Работа психолога в колледже в чем заключается

Педагог-психолог в школе: обязанности, должностные инструкции, планы работы, задачи, цели воспитания, анализ и итоги работы

Работа психолога в колледже в чем заключается

Конфликтные ситуации в школе и проблемы, связанные с образовательным процессом, – это распространенные явления. Педагоги не всегда могут разрешить такие проблемы по причине своей загруженности, а родители не имеют достаточного количества знаний в области детской психологии, чтобы грамотно подойти к решению возникшей проблемы.

Профессия педагог-психолог

Педагог-психолог – это сотрудник образовательного учреждения, который осуществляет наблюдение за социальной адаптацией учащихся, проводит работу по коррекции отклоняющегося поведения детей, предпринимает меры, направленные на профилактику психологических отклонений.

Должностные обязанности педагога-психолога в школе включают ведение личных дел учащихся, наблюдение за детьми и проведение мероприятий по устранению проблемных ситуаций. Личностные качества психолога играют большую роль для организации его работы. Взаимопонимание, умение слушать и принимать решения – обязательные качества, которыми должен обладать педагог-психолог.

Личностные качества психолога должны соответствовать занимаемой должности. Ребенок с большей вероятностью пойдет на контакт, если педагог-психолог будет обладать следующими качествами:

  • коммуникативность;
  • дружелюбие;
  • справедливость;
  • толерантность;
  • современность;
  • интеллигентность;
  • оптимистичность.

Стать талантливым специалистом в этой области сможет далеко не каждый, так как продуктивность работы педагога-психолога в школе зависит от личностных качеств самого человека.

Должностные обязанности педагога-психолога

Специалист может занимать данную должность только при условии наличия у него высшего или среднего специального образования по направлению “Педагогика и психология”. Федеральный государственный образовательный стандарт, или ФГОС, педагога-психолога в школе регламентирован Министерством образования и науки Российской Федерации.

Функциональные обязанности педагога-психолога в школе не ограничиваются только разрешением конфликтных ситуаций и работой с проблемными детьми.

Перечислим основные должностные обязанности психолога:

  • Обеспечение благоприятных условий для развития, обучения и социализации учащихся.
  • Выявление причин возникновения проблемных ситуаций между учащимися.
  • Оказание психологической помощи детям, которые в этом нуждаются.
  • Участие в разработке развивающих и коррекционных программ.
  • Контроль образовательного процесса.
  • Консультирование педагогов и родителей по вопросам развития, социализации и адаптации детей.
  • Анализ творческих и образовательных достижений детей, их успеваемости.
  • Оценка эффективности работы педагогов.

Это только небольшая часть обязанностей педагога-психолога. Полный перечень прописывается в должностных инструкциях при приеме на работу специалиста на данную должность.

Рабочая программа составляется на один учебный год в соответствии с требованиями закона “Об образовании”. Каждая программа разрабатывается с определенной целью. Для достижения поставленной цели назначается список задач, выполнение которых приводит к желаемому результату.

Каждая программа имеет несколько направлений работы, а деятельность педагога-психолога в школе подразделяется на следующие направления: коррекционно-развивающее, психолого-педагогическое, аналитическое, консультирование и просвещение. По каждой категории деятельности составляется подробный план действий. Перечисляются средства и методы, которые необходимо применить для достижения поставленной цели.

Указываются прогнозируемые результаты работы для каждой категории учащихся. Программа составляется на основе индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Программа должна включать планирование работы с родителями учащихся, учитывая индивидуальные особенности семей, выявление неблагополучных, неполных семей.

Обязанностью педагога-психолога в школе является и наблюдение за воспитанием ребенка в семье.

Психологическое просвещение

Для того чтобы социализация и развитие личности протекали гармонично, необходимо создать для этого все необходимые условия. В частности, позаботиться о формировании положительных установок к психологической помощи ребенку у родителей, педагогов и самих детей.

В большинстве случаев родители, не имеющие знаний в области детской психологии, при возникновении конфликтных ситуаций не знают, как себя вести. Иногда происходит так, что взрослые усугубляют ситуацию своей реакцией или неправильным поведением.

В обязанности педагога-психолога в школе входит проведение занятий по психологическому просвещению учителей и родителей с постоянной периодичностью. При возникновении конфликтных ситуаций психолог должен начать индивидуальную работу с учащимся и его родителями.

Психологическая диагностика

На данном этапе психолог проводит диагностику психологического состояния учащихся. Выявляет особенности эмоционального состояния, уровень развития, а в некоторых случаях и степень социальной запущенности или наличие психических отклонений. Диагностическое исследование проводится в разных вариациях. Это может быть тестирование, мероприятие, групповое занятие и т.

д. Педагог-психолог обрабатывает полученную в ходе диагностики информацию и выделяет группу риска. В такую группу могут попасть дети, которые не имеют друзей среди сверстников, учащиеся, создающие конфликтные ситуации, дети со слабой эмоциональной устойчивостью. Любое отклонение от нормы может стать поводом для начала индивидуальной работы с ребенком и его родителями.

Психологическая коррекция

После выявления проблемы начинается этап коррекции поведения. Педагог-психолог должен подготовить программу по исправлению имеющегося отклонения. Деятельность специалиста, педагогов должна осуществляться в комплексе с деятельностью родителей. Положительным результатом психологической коррекции будет полное исправление отклоняющегося поведения.

Коррекция отклонений выполняется индивидуально или внутри группы. В 1 классе, например, практикуется групповая коррекция, которая позволяет детям познакомиться поближе и сплотиться в один коллектив. Мероприятие этой направленности проводится в форме игры.

Коррекционная работа направлена на детей, которые имеют следующие отклонения от нормального поведения:

  • гиперактивность;
  • агрессия;
  • чрезмерная тревожность;
  • чрезмерная стеснительность;
  • наличие постоянного страха;
  • дефицит внимания;
  • плохая память;
  • трудности в усвоении материала;
  • затрудненное мышление.

Если отклонение проявляется очень остро, не поддается коррекции и при этом наблюдается комплексная неуспеваемость ребенка в рамках школьной программы, тогда психолог должен поставить вопрос о переводе учащегося в специализированное образовательное учреждение.

Психологическая профилактика

Включает комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для развития, социальной адаптации и обучения. Педагог-психолог должен предотвратить отклонения или проблемы, которые могут возникнуть у ребенка при общении со сверстниками или педагогами.

Профилактические меры могут включать в себя следующие тактики поведения:

  • доброжелательность в общении с детьми;
  • обучение правильному поведению на личном примере взрослого;
  • проявление большего интереса и внимания по отношению к гиперактивным детям;
  • обеспечение состояния покоя детям, которые склонны к быстрому утомлению;
  • постепенное развитие у детей навыков самоконтроля.

Лояльное отношение к детям должны проявлять не только сотрудники школы, но и родители и родственники ребенка. Занятия по психологической профилактике проводятся как внутри класса, так и между параллельными классами.

Работа психолога с родителями учащихся

Если в семье ребенка происходят ситуации, которые провоцируют какие-либо отклонения, тогда педагог-психолог обязан провести беседу с родителями учащегося. Без комплексного подхода исправить отклоняющееся поведение не получится.

Особое внимание психолог должен уделять детям из неблагоприятных семей.

Проблемные родители не всегда готовы пойти на взаимодействие, поэтому необходимо выбрать подходящую тактику общения, обозначить доводы и перспективы эффективного сотрудничества.

Психолог должен активно взаимодействовать с родителями, помогать им разрешать спорные ситуации с ребенком. Консультирование по вопросам воспитания может происходить в индивидуальном порядке, если есть такая необходимость.

Тактика поведения родителя не должна отличаться от схемы поведения педагогов в школе. Сам процесс сотрудничества со школьным психологом родители должны рассматривать как возможность восполнения своих знаний в области детской психологии и педагогики.

Психолог не должен загружать работой родителей, это может отпугнуть их. Интерес к такому сотрудничеству быстро пропадет.

Работа психолога в начальной школе

Начало обучения в школе – это очень ответственный этап для ребенка и его родителей. Именно в школе малыш начинает активно развиваться и адаптироваться в социуме. Отношения со сверстниками строятся на основе определенной схемы, которую прорабатывают педагоги и родители. Перед поступлением ребенка в первый класс психолог должен определить готовность к обучению в школе.

На этапе начала обучения детей задача психолога будет заключаться в адаптации ребенка в среде своих сверстников и учителей.

Одаренным детям с высоким уровнем развития нужно уделять особое внимание, чтобы у них не пропал интерес к обучению. Ученикам, испытывающим затруднения в освоении школьной программы, нужно оказывать своевременную помощь.

Отслеживание школьной успеваемости детей – это одна из обязанностей педагога-психолога в школе.

Если психолог наблюдает несоответствующее поведение детей или учителей, он должен немедленно отреагировать. Деятельность педагога-психолога в начальной школе основывается на особенностях восприятия и развития детей данного возраста. Между ребенком и учителем должны складываться доверительные отношения сотрудничества.

Проведение внеклассных мероприятий

Внеклассное мероприятие, в зависимости от его специфики, может иметь разные цели. Педагог-психолог подбирает такие задания или игры, которые могут дать необходимую информацию о детях.

В этом случае целью мероприятия будет диагностика, выявление проблемных ситуаций в коллективе, наблюдение за общением детей. Для этой цели подойдут командные задания.

Ребята сразу определят несколько лидеров, которые будут возглавлять команды.

Если дети уже знакомы друг с другом, но наблюдаются конфликтные ситуации между определенными представителями класса, тогда целью внеклассного мероприятия будет сплочение коллектива, формирование дружеских и доверительных отношений между учащимися. В этом случае участники конфликта должны оказаться в одной команде. Необходимо создать такую ситуацию, которая подтолкнет детей к сотрудничеству.

Программа педагога-психолога в школе должна включать разные мероприятия. Проводятся они на протяжении всего учебного года во всех классах.

Анализ работы психолога в школе

По окончании учебного года составляется подробный отчет. Анализ работы педагога-психолога в школе должен включать выводы о выполнении поставленных целей и задач.

В отчете перечисляются мероприятия, которые были проведены психологом, предоставляется список проблемных детей, а также подробно расписывается ход работы с ними.

В отчете психолог указывает фамилии и имена учащихся, с которыми были проведены индивидуальные занятия.

Анализ включает в себя заключение психолога о готовности учащихся старших классов к выбору профессии. Составляется список успеваемости по каждому классу и список профориентации для учеников 4 классов. Это делается в том случае, если в школе предусмотрены профориентированные классы. Также указываются перспективы развития детей на следующий учебный год.

В заключение

Продуктивность работы педагога-психолога заключается не только в сокращении случаев возникновения конфликтных ситуаций, но и в повышении успеваемости среди школьников. Это очень важный человек в учебном учреждении.

Обязанности педагога-психолога в колледже

Работа психолога в колледже в чем заключается

До сих пор не решено, нужен ли педагог-психолог в ссузах, но там, где он есть, есть и обязанности. Что же входит в обязанности педагога-психолога в колледже и техникуме? Давайте узнаем!

Уже несколько лет полным ходом идет обсуждение вопроса о необходимости педагога-психолога в средних профессиональных учебных заведениях.

Бытует мнение, что психологическая поддержка и коррекция в столь зрелом возрасте попросту не нужна. Понять, так ли это, можно, только разобрав обязанности педагога-психолога в колледже.

Основные обязанности педагога-психолога в колледже

Вопрос об обязательной необходимости наличия педагога-психолога в техникуме и колледже оставим в ведении законодателей. Но то, что труд этого специалиста полезен – бесспорно.

Основные обязанности педагога-психолога в колледже:

  • Помощь в адаптации
  • Выявление нарушений в эмоциональной сфере
  • Работа с педагогическим составом
  • Работа с родителями
  • Индивидуальная работа
  • Коррекционная работа

На сегодняшний день, часть вышеуказанных пунктов во многих ссузах возложена, в лучшем случае, на преподавателей, а в худшем – не на кого вообще. Но если педагог-психолог есть в техникуме и колледже, то коллектив становится более сплоченным, а студенты психологически более устойчивы.

Обязанности педагога-психолога в колледже: адаптация

Помощь в адаптации – не пустой звук. Перед педагогом-психологом стоит достаточно непростая задача. Это по-своему похоже на переход из детского сада в первый класс.

То же ощущение, что именно теперь ты совсем большой и начинаешь взрослую жизнь. Разница в том, что новоиспеченный студент приходит получать образование с мыслями о будущей профессии. Своего рода конечная инстанция.

Обязанности педагога-психолога в адаптации – дать ему необходимую уверенность и возможность выбора своего будущего.

Обязанности педагога-психолога в колледже: выявление нарушений

Выявление нарушений в эмоциональной сфере – это целая серия диагностических работ. Сегодняшние дети взрослеют гораздо быстрее, но эмоциональная устойчивость обратно пропорциональна их возрасту.

И потом, не стоит забывать, что пубертатный возраст охватывает период с 12 до 17 лет и нередко затягивается. В связи с этим могут возникать конфликты среди студентов, существенные пробелы в успеваемости. Может влиять и обстановка в семье.

Обязанности педагога-психолога в колледже – выявлять нарушения, понимать причины, находить общий язык.

Стоит помнить и то, что студенты техникумов идут на контакт сложнее школьников, в игровой форме их не протестировать, на диалог вывести сложно: сами дети сложные. Поэтому здесь требуется серьёзная подготовка и не менее серьезная стрессоустойчивость. С опытом это понимает каждый педагог-психолог: техникум не шутки.

Обязанности педагога-психолога в колледже: работа с педагогами

Работа с педагогическим составом – это участие в педагогических советах, обсуждение частных вопросов, совместная разработка и применение индивидуальных методик в отношении группы или отдельных студентов.

Это обоюдная работа, с двух сторон, но в большинстве случаев информация поступает именно от педагогического состава: с детьми этого возраста не так часто возникают проблемы, важна скорее профилактика.

Но если они возникнут – мало не покажется.

Но обязанности педагога-психолога техникума и колледжа не ограничиваются только лишь помощью по учебной работе. Помимо этого, педагогический состав также имеет право прийти на индивидуальную консультацию и в частном порядке обсудить то, что его беспокоит. Речь не только об учебном заведении.

К примеру, семейные проблемы преподавателя так или иначе могут отразиться на качестве его работы, стало быть, и на студентах, забота о которых в руках педагога-психолога.

Обязанности педагога-психолога в колледже: работа с родителями

Родители студентов колледжа в большинстве своём делятся на две части. Первая выпускает птенца из гнезда и успокаивается. Вторая же – продолжает гиперопеку и не дает чаду повзрослеть.

В первом случае важна профессия психолога, чтобы поддержать связь между ребенком и семьей. Во втором, важна профессия педагога – чтобы стать для родителей связующим мостиком и убедить семью, что ребенок повзрослел и сосредоточен на оценках и учебном процессе.

Время от времени с родителями приходится разбирать и потасовки, и конфликты с педагогами, и «неправильные» мысли в голове ребенка. Так называемую «группу риска» никто не отменял, и задача здесь должна идти рука об руку с задачей родителей.

Обязанности педагога-психолога в колледже: индивидуальная работа

Педагог-психолог в техникуме или колледже обязан в частном порядке работать с так называемыми «трудными» детьми. его задача – выявить проблему, которая мешает благополучной адаптации в учреждении и полноценной учёбе. Для этого используются и многочисленные методики, и тестирования, и, конечно, диалог.

И еще раз индивидуальная работа важна тогда, когда нужно принять и выслушать тех, кто не был помечен галочкой, а пришел сам – просто поговорить. Чаще всего это иногородние студенты, которые испытывают дискомфорт, не успев прижиться в новой обстановке и привыкнуть к новым людям.

Однако и студент третьего курса вполне может захотеть поговорить по душам. Нередко в таких разговорах вскрываются серьезные проблемы, о которых никто не догадывался долгое время.

Обязанности педагога-психолога в колледже: коррекционная работа

Речь идет о подборе, усовершенствовании и использовании методик диагностики, психокоррекции, реабилитации учащихся. Причем, это не всегда работа с отдельно взятым студентом. Может проводиться психокоррекция для группы детей, находящихся в состоянии конфликта либо, напротив, сплотившихся на основе тех или иных асоциальных явлений.

Также, помимо всех обязательных журналов, годовых и семестровых отчетов и работой с личными картами, педагог-психолог обязан составлять методические пособия для преподавателей и администрации, а нередко и для самих студентов и их родителей.

Многие студенты, окончившие университет и стремящиеся устроиться на должность педагога-психолога, стараются попасть в средне-специальное учебное заведение, аргументируя это тем, что дети выросли и вся работ сведётся к бумажной волоките. Одним словом, не пыльно. Однако это не имеет ничего общего с действительностью.

Обязанности педагога-психолога в колледже и техникуме таковы, что в чем-то ему даже сложнее, чем школьному психологу.

Куда поступить на психолога: выбираем специальности и профили

Работа психолога в колледже в чем заключается

Сегодня получить образование психолога можно более чем на 94 профилях бакалавриата и специалитета, и 86 профилях магистратуры, в 163 вузах России. Куда же все таки поступать на психолога, чтобы реализовать свою мечту о профессии?

Психолог – одна из самых популярных профессий у абитуриентов и старшеклассников, которые стремятся к пониманию психической деятельности человека, взаимоотношений между людьми, хотят оказывать помощь людям, оказавшимся в критических ситуациях.

В данном лонгриде мы специально использовали много визуальных образов различных профессионалов в области психологии, чтобы вы могли максимально ощутить насколько разную карьеру предлагает та или иная специализация в профессии психолога.

В чем разница между психологом, психотерапевтом и психиатром

Иногда психолога путают с психотерапевтом и даже психиатром. Понять разницу не сложно.

Психолог – это специалист, который, в основном, работает со здоровыми людьми, помогает им адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Некоторые психологи работают в клинике, помогают врачам понять состояние больного, участвуют вместе с врачом в его терапии. Психологи не имеют права ставить диагнозы и назначать медикаментозное лечение.

Они занимаются психодиагностикой, психологическим консультированием, психологической коррекцией, психологическими исследованиями.

Психотерапевт – это врач, который работает в клинике с больными людьми, заболевания которых можно отнести к, так называемой, «малой психиатрии»: неврозы, острые посттравматические расстройства, невротические состояния, вызванные сложностями адаптации и психотравмами. Психотерапевт имеет право ставить диагнозы, назначать медикаментозное лечение, хотя основной метод его работы – психотерапия.

Психиатр – это врач, который работает в клинике с больными людьми, страдающими заболеваниями из круга и «малой» и «большой психиатрии»: неврозы, психозы, шизофрения, психопатия, алкоголизм, наркомания и т.д. Психиатры могут ставить диагнозы, в основном лечат при помощи медикаментозного лечения.

Какие бывают психологи

Психологи могут заниматься научными исследованиями, преподавать, или работать в прикладной области. В последнем случае их называют практическими психологами.

Практические психологи – это психологи, осуществляющие свою деятельность в различных отраслях: в школе, в органах внутренних дел, в бизнесе, в МЧС, в клинике, непосредственно выполняющие практическую работу по психодиагностике, психологическому консультированию, психокоррекции.

Одна из самых распространенных профессиональных групп психологов – педагоги-психологи, школьные психологи, педагогические психологи.

Задача такого специалиста анализировать готовность ребенка к школе, успешность его адаптации в школе и в семье, диагностировать сложности развития, помогать в профориентации и социальной адаптации.

Педагоги-психологи работают со школьниками, педагогами и родителями.

Детские психологи работают с детьми в более широком спектре – от раннего развития до подросткового возраста. Как правило, занимаются развитием ребенка, помогают преодолеть разные сложности с его воспитанием, повышают способности ребенка к адаптации в различных ситуациях.

Семейные психологи занимаются консультированием семьи, которая оказалась в сложной ситуации в связи с нарушением отношений в семье.

Особенность семейного консультирования – психолог работает и с каждым членом семьи, и в группе со всеми членами семьи одновременно.

Предметом труда семейного психолога могут быть разлад в семье, угроза развода, проблемы с детьми, больными родсвенниками или престарелыми родителями.

Клинические психологи работают в клинике, где занимаются психодиагностикой, вместе с врачом участвуют в лечении больных психологическими методами.

Они умеют работать с множеством клинических тестов, которые позволяют точно диагностировать состояния, проблемы развития и особенности психики больного. Это позволяет врачу уточнить диагноз и назначить правильное лечение.

Психологи в клинике наряду с врачами-психотерапевтами могут участвовать в групповой и индивидуальной психотерапии.

Пенитенциарные психологи – работают в местах лишения свободы, помогают прогнозировать поведение осужденных, принимают меры к предупреждению суицидов, членовредительства, помогают осужденным адаптироваться к условиям содержания. Они также работают и с личным составом исправительных колоний и следственных изоляторов, помогают избежать эмоционального выгорания, поддерживают в сложных ситуациях и даже участвуют в переговорах при захвате заложников.

Психологи органов внутренних дел и военные психологи участвуют в психологической экспертизе при приеме на службу, изучают коллективы и дают рекомендации по оптимизации в них социально-психологического климата, помогают служащим в сложных жизненных ситуациях, занимаются обучением психической саморегуляции военнослужащих, а также десенсебилизацией стресса по возвращению их из горячих точек.

Психологи МЧС работают с острыми состояниями, которые возникают у людей в результате гибели родственников и близких, попадания в чрезвычайные ситуации, резко меняющих жизнь человека.

Человек сталкивается с новой для себя реальностью, которую трудно принять. Это вызывает шок, слом всех смыслов. Человек отказывается принимать реальность.

Психолог МЧС помогает в этом случае человеку адаптироваться к его новой жизненной реальности.

Спортивные психологи работают в спорте высших достижений, помогают спортсменам справиться с высокой нагрузкой, обучают их навыкам психической сморегуляции, предупреждают срывы. Также спортивные психологи участвуют в формировании команды, фокусировке спортсменов на достижение победы.

Корпоративные психологи участвуют в подборе, оценке и адаптации персонала, принимают участие в формировании и трансляции корпоративной культуры, занимаются коучингом и обучением soft skills внутри корпораций: коммуникации, лидерство, преодоление конфликтов, тайм-менеджмент и др.

Инженерные психологи – это специалисты, чья деятельность направлена на улучшение и адаптацию технологий, оборудования и рабочей среды для повышения производительности, улучшения человеческого поведения и способностей.

Специальные психологи занимаются психологической коррекцией детей с различными особенностями развития, проявляющимися в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющие его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

Политические психологи изучают психологические компоненты (настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации) в политической жизни общества.

Социальные психологи изучают групповую динамику малых групп, проводят социально-психологические тренинги, а также занимаются социометрией, психодиагностикой, консультированием и применением психотехнологий в области социально-психологических явлений.

Есть также еще множество других специализаций специалистов-психологов: сдебный психолог, юридический психолог, психолог-криминалист, психодиагност, нейропсихолог и др.

Как видно, в психологии существует множество специализаций. Поэтому, выбирая вуз и специальность, следует особое внимание обратить на профиль образования.

Как построить траекторию образования, какие специальности выбрать

Можно ли после колледжа стать психологом

Получить образование психолога в колледже – невозможно. Однако, если вы хотите поступить в колледж после 9-го класса, а потом поступить в вуз на одну из психологических специальностей, в этом случае вашим плюсом будет обучение по следующим специальностям СПО в колледже.

Если ваша цель – социальная психология, геронтопсихология (психология пожилых людей), пенитенциарная психология, психология отклоняющегося, девиантного поведения подростков:

  • 39.02.01. Социальная работа.

Если ваша цель – корпоративная психология:

  • 38.02.04. Коммерция (по отраслям).

Если ваша цель клиническая психология:

  • 31.02.01. Лечебное дело;
  • 34.02.01. Сестринское дело.

Если ваша цель педагогическая психология:

  • 44.02.01. Дошкольное образование;
  • 44.02.02. Преподавание в начальных классах;
  • 44.02.03. Педагогика дополнительного образования;
  • 44.02.06. Профессиональное образование (по отраслям).

Если ваша цель специальная (коррекционная психология):

  • 44.02.04. Специальное дошкольное образование;
  • 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании.

Если ваша цель профессия психолог ОВД, психолог-криминалист, юридический психолог, пенитенциарный психолог:

  • 40.02.01. Право и организация социального обеспечения;
  • 40.02.02. Правоохранительная деятельность;
  • 40.02.03. Право и судебное администрирование.

Если ваша цель стать спортивным психологом:

  • 49.02.01. Физическая культура.

Профессия психолога в вузах

Профессию психолога можно получить в вузах, обучаясь в бакалавриате, специалитете или магистратуре.

Классическая траектория образования психолога базируется на следующих специальностях.

Значительное количество педагогических, детских и школьных психологов выстраивают свою траекторию образования в вузе так:

  • Бакалавриат: 44.03.02. Психолого-педагогическое образование
  • Магистратура: 44.04.02. Психолого-педагогическое образование

Если речь идет о специальной (коррекционной) психологии:

  • Бакалавриат: 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование
  • Магистратура: 44.04.03. Специальное (дефектологическое) образование

Какие предметы нужно усиленно учить в школе и сдавать на ЕГЭ

В зависимости от направления подготовки и учебного заведения могут понадобиться разные экзамены. Но большинство профилей вузов по психологии предполагают набор следующих экзаменов:

  • Русский язык
  • Математика
  • Биология

Нередко вузы требуют такой набор экзаменов на психологические профили:

  • Русский язык
  • Биология
  • Обществознание

Есть несколько вариантов поступления на психолога с двумя предметами ЕГЭ и одним специальным экзаменом в вузе:

  • Биология
  • Русский язык
  • Экзамен по специальности в вузе

Как выбрать профили подготовки в вузах и колледжах

Профиль подготовки нужно выбирать исходя их той области психологии, в которой вы хотите строить карьеру. Можно без проблем найти подходящий профиль, воспользовавшись атласом профессий Поступи Онлайн.

Находим нужную профессию, например, детский психолог или клинический психолог, и смотрим, на каких программах (профилях) высшего образования можно ее получить.

 Список подходящих профилей можно отфильтровать по требуемому набору ЕГЭ.

Полный список профилей подготовки в области психологии в бакалавриате, специалитете и магистратуре вы найдете на странице профессии «психолог».

Таким образом, можно подобрать наиболее подходящие профили к любой профессии в области психологии.

Далее, вы можете ознакомиться с тем, какие вузы предлагают программы по данным профилям, посмотреть проходные баллы и выбрать наиболее подходящий для себя профиль в конкретном вузе.

Отдельно хочу отметить, что закончив вуз, вы не будете себя чувствовать уверенно в профессии. Наработкой навыков и компетенций практическому психологу следует заниматься отдельно еще 2-3 года на различных курсах и тренингах, чтобы отработать психологическое мышление, навыки профессиональной коммуникации и психодиагностики. 

Будьте внимательны! Некоторые вузы на страницах своих сайтов для абитуриентов не указывают профиль образования (специализацию), только специальность (направление подготовки).

Обязательно поинтересуйтесь, какой профиль, специализацию реализует конкретное учебное заведение. А то может оказаться так, что вы поступали на «психологию», а подпишете заявление о приеме на профиль «Пенитенциарная психология».

И это будет неприятно, если вы не собирались работать психологом в местах лишения свободы.

Алла Носкова, основатель портала Поступи Онлайн.

Психолог

Работа психолога в колледже в чем заключается

Психолог специализируется на закономерностях, формах и проявлениях психических явлений и состояний личности, на особенностях психического развития человека.

Он может как заниматься научно-исследовательской деятельностью, так и применять свои знания на практике (для оказания консультативной помощи, для работы с персоналом на предприятиях и в учреждениях). Это помогающая профессия из категории «человек-человек».

Профессия подходит тем, кого интересует биология и психология (см.выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

На качество жизни каждого человека влияет не только его физическое здоровье, но и здоровье психологическое. В последние десятилетия эта истина все сильнее закрепляется в умах людей, и психологи оказываются действенным инструментом для решения многих внутренних проблем, с которыми человек не в состоянии справиться сам.

Нередко они работают вместе с медиками, либо используют свои знания для поддержания комфортного психологического климата в организациях.

Работа в области психологии требует и достаточного уровня осознанности, отсутствия серьезных внутренних противоречий со стороны самого психолога, поэтому ей практически всегда предшествует или сопутствует посещение специалистом собственного психотерапевта.

Особенности профессии: кто такой психолог?

Психологи всегда работают с людьми. От них требуется безусловное следование профессиональной этике и соблюдение широко известного принципа «не навреди».

Психологические проблемы, с которыми сталкиваются их клиенты, практически всегда запутаны и уходят корнями глубоко в их прошлое.

Разобраться в них бывает непросто даже опытным специалистам, поэтому профессия предполагает регулярное получение дополнительного образования и повышение квалификации. Основные трудовые обязанности психолога могут сводиться к следующим:

  • Анализ психологического состояния и психологических процессов, личностных характеристик, уровня психологического развития человека (либо психологического климата в коллективе).
  • Оказание психологической помощи людям по разрешению внутриличностных проблем (либо коллективам по разрешению межличностных конфликтов).
  • Проведение психологической диагностики, обработка результатов, составление психологических портретов личности.
  • Коррекционная работа, направленная на устранение отклонений от нормального психологического развития (чаще всего проводится с детьми).
  • Проведение профилактической работы, направленной на предупреждение отклонений в психологическом развитии.
  • Проведение профориентационных мероприятий.
  • Оказание услуг коммерческим и государственным фирмам (по поддержанию благоприятного психологического климата среди трудящихся, по подбору кадров, по разрешению конфликтов, по работе с неблагополучными семьями, и так далее).
  • Оказание помощи медикам и социальным службам в работе с определенными категориями населения (люди с зависимостями, жертвы насилия в семье, терминальные больные и т.п.).
  • Проведение психологических исследований и экспериментов, направленных на выработку новых знаний в области психологии.

От психологов (даже тех, что занимаются наукой, а не непосредственной помощью людям) неизбежно требуется высокий уровень эмпатии, равно как и способность дистанцироваться от проблем клиента и не позволять им серьезно влиять на собственное психологическое состояние. Это отчасти должно быть заложено в самом человеке, отчасти – достигается во время учебы и личной психотерапии.

Плюсы

  1. Общественно значимая профессия.
  2. Возможность помогать людям.
  3. Интересная работа, в которой достаточно мало рутины.
  4. Достойная оплата труда.

Минусы

  1. Недостаточность университетского образования для успешного ведения практики.
  2. Необходимость постоянно самообучаться и ходить на собственную терапию (или, как минимум, супервизию).
  3. Низкий уровень дохода в начале карьеры или при работе на госпредприятиях.
  4. Эмоционально затратная профессия.

Важные личные качества

Как уже было отмечено, отменные способности к эмпатии – важнейшее качество для психолога. Но это не значит, что он погружается в сопереживание каждому клиенту и раздает ему советы.

Задача психолога – помочь человеку самому найти ответы на свои вопросы, а не навязывать собственную точку зрения. Поэтому для него также крайне важны эмоциональная устойчивость, беспристрастность, умение мыслить без оценочных суждений, наблюдательность, тактичность, ответственность.

Без этих качеств занимать вакансию психолога и достойно выполнять свои обязанности будет слишком сложно.

Где учиться на психолога?

Обучение на психолога предполагает получение высшего образования (специальность «Психология», код 37.03.01). Для поступления необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, биологии и математике либо иностранному языку на усмотрение вуза.

В некоторых учебных заведениях в рамках вступительной кампании также проводят собеседования со всеми абитуриентами (узнать об этом можно на официальном сайте вуза, где получить профессию психолога предполагается по одному из основных профилей).

Обучение в очной форме длится 4 года, во всех остальных – 5 лет. После завершения учебы можно поступить в магистратуру (этот вариант больше подходит для тех, кто планирует заниматься научной психологией).

Место работы

Кто такой психолог и чем он занимается – это вопросы, ответы на которые зависят от места его работы. Так, есть консультирующие психологи, которые ведут свою собственную практику. Есть научные специалисты, работающие в образовательных учреждениях и научно-исследовательских институтах.

Есть психологи в школах, частных и государственных компаниях, так или иначе отвечающие за атмосферу в коллективе.

Есть клинические психологи, работающие в медицинских учреждениях вместе с врачами (для этого недостаточно базового образования в вузе на психолога, необходимо обязательно пройти дополнительную учебу).

Зарплата психолога

Уровень доходов таких специалистов зависит от того, где они работают, а также от уровня их квалификации. Консультирующие психологи обычно начинают с невысоких расценок, и повышают их по мере опыта.

Карьерный рост

В организациях и учреждениях психолог теоретически может занять руководящие должности. Практикующий специалист может повышать стоимость своих консультаций, проводить обучение, открывать собственную организацию, делать упор на работу с другими психологами, и т.п.

Профессиональные знания

  1. Общая психология.
  2. Психология развития и дифференциальная психология.
  3. Психология личности.
  4. Психодиагностика.
  5. Патопсихология.
  6. Социальная и семейная психология.
  7. Психологическое консультирование.
  8. Проведение групповых тренингов.

Известные психологи

  1. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, чьи работы оказали огромное влияние на развитие психологии в целом.
  2. И.П. Павлов, автор многочисленных исследований условных и безусловных рефлексов.

Штатный психолог в школе, институте, колледже: Права и обязанности

Работа психолога в колледже в чем заключается

Участие психолога в формирующейся личности иногда бывает не только очень важным, но и неизбежным. Дети имеют различную психику и, кроме того, очень тяжело реагируют на душевные травмы.

Психолог может помочь наладить контакт со друзьями и одноклассниками, помочь влиться в коллектив, решить личные проблемы и т. д.

В данной статьей мы разберем участие штатного психолога в образовании ребенка, документы психолога, практику для психолога, права психолога, и выполнение обязанностей психологом.

Штатный психолог в образовании

Документы психолога

Права психолога

Штатный психолог в образовании

Любое образовательное учреждение – это скопление огромного количества людей, которые постоянно взаимодействуют с друг другом и могут проводить вместе большое количество времени.

Присутствие психолога, например, в школе уже не так удивляет.

Чаще всего ученики редко посещают таких психологов, а основная работа специалистов сводится к проведение различных тестов для учеников, будь то психологических тест или профотбор.

Многие родители сомнительно относятся к таким специалистам, так как боятся их вмешательство в жизнь их ребенка, поэтому на их имя подается множество жалоб, претензий.

Такое мнение можно назвать обманчивым, так как в основном такие действия психолога никак не навредят ребенку.

Во-первых, при вмешательстве родителей и разведение паники может навредить самому ребенку, так как в школе ребенок уже в начальных классах начинает понимать множество вещей, во-вторых, панические действия рождают непонимание в классе, а так как в школе детей нельзя назвать сугубо толерантными, то это опять же может навредить самому ребенку. Обычно занятия со штатным психологом сводятся к какой-нибудь игре, либо разговору без «болевых точек», поэтому на психику ребенка это повилять не может.

При изучении юридического вопроса стоит в нем разбираться со всех сторон.

Первоначально, конечно же, можно почитать юридические статьи, включая эту, дабы вопрос был более понятным, так как если сразу открыть закон, то обычный человек не сразу может понять юридическую терминологию.

После прочтения статей стоит изучить нормативно-правовые акты, так как статьи в интернете могут быть неправильными, либо устаревать относительно текущего законодательства.

Для изучения законодательства можно обращаться все к тем же статьям, где обычно указывают источники права, на которые они ссылаются. Далее остается самое сложное, нужно изучить практику по этому вопросу.

К сожалению, информацию в интернете не всегда можно найти по конкретной ситуации, а если она есть, она также можно будет устаревшей. Единственное, что можно посмотреть, это решения суда по схожим вопросам.

В этом случае стоит обратиться к профилированному юристу, который работает именно в данный сфере и имеет практику взаимодействия с вашей проблемой.

Так как мы говорим о психологах во всех образовательных, то стоит затронуть их специализацию в средне-специальных и высших образовательных учреждениях. В данных учреждениях люди уже переходят в более сознательных возраст, многие из них не только учатся, но и работают, заводят серьезные отношения, детей и т. д. В общем в этом возрасте человек уже действительно становится взрослым человеком.

Говоря об институтах можем отметить, что здесь роль психолога в развитие личности практически нулевая. В школах должны были проводится хотя бы профотборы, которые помогли бы ребенку определится, чего он хочет в жизни.

Но на самом деле, переход со школы в ВУЗ действительно показывает ребенку, что все не совсем так, как он представлял. Таким образом, студенты могут быть растеряны в своих предпочтениях, мало понимать свои цели в жизни и т.

д.

Документы психолога

У психолога в образовательных учреждениях должен быть определенный пакет документов, сейчас мы немного поподробнее разберемся в этом.

В организационно-методическую документацию входят:

  1. Хронометраж рабочего времени практического психолога.
  2. График работы.
  3. Годовой план работы
  4. Дифференцированный план работы на месяц.
  5. Бланки психологических запросов.
  6. Журналы учета видов работы:

– диагностика;

– консультирование;

– развивающая и коррекционная работа (индивидуальная);

– развивающая и коррекционная работа (групповая);

– просветительская работа;

– организационно-методическая работа;

– экспертная работа.

  1. Программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов.
  2. Альбом диагностических методик.
  3. Тематические планы учебных курсов по психологии и журнал.
  4. Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.
  5. Отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.

Данные документы непосредственно связаны с его работой и производством различных действий. Обратим внимание, что существует множество других документов и актов, например, о приеме на работу, общих законодательных и подсказанных актов, инструкций, которые регулируют его деятельность и др.

Если у вас возникли проблемы с юридической составляющей, то самое время обратиться за юридической помощью.

Дело в том, что разрешение данной проблемы не всегда проходит как хотелось бы, различные компании перед заключением сделки уверяют нас в том, что никаких проблем не будет, а если и будет, то они будут оперативно разрешены.

На самом деле это далеко не так, потому что ни одна компания не хочет просто так терять свои денежные средства, в случае спорного или проблемного момента, компания может начать отстаивать свои интересы, даже заведомо зная, что у нее это не получится.

Поэтому наступает время сложных юридических процедур, которые необходимо оперативно разрешать, попутно собирая и оформляя документы, подавая их в нужные государственные и иные органы, а потом дело может дойти вовсе до суда, где обыватель можно испытывать серьезные трудности.

Если вы уже сейчас знаете, что скоро вас ожидает кропотливая юридическая работа, то лучше заранее обратиться к специалисту, дабы не допустить первоначальных ошибок и разрешить дело в ваших интересах.

Права психолога

В данной статье мы будет разбирать только отраслевые права и обязанности психолога: не будем брать, например, трудовые права (право на получение зарплаты, отпуск, отгул, премии и т. д.).

Итак, психолог имеет право:

  1. определять приоритеты его рабочей деятельности, учитывая предоставляемые условия школой или институтом;
  2. психолог может по своему усмотрению составлять определенные задачи при работе с посетителями, выбирать какие средствами и методами он будет пользоваться, а также разрешать вопросы очередей при оказание своих услуг.

Говоря об очередях действительно, психолог может сам составлять для себя приоритеты, учитывая свои профессиональные навыки. Например, один посетитель нуждается в психологической помощи и его в порядке очереди обычно ставят ближе к первому, а другой ходит для профилактики и психологическая помощь ему нужна меньше, поэтому он может прийти позднее первого.

  1. психолог может отказаться от выполнения своих обязанностей, если отсутствуют условия, способствующие реализации его профессиональных навыков;
  2. психолог может советоваться со специалистами данной сфере, либо лицами, работающими в органах по защити прав ребенка.

Любые правоотношения состоят из взаимных прав и обязанностей. Даже в повседневной жизни мы не замечаем, как постоянно участвует в различных правоотношениях. Чаще всего мы начинаем понимать, что состоим в правоотношениях, когда наши права начинают существенно ущемляться. В это ситуации мы чувствуем дискомфорт и нам становится интересно, какие права в данной сфере у нас есть.

После изучения взаимных прав и обязанностей сторон становится понятно, какие права нарушаются, но не всегда понятно, как это предотвратить.

Решений данной проблемы на самом деле множество, начиная от устного замечания нарушителю ваших прав, заканчивая подачей претензии, заявления в государственные органы, искового заявления в суд и др.

Все эти методы защиты своих прав имеют свои плюсы и минусы и в различных правоотношениях они используются по-разному.

Когда-то получается разрешить проблемы полюбовно без привлечения государственных органов, но бывает, что участие государственных органов в данной ситуации неизбежно.

Важно! По всем вопросам психологов в образовании, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы по психологическим вопросам, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

штатный психолог школе институте колледже права обязанности

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.