Прокурор или его заместитель приносит протест

О протесте прокурора: что это, ст 23 фз, срок рассмотрения с момента поступления

Прокурор или его заместитель приносит протест

Порядок подачи протеста регламентируется ст. 23 Закона о прокуратуре. По закону прокурор либо его помощник подает заявление на возражающий законодательству акт в орган либо должностному лицу, которое выдало данный документ, или обращается в судовой орган.

Суть документа

Протест прокурора – это популярный вид реагирования на определенный акт, какой может противоречить закону. Он подается на законодательный акт, приказ в административный суд. Из-за их большого количества и реализации возложенных на них действий прокуратура каждый год выявляет много неправомерных актов. При этом они имеют право обжаловать данные постановления.

Обжалование подается от имени заявителя, действующего в границах собственной компетенции. Это значит, что подписывает обжалование должностное лицо нужного района, города, субъекта РФ либо приравненные к нему лица, Генеральный прокурор России либо его заместитель.

Опротестование судебных решений прокурором

Ответ на протест прокуратуры об устранении нарушений — образец

Особенностью кассационного производства есть то, что предметом его проверки является постановление правосудия – приговор, определение и решение судебного органа, которые должны быть законченными, аргументированными и справедливыми. Нужно понимать, что не на все постановления суда могут подаваться возражения, а только на те, которые прописаны в ч. 1 и 2 ст. 331 и в постановлении конституционного суда РФ.

Законодательная база (статья 23 ФЗ)

В ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ» прописывается ряд лиц, которые могут подать обжалование и по каким причинам его можно подавать. Оно будет подлежать рассмотрению не позже чем в десятидневный период с момента его подачи либо на заседании исполнительного органа.

В отдельных ситуациях, которые требуют быстрой ликвидации нарушения законов, может быть определен сжатый период производства. Так говорится в ст. 23 «О прокуратуре». Об итогах анализа обжалования немедленно извещается заявителю в письменном виде. Об окончании анализа коллегиальным органом и о дате рассмотрения дела извещается лицу, которое подало заявление об обжаловании.

Основания и порядок подачи протеста

Участие прокурора в гражданском процессе

Причинами для подачи протеста являются положения, противоречащие законодательству, необходимость приведения акта к норме соответственно с действующими законами или его ликвидации.

В постановлении должны содержаться такие реквизиты:

  • название акта, дата и место его подачи;
  • должность и ФИО заявителя, условия нарушения со ссылками на закон, нормы какого были нарушены;
  • указание лица, которым было нарушено законодательство, предложение заявителя о предоставлении взыскания;
  • название органа, куда отправляется обжалование для выполнения;
  • объяснение о праве обжалования;
  • период анализа обжалования и сообщения о его разборе;
  • должность, чин заявителя, либо того, кто будет его представлять, подпись.

Образец протеста прокуратуры

Правила подачи заявления:

  • право на подачу данного ходатайства имеют лишь прокурор и его помощник. Остальные приближенные лица могут только написать документ, но подавать его от собственного имени они не могут;
  • при определенных обстоятельствах, которые требуют быстрой ликвидации нарушений, заявитель может определить и уменьшенный период анализа документа. Ходатайство должно подаваться в определенном виде. Должно указываться, какое определение признается спорным согласно закону;
  • в документе приводятся аргументы с указанием, каким законам возражает определенный акт, и правовое основание подачи документа, а также должность лица и его чин. В документе прописывается также время его анализа;
  • ответ должен отправляться в соответственный орган в письменном виде. Подача возражения задерживает выполнение законодательного акта, постановления либо действия суда или должностного лица;
  • при анализе обжалования судебных решений заявителю заблаговременно извещается о дате и месте заседания. Заявитель имеет право участвовать в анализе обжалования;
  • документ до его анализа может отзываться тем, кто его подал, или генпрокурором. При отклонении документа или оставлении его без анализа в определенное время можно подавать в мировой суд;
  • если документ не отменят постановлением либо действием за десять дней, то заявитель может подать ходатайство в суд об отмене противоречащего законодательству акта либо постановления.

Подача ходатайства в суд останавливает действие неправомерного акта либо постановления. Анализ и решение ходатайства совершается в последовательности, какая предусматривается процессуальным законодательством.

 Представление обычно подается тогда, когда заявитель, проводя обследования соблюдения законодательных норм, определяет неоднократные нарушения законов Гражданского кодекса, неправомерных действий либо бездействий должностных лиц, компаний и считает нужным пересмотр дела.

Подаваться заявление может на действия либо бездействия судебного органа или руководителя в вышестоящую инстанцию. Куда подать заявление, решает прокурор, должностное лицо Генпрокуратуры, в зависимости от материалов дела, оснований нарушений.

Важно! В представлении заявитель может поставить вопрос об аннулировании определенных законодательных постановлений и о привлечении к ответственности некоторых граждан.

Правовые последствия подачи

При обнаружении в ходе совершения наблюдения за выполнением законов примет правонарушений, предусмотренных УК, должностное лицо должно ответить возбуждением уголовного дела, которое оформляется по нормам, прописанным УПК. При обнаружении незаконно задержанных лиц прокурор принимает меры к их освобождению с помощью аргументированного решения.

При выявлении военнослужащих, которые неправомерно арестованы, они освобождаются. Решение о возбуждении дисциплинарного производства подлежит выполнению соответственным органом на протяжении 10 дней с периода его подачи. Другие решения рассматриваются в течение времени, установленного прокурором.

Обратите внимание! Об итогах анализа заявления в письменном виде извещают заявителя. Протест прокуратуры до его выполнения может отзываться вынесшим его органом.

Срок рассмотрения протеста

Протест ФЗ о прокуратуре рассматривается не позже десяти дней с периода подачи – это стандартный период, какой чаще всего реализуется в ходе дела. О результатах анализа документа исполнительный орган обязан немедленно известить заявителя.

Законодательство предусматривает и сокращенный период для рассмотрения протеста прокурора в связи с обстоятельствами, требующими быстрой ликвидации нарушений закона. К таким обстоятельствам относят те, которые приводят к основательным, тяжелым последствиям, например, работа несовершеннолетних с правонарушением ТК, нарушение правил техники безопасности и т. д.

Сокращенный период нигде не устанавливается. Обычно он составляет не менее трех дней. Если нужно вмешаться немедленно, то вызывается руководитель организации и ему объявляется предупреждение, в случае неудачи предпринимается обращение в вышестоящий орган.

Обратите внимание! Должностные лица должны извещать заявителя о дате анализа обжалования. В данной ситуации нужно руководствоваться ст. 7 ФЗ о Прокуратуре.  

Образец представления прокурора

Чем отличается протест от представления прокурора

Протест и представление прокурора отличия заключаются в том, что протест действует лишь на законодательный акт, который нарушает законодательство России, а представление – это письменный юридический вид документа-реагирования на нарушения законов. Предполагается присутствие нарушений другого характера. Представление не применяется для правовых актов.

При выдаче неправомерных актов прокурор либо его помощник может подать протест на них. Если говорится о законодательных актах, которые нарушают права ИП и юр. лиц, прокурор идет с соответственным ходатайством в арбитражный суд. Обращение прокурора в судовой орган общей юрисдикции совершается соответственно со ст. 45 ГПК, в арбитражный суд – соответственно со ст. 52 АПК.

Протест прокурора — основания принесения, правила рассмотрения

Прокурор или его заместитель приносит протест

Протест прокурора применяется в тех случаях, когда в процессе осуществления прокурорского надзора за соответствием законам правовых актов, издаваемых объектами надзора, выявляются приказы, распоряжения, постановления и иные акты, полностью или частично не соответствующие Конституции РФ и иным законам РФ.

рассматриваемого средства прокурорского реагирования заключается в требовании прокурора полностью или частично отменить противоречащие (несоответствующие) закону акты, приведения акта в соответствие с действующим законодательством, обращенное к должностному лицу или органу, издавшему (принявшему) незаконный акт либо к вышестоящему органу или должностному лицу, компетентному отменить такой акт, либо суду в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Правом принесения протеста наделены прокурор и его заместитель.

Протест приносится в письменном виде.

Принесение протеста не приостанавливает действия опротестованного акта.

Протест подлежит рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания этого органа необходимо сообщить прокурору.

До рассмотрения протеста он может быть отозван прокурором, его принесшим.

О результатах рассмотрения протеста в письменной форме незамедлительно сообщается прокурору.

Если протест не рассмотрен в установленный законом срок либо, по мнению прокурора, необоснованно отклонен, прокурор обращается в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с заявлением о признании правового акта недействительным.

Представление прокурора об устранении нарушений закона предполагает право и обязанность прокурора или его заместителя требовать устранения выявленных в процессе осуществления прокурорского надзора фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения требований закона объектами надзора, которые причинили или создали реальную угрозу интересам личности, общества или государства, обращенное к органам, организациям, учреждениям или должностным лицам, обладающим правомочием устранить выявленные нарушения закона.

Статья 23. Протест прокурора

Статья 23. Протест прокурора

См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона

1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

2.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Проблемы подготовки и реализации протеста прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов (Филипенко С.В.)

Дата размещения статьи: 15.08.2014

Нередко прокуроры сталкиваются и с уклонением должностных лиц от выполнения законных требований, изложенных в протесте, путем необоснованного их отклонения либо игнорирования, что вынуждает прокурора обращаться в суд.

Продолжительность судебных процедур позволяет продлить действие противоречащих законодательству правовых актов на несколько месяцев, что, в свою очередь, порой сводит на нет принимаемые меры по устранению выявленных нарушений.Так, в феврале 2012 г.

прокурором Курганской области опротестована территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи в связи с несоответствием заложенных в ней нормативов финансовых затрат требованиям федерального закона .

———————————

Наряд отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Курганской области протесты прокурора в порядке надзора за 2012 год N 22-11-12. С. 9.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Не удовлетворен протест прокурора

Прокурор или его заместитель приносит протест

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.

При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Если протест прокурора отклонен либо лицо уклоняется от его рассмотрения, прокурор может обратиться с заявлением в суд о признании акта недействительным, которое он имеет право подать в течение 15 дней с момента получения сведений об отклонении протеста либо истечения срока рассмотрения протеста. Подача такого заявления приостанавливает действие правового акта.

Важно! Данный документ не имеет определенного образца, законодательство не обязывает составлять его по особому образцу. Каким образом заполнить его решает тот, кто его составляет.

Образец МПА_Об удовлетворении протеста прокурора и отмене МПА

Внесение протеста на противоречащий закону правовой акт приостанавливает его действие на период рассмотрения протеста. В протесте прокурор излагает требования об отмене правового акта или приведении его в соответствие с законом, о прекращении незаконного действия должностного лица, а также о восстановлении нарушенных прав.

Поводом для обжалования может быть несоответствие протеста установленной форме, отсутствие в нем ссылок на соответствующие юридические нормы, а также вмешательство прокурора в дела, не относящиеся к его компетенции.

Например, городской или районный прокурор может опротестовывать решения районного представительного органа или же органов местного самоуправления сельских или городских поселений. На то, чтобы опротестовать решение областного законодательного собрания, прав у него нет.

Ответ на предоставление прокуратуры об устранении нарушений — официальный документ, главное назначение которого состоит в извещении прокурора о мерах по устранению несоблюдения правил законодательства. Как правильно составить данный документ?

Как следует из материалов дела, Управлением Росприроднадзора проведено административное расследование, по окончании которого составлен протокол об административном правонарушении. Дело рассмотрено должностным лицом Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю.

Нужно заметить, что протест не обладает абсолютной юридической силой. Он не отменяет и не приостанавливает действие опротестованного правового акта.

Закон лишь требует рассмотреть протест не позднее десяти дней. В течение этого времени письменно сообщается прокурору о результатах рассмотрения протеста.

Если требования, содержащиеся в протесте, не удовлетворяются, то прокурору направляется мотивированный ответ.

Одна из главных задач прокуратуры — надзор за соблюдением законодательства. Протест является одной из форм прокурорского реагирования. Выносит его прокурор или заместитель.

Этот документ должен содержать точное наименование органа, куда вносится протест, название и статьи нарушенного закона. Требования должны быть четко сформированы.

Необходимо также указать обстоятельства, давшие основания для протеста. В ряде случаев протест может быть обжалован.

Существует несколько критериев, по которым можно провести грань различия между протестом прокурора и его предписаниями и представлениями. К им относятся: предмет акта прокурорского реагирования; круг лиц, к которым данный акт обращен; суть требований, содержащихся в акте, к органам и должностным лицам; сроки рассмотрения и исполнения.

Пунктом 1 части 3 статьи 16.5 Закона города Москвы № 45 должностные лица органов внутренних дел наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях.

Пристатейный библиографический список

Протест вносится в органы или должностному лицу, которые издали незаконный или необоснованный правовой акт. Прокурор также вправе внести протест в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Порядок внесения протеста определяется прокурором в зависимости от конкретных обстоятельств.

Если, по мнению прокурора, не требуется вмешательство вышестоящего органа или должностного лица, протест вносится в орган или должностному лицу, издавшему незаконный правовой акт.

В вышестоящий орган вносится протест, как правило, в тех случаях, когда нижестоящий орган отклонил либо не исполнил требования протеста.

В системе городских, районных и региональных прокурорских организаций РФ работает много сотрудников. Полномочия должностных лиц каждого уровня четко определяются в действующем законодательстве, но о полномочиях помощников в нормативных актах не говорится ничего.

По данному факту руководителю Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю принесен протест с требованием отменить постановление о назначении административного наказания Ш., направить дело на рассмотрение по подведомственности. Направьте прокурору ответ.

Это необходимо сделать в тот же день, когда рассмотрен протест. В исключительных случаях возможно направить ответ на следующий день. Обосновано промедление может быть исключительно отсутствием технической возможности для ответа в день рассмотрения.

Если вы решили не удовлетворять протест, прокурор может решить этот вопрос через суд.

Что касается отзыва прокурором протеста, то здесь нужно учитывать следующее. Первое. Протест может быть отозван только до его рассмотрения. Второе. Закон допускает отзыв протеста исключительно прокурором, принесшим его (вышестоящий прокурор не может отозвать протест нижестоящего). Третье.

Ввиду того, что отзыв протеста считается серьезным просчетом в работе прокурора, отзывы протестов крайне редки (нам такие случаи неизвестны). В сложных для себя ситуациях прокуроры просят органы полиции направить им ответ с формальным признанием требований протеста.
Байкин И.М., помощник прокурора г.

Кушвы Свердловской области, преподаватель Уральского политехнического колледжа филиала в г. Кушва, магистр юриспруденции.

Очень важно протест, как акт прокурорского реагирования, отличать от других актов прокурорского реагирования (предписаний, представленный).

Список органов прокуратуры Камчатского края

In work supervising powers of Office of Public Prosecutor of Russia on protest of statutory acts of institutions of local government are researched.

Существует несколько критериев, по которым можно провести грань различия между протестом прокурора и его предписаниями и представлениями. К им относятся: предмет акта прокурорского реагирования; круг лиц, к которым данный акт обращен; суть требований, содержащихся в акте, к органам и должностным лицам; сроки рассмотрения и исполнения.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что постановлением должностного лица Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю Ш. незаконно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ.

Внесение протеста на противоречащий закону правовой акт приостанавливает его действие на период рассмотрения протеста. В протесте прокурор излагает требования об отмене правового акта или приведении его в соответствие с законом, о прекращении незаконного действия должностного лица, а также о восстановлении нарушенных прав.

Вместе с тем, исходя из положений частей 2, 3 статьи 23.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.

2 КоАП РФ, производство по которому осуществлялось в форме административного расследования, подлежит рассмотрению судьями районных судов.

Из анализа указанных норм следует, что административный орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, обязано передать его на рассмотрение суда.

На практике помощники исполняют только некоторые функции и обязанности, возложенные на соответствующий орган. При необходимости в предоставлении помощнику дополнительных полномочий прокурор может составить особый приказ.

Автор работы предлагает усовершенствовать надзорные полномочия органов прокуратуры по опротестованию нормативных актов и в обоснование своей позиции приводит теоретические и практические соображения.

Протест вносится в органы или должностному лицу, которые издали незаконный или необоснованный правовой акт. Прокурор также вправе внести протест в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.

Порядок внесения протеста определяется прокурором в зависимости от конкретных обстоятельств. Если, по мнению прокурора, не требуется вмешательство вышестоящего органа или должностного лица, протест вносится в орган или должностному лицу, издавшему незаконный правовой акт.

В вышестоящий орган вносится протест, как правило, в тех случаях, когда нижестоящий орган отклонил либо не исполнил требования протеста.

В работе исследуются надзорные полномочия прокуратуры России по опротестованию нормативных актов органов местного самоуправления.

Если протест прокурора отклонен либо лицо уклоняется от его рассмотрения, прокурор может обратиться с заявлением в суд о признании акта недействительным, которое он имеет право подать в течение 15 дней с момента получения сведений об отклонении протеста либо истечения срока рассмотрения протеста. Подача такого заявления приостанавливает действие правового акта.

The author of work suggests to improve supervising powers of bodies of Office of Public Prosecutor on protest of statutory acts and in a substantiation of the position results theoretical and practical reasons.

Очень важно протест, как акт прокурорского реагирования, отличать от других актов прокурорского реагирования (предписаний, представленный).
Рассмотрите протест. Обычно об обжаловании прокурорского протеста речи не идет. Его можно удовлетворить или не удовлетворить.

В любом случае, законом предусмотрен десятидневный срок для принятия соответствующих мер. Однако прокурор может установить и меньшее время для рассмотрения. Если протест вынесен на решение представительного органа, депутаты должны его рассмотреть на ближайшем заседании.

Орган или должностное лицо, которое нарушило законодательство, издавая правовые акты, что не соответствуют законодательству РФ, получают возражение от прокуратуры. Главной целью данного документа является отмена составленных актов, которые не по Закону, и исправить допустимые ошибки.

Достаточно часто в протестах содержится требование привлечения сотрудников оперативных подразделений полиции к дисциплинарной ответственности за допущенные, по мнению прокурора, нарушения. Такое требование в протестах представляется неуместным.

Дело в том, что назначение протеста как акта прокурорского реагирования на нарушение закона состоит в опротестовании и последующей отмене противоречащего Конституции и закону правового акта.

Что же касается привлечения оперативных сотрудников к дисциплинарной ответственности, то это лежит вне юрисдикции протеста.

Опротестование и судебное обжалование прокурором незаконных правовых актов

Прокурор или его заместитель приносит протест

Опротестование про­тиворечащих закону актов относится к числу общих средств реагирования.

Сущность опротестования незаконных правовых актов прокурором:

  • прокурор, осуществляя надзор за ис­полнением законов, от имени Российского государства ука­зывает, в чем именно выражено нарушение закона, и требу­ет от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствие с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и законные интере­сы государственных и иных органов.

Согласно ст. 23 ФЗ “О прокуратуре РФ” прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт

    • в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо
    • в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо
    • обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, прокурору предоставлено право вы­бора.

Однако при этом необходимо учитывать, что прокурорское реагирование путем принесения протестов нередко способствует более оперативной отмене незакон­ных актов по сравнению с судебным обжалованием (учитывая большую загруженность судов разного рода делами).

Кроме того, протест как акт реагирования воспринимается многими руководителями, издавшими незаконные акты, менее болез­ненно, чем направляемые в суды заявления о признании со­ответствующих актов недействующими.

Протест подлежит обязательному рассмотрению:

    1. не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления – по общему правилу;
    2. на ближайшем заседании – в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Обязательные реквизиты протеста

Практикой и юридической наукой выработаны обяза­тельные реквизиты протеста:

    1. наименование органа или дол­жностного лица, которым вносится протест;
    2. название «про­тест», номер и дата издания незаконного акта, который опротестовывается; краткое изложение содержания неза­конного акта;
    3. изложение существа нарушений;
    4. ссылка на закон, который нарушен; предложение прокурора об отмене незаконного акта или приведение его в соответствие с зако­ном и др.;
    5. указание на необходимость рассмотрения протес­та и о незамедлительном сообщении об этом прокурору;
    6. должностное положение и классный чин прокурора, при­несшего протест, и его подпись.

Эффективность протеста во многом определяется теми требованиями, которые в нем излагаются.

Из смысла само­го опротестования вытекает, что протесты в обязательном порядке должны содержать мотивированное требование прокурора об отмене или приведении в соответствие с зако­ном незаконного акта.

Кроме того, проку­рор обязан принимать все предусмотренные законом меры к устранению вредных последствий, вызванных действием незаконных актов. В связи с этим протест должен содержать конкретные требования прокурора по устранению допущен­ного нарушения закона, например,

    • устранить вредные последствия, вызванные изданием акта,
    • прекратить противоправную дея­тельность,
    • возвратить собственнику принадлежащие ему деньги и иные ценности и т.д.

В вышестоящий орган протест целесообразно приносить в случаях, если

    1. он отклонен должностным лицом, издав­шим незаконный акт;
    2. в протесте наряду с другими вопроса­ми ставится вопрос о привлечении к дисциплинарной ответ­ственности должностного лица, издавшего незаконный акт;
    3. имеется необходимость об издании незаконного акта довес­ти до сведения других аналогичных и иных органов, а так­же,
    4. когда необходимо обратить внимание вышестоящего органа на общественную опасность допущенного наруше­ния закона.

В случаях, если имеются основания полагать, что

    • протест про­курора может быть отклонен соответствующим органом или должностным лицом, или
    • по какой-то причине этот орган или руководитель не смогут рассмотреть протест, или
    • протест останется неудовлетворенным и не имеется воз­можности перенести рассмотрение протеста в вышестоя­щий орган,

прокурорам следует обращаться с заявлениями в суды о признании незаконного акта недействительным.

Судебное обжалование прокурором  незаконных правовых актов

Если протест

    1. не рассмотрен в течение 10 дней или на ближайшей сессии представительного органа, либо
    2. необос­нованно отклонен,

прокурор обращается с заявлением в со­ответствующий суд общей компетенции или в арбитражный суд о признании правового акта недействующим.

К заявле­нию обычно прилагаются:

    • копия незаконного акта или та его часть, которая не соответствует закону;
    • копия протеста, вне­сенного в адрес органа, издавшего незаконный акт;
    • решение соответствующего органа в связи с внесенным протестом, а при необходимости и
    • иные документы: копии объяснений, справок, уведомлений, сообщений и другие документы.

Заявления о признании полностью или частично недейству­ющими нормативных правовых актов и недействительными ненормативных правовых актов органов государственной влас­ти Российской Федерации, органов государственной власти ее субъектов и органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в со­ответствии со ст. 10 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российс­кой Федерации» и ст. 52 АПК РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ направляются прокурором в арбитражный суд.

См. Приказ Генпрокуратуры России от 25.05.2012 N 223 “Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе”

Решение суда, вынесенное по заявлению прокурора о при­знании правового акта недействующим, может быть оспоре­но им в кассационном порядке.

Протест прокурора

Прокурор или его заместитель приносит протест
sh: 1: –format=html: not found

В российском законодательстве действует процедура устранения факта правонарушения с помощью ряда полномочий, которыми наделены прокуроры. Специалисты в юридической сфере приравнивают данную компетенцию к правовым средствам прокурорского реагирования, самые распространенные средства — это протест и представление.

Что такое протест прокурора?

Согласно Федеральному законодательству в законе № 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации” установлено определение и основания для протеста прокурора.

В статье 23 дано определение протеста – это акт прокурорского реагирования на противоречащие законодательству действия, принесенные в органы или совершенные должностным лицом в виде акта.

Протестный документ подлежит к обязательному рассмотрению в течение 10 дней с момента подачи/поступления в судейство. Если прокурорский акт принесен на решение в представительство органа РФ или местного самоуправления, то его следует рассмотреть на ближайшем заседании.

В исключительных случаях, при которых требуется немедленное устранение правонарушения, прокурор имеет право устанавливать меньший срок для рассмотрения поданного им документа. Все результаты по решению предоставляются напрямую прокурору в письменном виде.

Если протест подан на изучение коллегиальному органу, то о дне их заседания секретарь сообщает прокурору, принесшему акт.

ВАЖНО. При наличии существенных обстоятельств прокурор может отозвать протестный документ с рассмотрения.

Согласно ФЗ 2202-1 основаниями для прокурорского акта являются следующие факторы:

  • противоречия, выявленные в ходе проверки правового акта. Например, закон, указание, распоряжение и т.д.;
  • подача документа обвинения является обязанностью прокурора, а не его правом. Это напрямую связано с его должностными обязанностями — прямое реагирование и опротестование при обнаружении правонарушения;
  • опротестование вносится в случае обнаружения противоречия письменного распоряжения/акта или указа законам Российской Федерации.

Если правовой акт не соответствует ведомственным приказам, оснований для опротестования не имеется. Оформлением и подписанием протестной документации занимаются прокурор или его заместитель.

Представление прокуратуры: что это?

Еще одним средством прокурорского реагирования является представление. Определение понятию дано в Федеральном законе № 2202-1 в статье 24 – это правовой акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона.

Акт вносится прокурором или его заместителем в органы/должностному лицу, которые нарушили закон и теперь обязаны исправить правонарушение. Прокурорское представление рассматривание безотлагательно.

Для решения и исправления правонарушения согласно поданному документу должностному лицу дается срок в один месяц. За это время требуется принять конкретные меры по устранению причин или условий, способствовавших допущению правонарушения. Результаты работы оформляются письменно и передаются напрямую в прокурорский отдел.

Если представление передано на рассмотрение коллегиальной комиссии, то о дне ее заседания должен знать прокурор, подававший документы с требованием исправления.

СПРАВКА. Законодательством предусмотрен случай несоответствия постановлений Правительства и Конституции, для решения которого прокурорский отдел РФ информирует об инциденте Президента.
Прокурорское представление имеет превентивный характер, что предполагает обязательное устранение условий и причин, приводящих к правонарушению.

Какие различия между протестом и представлением?

Основные моменты, которые отличают два средства прокурорского реагирования следующие:

  • Протестный акт действует на правовой документ, содержание которого противоречит законодательству России.
  • Представление не используется для правовых актов, оно направлено непосредственно для устранения правонарушений органов или должностного лица.
  • Опротестование выражает требование об отмене акта с правонарушениями, а представление является требованием устранения причин и условий, которые способствуют возникновению нарушений.
  • Протест подлежит рассмотрению в течение 10 дней, а представление дается к немедленному рассмотрению.

Важно отличать опротестование от иных средств прокурорского реагирования. Акт-отмены вносится на незаконные действия, а предписание на нарушения, не влекущие за собой возможности причинения существенного вреда.

Подлежит ли протестный документ обязательному рассмотрению?

Согласно статье 23 пункта 3 ФЗ № 2202-1 документ опротестования подлежит к обязательному рассмотрению в течение 10 дней. При наличии существенных причин или возникновении различных обстоятельств прокурор может отозвать протест.

Если правонарушение требуется устранить в ближайшие сроки, например, на предприятии выпущен указ нарушающий право рабочих, то прокурор заявляет об ограничении срока рассмотрения (менее 10 дней).

Данное право позволяет реагировать немедленно и отменять противозаконные документы до их вступления в силу. Иначе документ будет подан в вышестоящие инстанции или доложен Президенту.

В каких случаях и кто приносит документ?

Согласно законодательству, оформляет и приносит протест только прокурор, также ему может помогать заместитель. Иные лица не имеют права заниматься данным документом, так как это является прямой должностной обязанностью прокурора — реагировать на обнаруженное правонарушение.

Протест вносится в следующих случаях:

  • если прокурор обнаружил правонарушительные моменты или действия в акте должностного лица или органа;
  • если требуется отменить документ, который составлен с нарушениями законодательства России.

Основными средствами реагирования прокурора на обнаруженные правонарушения является протест и представление. В первом случае он указывает на явное нарушение и требует отменить акт сопровождающий его. Во втором требует совершить конкретные действия, приводящие к устранению фактора, условий или причин, влекущих за собой нарушения.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.