре управляющего, добавляется также наличие допуска к государственной тайне требуемой формы, если проведение его деятельности подразумевает работу со сведениями, содержащими государственную тайну.

При назначении специалиста для ведения процедуры банкротства должника, ответчик может подать в судебную инстанцию прошение о смене управляющего. В заявлении должны указываться причины, по которым сторона выступает против выбранной кандидатуры. Если причины будут признаны арбитражным судом объективными, для проведения процесса будет назначен другой специалист.

Назначение специалиста для каждого этапа

Процедура банкротства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включает четыре этапа:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство.

Каждый этап подразумевает назначение арбитражного управляющего определенного типа (временный, административный, внешний, конкурсный). Функции специалиста на каждой стадии прохождения банкротства при этом отличаются.

На этапе наблюдения необходимо проводить анализ предпринимательской деятельности, оценивать активы и пассивы, искать признаки фиктивного или преднамеренного банкротства.

Этап финансового оздоровления требует от управляющего использование механизмов для восстановления платежеспособности компании.

Этапы внешнего управления и конкурсного производства подразумевают работу с имуществом должника и постепенную ликвидацию компании. Арбитражный управляющий в данном случае выполняет такие функции: реализация части имущества должника, увольнение некоторых сотрудников или же подготовка и проведение торгов с полной продажей имущества и увольнение всего штата сотрудников.

При наличии достаточного опыта ведения подобных процедур, на все четыре этапа может назначаться один специалист, но если кредиторы подают в арбитражный суд прошение назначить для проведения очередной стадии банкротства другого управляющего, требование удовлетворяется.

Страхование ответственности арбитражных управляющих

При назначении вести процедуру банкротства специалист такого рода, по сути, выполняет функции руководителя компании, что подразумевает несение некоторой ответственности.

Управляющий обязуется своими действиями не навредить должнику или кредитору, а гарантией выступает договор страхования его ответственности.

Страховщиком может выступать компания, имеющая аккредитацию от самоуправляемой ассоциации, членом которой является арбитражный управляющий.

Страхование ответственности проводится в обязательном порядке, если размер активов должника, в отношении которого проводится банкротство, превышает сто миллионов рублей. Договор заключается на год с условием его автоматической пролонгации на такой же срок. Страховая сумма определяется стоимостью активов банкрота и может составлять:

  • 3% от стоимости активов (если они составляют от 100 до 300 миллионов рублей);
  • 2% от стоимости активов и 6 миллионов рублей (если активы должника оцениваются от 300 миллионов до 1 миллиарда рублей);
  • 1% от стоимости активов и 20 миллионов рублей (при стоимости активов более 1 миллиарда рублей).

Подготовка к торгам

В большинстве случаев процедура банкротства сводится к продаже имущества должника на торгах, а сумма, полученная от его реализации, направляется на погашение задолженности в установленном порядке. Порядок назначения конкурсного управляющего в данном случае не отличается от утверждения кандидатур других специалистов, но его функции и ответственность видоизменяются.

В его обязанности входит:

  • выбор оператора электронной площадки для проведения аукциона и заключение договора с ним;
  • заключение договора с победителем торгов;
  • проверка поступления указанной суммы денежных средств от победителя торгов;
  • передача имущества победителю.

В данной стадии особенно заинтересованы кредиторы и другие лица, перед которыми должник имеет непогашенные финансовые обязательства, поэтому конкурсный управляющий выбирается опытный, способный максимально возместить их убытки. В большинстве случаев в заявлении указывается конкретная кандидатура для проведения последнего этапа банкротства.

Арбитражный управляющий назначается судебной инстанцией, гарантирующей, что его действия будут соответствовать законодательству.

Специалист во время своей деятельности руководствуется положениями закона о «О банкротстве» и другими нормативно-правовыми актами, касающимися проведения процедуры признания несостоятельности должника выполнять возложенные на него финансовые обязательства.

При обнаружении нарушений закона со стороны управляющего каждая сторона имеет право обратиться с соответствующей жалобой в арбитражный суд, назначавший специалиста.

Порядок утверждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве на основании статьи 45 127-ФЗ

Процедура назначения арбитражного управляющего

Статья 45 в 127-ФЗ определяет порядок утверждения арбитражного управляющего в деле о признании финансовой несостоятельности. За утверждение кандидатуры отвечает арбитражный суд, который ведет дело о банкротстве.

Структура и содержание ст. 45 127-ФЗ

Статья 45 127-ФЗ состоит из 11 пунктов и посвящена вопросам назначения арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

Это весьма важный этап, так как управляющий наделен широким спектром важных контролирующих, руководящих функций и обязанностей в процедуре признания юридического лица финансово несостоятельным.

Специалист должен быть назначен после принятия судом заявления о банкротстве определенного юрлица и признания такого заявления обоснованным (при наличии признаков несостоятельности).

Статья 45 учитывает следующие вопросы назначения арбитражного управляющего:

  1. Действия СРО после получения определения суда или протокола собрания кредиторов о назначении управляющего.
  2. Предоставление информации о форме допуска к государственной тайне руководителя должника и степени секретности сведений.
  3. Утверждение арбитражного управляющего судом.
  4. Основания для отказа в утверждении управляющего судом.
  5. Действия при освобождении или отстранении арбитражного управляющего от возложенных на него обязанностей.

Получение СРО определения арбитражного суда

Предыдущая редакция закона о банкротстве регулировала процедуру назначения управляющего на должность в общих чертах. Так, в п. 3 ст. 41 Закона от 1998 года были указания на такой порядок:

  1. При введении в отношении должника наблюдательной процедуры назначался временный управляющий.
  2. Если после принятия заявления от должника невозможно определить кандидатуру управляющего, то суд выносит определение о назначении управляющего не позднее 10 дней после вынесения такого решения.

В настоящее время установлено правило о том, что управляющий в обязательном порядке должен входить в СРО. Данная организация следит за соответствием ее членов профессиональным стандартам.

В п. 1 ст. 45 127-ФЗ указан порядок действий СРО, которого должна придерживаться организация после получения определения суда о признании должника банкротом с указанной в нем кандидатурой управляющего или соответствующего протокола собрания кредиторов.

СРО обязана предоставить в арбитражный суд информацию о соответствии кандидатуры управляющего требованиям ст. 20, 20.2 127-ФЗ. В числе таких требований: наличие высшего образования, отсутствие судимостей, сдача теоретического экзамена по подготовке управляющего и пр.

При получении определения суда о признании юридического лица банкротом без указания в нем на конкретного управляющего СРО самостоятельно должна представить кандидатуру из числа своих членов.

Аналогичным образом ей следует поступить при получении протокола кредиторского собрания без прописанной в нем конкретной кандидатуры.

Согласно нововведениям в закон 2008 года №296-ФЗ, заявителем или собранием кредиторов может быть не только выбрана СРО для предложения кандидатуры управляющего, но и сам кандидат. Ранее они были лишены такого права. Такое решение кредиторами может быть принято на первом кредиторском собрании. Это входит в сферу его исключительной компетенции.

С учетом того, что управляющий осуществляет свои функции по определению арбитражного суда, в письме Минэкономразвития от 2011 года №ОГ-Д06-2 отмечалось, что такой управляющий в целях осуществления профессиональной деятельности не заключает трудовой или гражданско-правовой договор с должником. Соответственно, ему не гарантируются трудовые права по ТК, а вознаграждение платится по нормам 127-ФЗ.

Особенности назначения управляющего при работе с государственной тайной

Заявленная СРО не может представлять кандидатуру управляющего, если он не имеет допуска к гостайне в тех случаях, когда это обязательно для банкротства данного предприятия. Наличие такого допуска является обязательным условием для утверждения судом кандидатуры управляющего.

Должник и орган исполнительной власти в течение 2 и 7 дней соответственно после принятия определения суда о принятии заявления предоставляют в суд и СРО сведения о форме допуска к гостайне руководителя юрлица и степень секретности сведений, которые есть на предприятии.

Положения об особенностях назначения управляющего с учетом допуска к гостайне появились в законодательстве, благодаря внесению изменений в редакцию статьи 45 127-ФЗ в 2015 году.

Направление суду, заявителю и должнику сведений о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям

По п. 3 ст. 45 заявленная СРО управляющих должна обеспечить свободный доступ для заинтересованных лиц к процедуре выбора управляющего. Решение о выборе управляющего принимается СРО коллегиально.

В течение 9 дней после получения определения о признании должника банкротом СРО направляет всем участникам дела о банкротстве (суду, собранию кредиторов или его представителю, должнику) сведения о соответствии кандидатуры управляющего требованиям по ст. 20, 20.2 127-ФЗ.

Данная СРО несет прямую ответственность за предоставление участникам дела о банкротстве недостоверных данных.

Заявитель вправе заявить о замене кандидатуры управляющего или СРО, которых он указал в заявлении о признании банкротом, но до того момента, пока не было направлено определение суда в СРО для предоставления управляющего. После передачи такого документа он утрачивает право на замену.

Утверждение арбитражного управляющего

В п. 5 ст. 45 127-ФЗ указано, что по результатам рассмотрения в СРО управляющих информации на предмет соответствия их требованиям по ст. 20, 20.2 127-ФЗ суд утверждает управляющего.

Во втором абзаце п. 5 ст. 45 127-ФЗ при предоставлении СРО управляющих информации о несоответствии требованиям, которые предусмотрены ст. 20, 20.2 ФЗ-127, и сведений о недостаточной компетенции, добросовестности и независимости выбранного управляющего суд может принять решение об отказе в его утверждении.

После утверждения кандидатуры управляющего судом тот должен заключить дополнительный договор страхования ответственности управляющего и предоставить его в суд, а также в СРО управляющих, членом которой он является. Это нужно сделать не позднее 10 дней после назначения его судебным решением.

При определении размера страховой суммы по дополнительному договору страхования она не должна быть менее размера компенсационного фонда СРО управляющих на последнюю дату, которая предшествовала дате утверждения управляющего.

Требование о гражданском страховании ответственности управляющего является обязательным условием его работы.

Действия при освобождении или отстранении арбитражного управляющего от возложенных на него обязанностей

В том случае если арбитражный управляющий был отстранен или освобожден судом от дельнейшего исполнения обязанностей, то в течение 10 дней с даты его освобождения СРО должна представить новую кандидатуру управляющего для последующего утверждения. Но кандидатуру может выбрать и кредиторское собрание и указать ее в протоколе.

Также СРО должна информировать суд о невозможности предоставить управляющего из-за отсутствия заинтересованных в участии в деле кандидатур.

Иное

По п. 7 ст. 45 127-ФЗ при непредоставлении кандидатуры управляющего СРО в течение 14 дней арбитражный суд откладывает назначение данного лица на 30 дней. За этот временной промежуток должник или собрание кредиторов могут ходатайствовать перед судом о смене СРО и назначении нового кандидата. Если таких ходатайств не было, то суд рассматривает предложения от иных участников дела.

В случае поступления нескольких ходатайств суд утверждает кандидата, который был указан в первом заявлении или предоставленного СРО раньше других.

На основании п. 9 ст. 45 127-ФЗ, если с кандидатурой управляющего определиться так и не удалось в течение 3 месяцев, то производство по делу о банкротстве прекращается. Согласно изменениям 2010 года, сроки в п. 9 ст. 45 127-ФЗ для закрытия дела были сокращены в два раза: с шести месяцев до трех.

Пункт 8 ст.

45 утратил с 2008 года юридическую силу. В нем отмечалось, что в случае непредоставления кандидатуры управляющего в установленные сроки арбитражный суд должен был обратиться в органы по надзору. Но с учетом положений п.

9, который указал на целесообразность прекращения дела о банкротстве при отсутствии управляющего, данные функции контролирующей инстанции признали избыточными.

В случае если арбитражный управляющий не имеет допуска к государственной тайне установленной формы, а его наличие является обязательным, то СРО обязана сообщить об этом в арбитражный суд (на основании п. 10 127-ФЗ). При этом она должна придерживаться сроков по п. 4 ст. 45 127-ФЗ. Согласно пояснениям в п.

26 Постановления Пленума ВАС от 2009 №60, при применении данной правовой нормы порядок предоставления и утверждения управляющего должен соответствовать положениям п. 7 ст. 45.

В этом случае арбитражный суд обязан повторно обратиться в СРО для предоставления кандидатуры управляющего, который соответствует условиям.

Таким образом, ст. 45 127-ФЗ определяет порядок утверждения и выдвижения арбитражного управляющего. Предоставление кандидатуры управляющего СРО осуществляет на основании определения суда или протокола собрания кредиторов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.