Разрешен ли обгон на равнозначном перекрестке

Можно ли обгонять на перекрестке?

Разрешен ли обгон на равнозначном перекрестке

Можно ли на перекрестке обгонять? Вряд ли все водители смогут ответить на этот вопрос однозначно, и не только начинающие. Даже те, кто водит машину уже несколько лет, порой некомпетентны в данном вопросе.

А ведь тема перекрёстков на дороге – одна из самых актуальных. Здесь нужно знать не только общие правила, но и многие тонкости. И уж тем более не лететь со скоростью ветра, надеясь на то, что «авось пронесёт».

Любой перекресток – это опасность: здесь пересекаются и пешеходные, и транспортные потоки. Большинство ДТП происходит как раз на этих участках дороги, поэтому водители должны освоить правила движения на зубок и предвосхитить все возможные ситуации, которые могут произойти.

В каких случаях разрешено обгонять на перекрёстке, а в каких обгон запрещён? Какие нюансы следует учесть водителю? Об этом поговорим далее.

Внимание: перекрёсток!

Перекрестки бывают 2 основных типов:

  • регулируемые;
  • нерегулируемые.

Они отличаются также формой (Т-образные, У-образные, Х-образные и др.). Кроме того, могут быть простыми (при пересечении двух дорог) и сложными (многосторонние, кольцевые, площади, примыкания).

Водителю на вооружение: аварийность на перекрёстках увеличивается в разы, если участники движения решаются идти на обгон. Именно под этим словом понимается выезд на встречную полосу.

Однако на перекрёстке нет разграничений на полосы и нет разметок; деление на полосы здесь условное (кроме кольцевых перекрёстков).

Давайте заглянем в нормативные документы РФ и вместе повторим правила обгона на перекрёстке.

Можно ли совершать обгон на перекрёстке?

Чтобы разобраться в данном вопросом, откроем главу 11 ПДД, пункт 11.4. Здесь чётко прописано: обгонять попутные ТС запрещено на регулируемых перекрёстках; а также на нерегулируемых пересечениях при движении по второстепенной дороге.

Делаем вывод о том, что совершать обгон на перекрёстке можно только в следующих случаях:

  • если нет светофора либо регулировщика;
  • участник движения едет по главной дороге.

Изучая ПДД, уясните для себя разницу между 2 дорожными терминами:

  • обгон – это опережение любого ТС с выездом на встречную полосу и дальнейшим возвращением на свою, ранее занимаемую полосу.
  • опережение — это обгон в рамках своей полосы движения.

До 2010 года под обгоном понималось любое опережение рядом идущего автомобиля, связанное с выездом автотранспорта из своей полосы, но после указанного года трактовка изменилась; теперь под обгоном подразумевается только такое опережение, когда водитель выезжает на встречную полосу.

Таким образом, любое опережение без выезда на «встречку», не считается обгоном, а значит, не запрещено на любых перекрёстках (при условии соблюдения очерёдности проезда).

Ещё одно новшество: согласно обновлённому пункту 11.4 ПДД обгон запрещён, если непосредственно перед перекрёстками находятся пешеходные переходы, независимо от наличия или отсутствия пешеходов на проезжей части.

Обгон на перекрёстке по главной дороге

В соответствие с правилами дорожного движения РФ, обгонять на перекрёстке разрешено только в одном случае – при движении машины по главной дороге. Но это в основном касается дорог за пределами населённых пунктов.

Часто перед перекрёстками наносится сплошная разметка, которою пересекать категорически запрещено (п. 1.1).

Некоторые начинающие водители идентифицируют зелёный цвет светофора как главную дорогу, но это в корне неверно. На регулируемых перекрёстках нет главных и второстепенных дорог.

Ещё один нюанс, который нужно знать водителю: главная дорога может менять своё направление – направо или налево. Как расценивать данную ситуацию? Можно ли совершать обгон?

ПДД определяют действия водителя в данном случае так: если главная дорога на перекрёстке меняет направление, то водители, движущиеся по приоритетной, а также по второстепенной дорогам должны руководствоваться правилами проезда перекрёстков равнозначных дорог (п. 13.10).

Это значит, что преимущество имеет автомобиль, приближающийся справа, а обгон на таком перекрёстке запрещён. Помните, что такой манёвр является небезопасным и может привести к ДТП.

Обгон на регулируемых перекрестках: разрешается ли?

Здесь долго рассуждать не приходится: запрещён.

Если вы совершили обгон на регулируемом перекрёстке, можете попрощаться со своими правами на 4-6 месяцев (ст. 12.15).

И в этом случае никакие причины, даже самые веские, не помогут уйти от ответственности.

А вот опережать другой автотранспорт можно, правда, при наличии 2 и более полос в попутном направлении.

Ещё раз обращаем ваше внимание на понятие «опережение»: это значит ехать быстрее, чем автомобиль в соседнем ряду, но не выезжать «на встречку».

Можно ли обгонять на нерегулируемых перекрёстках?

Как уже было сказано, обгон на перекрёстке с выездом на встречную полосу запрещён. В случае регулируемых перекрёстков обгон разрешён, если:

  • вы находитесь на главной дороге;
  • при этом обгон не запрещён соответствующими знаками;
  • это допускает линия разметки.

Если вы, совершая обгон на регулируемом перекрёстке, пересекли сплошную линию, то наказания вам не избежать.

Обгон на нерегулируемом перекрёстке запрещён, если данный манёвр происходит на второстепенной дороге (статья 12.15, часть 4).

Часто у водителя возникает ещё такой вопрос: разрешается ли совершать обгон на перекрёстках в условиях двухполосной дороги?

Ответ здесь однозначен: разрешается, но только на пересечениях неравнозначных дорог при движении по приоритетной дороге (п. 11.4).

Если в попутном и обратном направлении имеются 2 и более полосы, то вам можно выполнять только опережение: «на встречку» выезжать запрещено.

Штрафы за обгон на перекрёстке в 2020 году

Обгон на перекрёстке, совершённый вопреки правилам дорожного движения, расценивается работниками ГИБДД не просто как ошибочный манёвр, а как нарушение ПДД, что приводит к штрафу в 5000 рублей или лишению прав на 4-5 месяцев.

Однако это относится лишь к тем случаям, когда водитель не создаёт аварийную ситуацию на дороге.

Повторное совершение подобного правонарушения, влечёт за собой лишение права управления ТС сроком на 1 год, а в случае фиксации данного правонарушения специальными техническими средствами (видеозапись, фото) — к штрафу в 5000 рублей.

Инспектора ГИБДД частенько добавляют к наказанию за выезд «на встречку» штрафы за нарушение иных статей.

К примеру, нерадивому водителю могут приписать несоблюдение должной дистанции и бокового интервала (1500 рублей), нарушение очерёдности проезда, ведь вы помешали встречному водителю проехать первым (500 рублей).

Как не допустить аварий при обгоне на перекрёстке: советы водителям

Во-первых, водитель на дороге должен быть весь во внимании. Помните, что правила ПДД для вас – это жизненно важный закон.

Собираясь начать обгон, убедитесь, что ваш манёвр не противоречит правилам уличного движения и является безопасным для всех, кто движется по пересечениям.

Поворачивая налево, обязательно посмотрите в зеркало заднего вида, поскольку вас может пытаться обогнать водитель, едущий сзади, и с выездом на другую полосу нужно повременить.

Ответственность, собранность, внимательность – главные качества, которые должны быть у водителя. Не превышайте скорость, сохраняйте безопасную дистанцию и следуйте знакам дорожного движения.

Помните, что обгон на перекрёстке допускается только при движении по приоритетной дороге, не меняющей направление, и при отсутствии других запретов.

Обгон на нерегулируемом перекрестке в 2020 году – разрешен ли, по главной, при движении, штраф, равнозначном

Разрешен ли обгон на равнозначном перекрестке

Ответ на вопрос, разрешен ли обгон на нерегулируемом перекрестке, вполне однозначен. Да, разрешен, если речь идет еще и о неравноправном перекрестке, а две машины, производящая обгон и обгоняемая, обе подходят к нему с главной дороги.

Общие сведения

Обгон в текущем российском законодательстве понимается как строго один вид опережения. При обгоне обгоняющему водителю необходимо последовательно выполнить три маневра.

В первую очередь ему требуется перейти с занимаемого им перед тем ряда на своей стороне на встречную полосу, по которой и производится обгон.

Далее ему требуется опередить по данной полосе одно или несколько транспортных средств. В завершение ему необходимо вернуться в прежний ряд уже перед обогнанными машинами.

Опережение, при выполнении которого не будет произведено любое из названных действий, будет квалифицироваться как просто опережение (более широкое понятие), которое не является обгоном.

В частности, именно опережением будет действие водителя, если он перейдет не на встречную полосу, а на более левую в пределах своей стороны трассы.

Также как опережение рассматривается маневр, когда, проехав мимо других авто по встречке, обгоняющее транспортное средство на ней и осталось, не заезжая обратно в ряд, по которому оно двигалось ранее.

Определено, что обгон допускается лишь на дорогах с двумя полосами (по одной в каждом направлении) и с тремя полосами (по одной в каждом направлении и средней полосой). Если на трассе как минимум четыре полосы, обгон запрещен.

ОбгонЭто маневр повышенной опасности, он несет существенный риск для всех участников
Одновременно перекрестокЭто зона повышенной опасности, где происходит значительное количество аварий. Неудивительно, что обгон на этой территории допускается лишь в одном случае. При этом перед выполнением обгона необходимо оценить ситуацию и при отсутствии уверенности в безопасности данного маневра воздержаться от него
Нерегулируемый перекрестокЭто пересечение двух трасс, на котором светофор либо не оборудован, либо, при его наличии, мигает желтым фонарем, кроме того, на нем отсутствует регулировщик
дорогаТрасса, перед пересечением которой с другой (второстепенной) трассой на ней располагаются знаки 2.1, 2.3 либо 5.1. При пересечении дорог, одна из которых обладает твердым, а вторая — грунтовым покрытием первая считается главной без каких-либо знаков
Повторное нарушениеПонятие в административном праве, означающее, что нарушитель (водитель) допустил его ранее одного года с момента применения к нему предыдущего наказания. При нарушениях ПДД, когда к водителям применяется санкция в виде штрафа или лишения прав повторным считается нарушение, допущенное менее года спустя после уплаты штрафа или завершения срока лишения водительских прав. Нарушение, допущенное по истечении этого периода, считается снова первым

Необходимость в обгоне возникает, когда одно транспортное средство движется существенно быстрее другого.

При разрыве в скорости в 20 км/ч и более обгон вполне оправдан. Если разница около 10 км/ч, то его следует осуществлять с большой осторожностью.

Законодательная база

В законодательную базу по вопросу о допустимости обгона на перекрестке включают:

Возникающие нюансы

В законодательстве и в практике существует масса нюансов, относящихся к обгону на нерегулируемом перекрестке. О них в этой статье пойдет речь ниже.

Как правильно его выполнить

Чтобы выполнить обгон правильно, необходимо, прежде всего, произвести его с осторожностью. Перед началом маневра следует быть полностью уверенным, что он будет безопасным. В противном случае рекомендуется от него воздержаться.

До обгона нужно подать сигнал о начале маневра, включив левый поворотник. Перед началом обгона желательно обладать скоростью, превышающей скорость обгоняемого авто на 20 км/ч либо более.

Если разрыв не так велик, обгон займет больше времени и пространства и окажется связан с повышенным риском.

После перестроения на встречную полосу следует снизить передачу и как можно сильнее ускориться, чтобы быстрее пройти обгоняемое ТС.

Если обнаружилось, что машина, идущая с противоположного направления по встречной полосе, находится ближе, чем представлялось обгоняющему, рекомендация для него будет неоднозначной.

Когда он только начал проходить габарит другого ТС, ему имеет смысл завернуть обратно за него.

Когда же он уже заметно продвинулся в опережении, имеет смысл ускориться по максимуму и все-таки проскочить опережаемое ТС, а не тормозить.

Особенно нерационально будет замедляться при обгоне длинной фуры, пытаясь проскочить назад. Водители таких ТС на практике нередко сами тормозят, чтобы дать себя обогнать до столкновения.

Когда обгоняющее ТС находится на встречке впереди обгоняемого, ему можно начинать перестроение в свой прежний ряд.

Перед выполнением маневра включается уже правый поворотник. Необходимо перейти на полосу на своей стороне так, чтобы не создать помех ничьему движению.

Можно ли совершать обгон на нерегулируемом перекрестке

Допустимость обгона на нерегулируемом перекрестке определяется тем, о каком его варианте идет речь. Также важно, откуда выезжают обгоняющее и обгоняемое транспортные средства.

При движении по главной дороге

Установлено, что при движении обоих транспортных средств, одного готовящегося к обгону и второго движущегося перед ним, которое первое собирается обгонять, по главной дороге обгон на нерегулируемом перекрестке ПДД допускает.

Так как автомобили, идущие через перекресток по главной дороге, имеют приоритет, машины, выезжающие на него с второстепенной дороги, обязаны их пропускать.

Соответственно, у водителей транспортных средств, движущихся по главной, нет обязанности принимать во внимание наличие транспортных средств на второстепенной. Именно последние обязаны пропускать первых и обращать внимание на их наличие на трассе.

При этом оговаривается, что перед перекрестком на трассе обязательно должен находиться знак 2.1, удостоверяющий, что для данного перекрестка именно она является главной.

дорожный знак 2.1 дорога

В частности, возможен случай, когда данная трасса ранее пересекалась с несколькими другими менее значимыми, будучи главной по наличию знаков 2.1 или 2.3.

Если далее у нее будет пересечение с еще одной трассой с твердым покрытием, явно уступающей ей по ширине и значению, но в этом случае знак 2.1 перед перекрестком не будет оборудован, то перекресток считается равноправным, несмотря на видимую разницу между двумя дорогами.

Этого требования не существует при пересечении дороги с твердым покрытием (из цементо- и асфальтобетона, камня и т.п.) и грунтовой дороги. В этом случае первая из них будет главной, вторая — второстепенная и особых знаков не нужно.

Равным образом стоит иметь в виду, что дорога на регулируемом перекрестке, для которой в настоящее время горит зеленый, не становится главной на этот период.

Для регулируемых перекрестков понятия главная и второстепенная дорога не применимы в принципе. Возможен особый случай, когда главная дорога в соответствии со знаком сменяет свое направление.

Приоритет может перейти как к левому, так и к правому участку трассы, пересекающейся с данной. В таком случае действует общая норма, согласно которой данный перекресток становится равнозначным.

Разумеется, допустим лишь обгон на нерегулируемом перекрестке по главной с разметкой, которая не представляет собой сплошную разделительную линию. Если же встречную полосу отделяет именно такая линия, маневр выполнить нельзя.

На равнозначном переезде

Равнозначный перекресток относится к нерегулируемым, и, кроме того, на дороге при приближении к нему отсутствуют указатели на приоритет. В этом месте запрещено производить обгон.

Обгон одним транспортным средством другого по определению осуществляется слева. Поэтому на таком равнозначном перекрестке обгоняющий водитель может за обгоняемым ТС не разглядеть автомобиль, движущийся справа.

С выездом на встречную полосу

Безусловно на нерегулируемых перекрестках по главной дороге разрешен именно обгон с выездом на встречную полосу.

Причина в том, что маневр без такого выезда просто не считается обгоном. Выезд на встречную полосу с трассы любого иного типа будет рассматриваться как нарушение.

На Т-образном

При обгоне на Т-образном перекрестке правила схожи с существующими для обычного крестообразного перекрестка.

По смыслу, обгонять можно лишь на основной трассе, в которую упирается вторая. Отмечается, что и на таком перекрестке не позволяется опережать через сплошную разделительную линию.

В населенном пункте (за его пределами)

В крупном населенном пункте произвести обгон на нерегулируемом перекрестке относительно непросто. Причина в том, что в таких городах обычно основная часть пересечений улиц регулируемая.

В небольших населенных пунктах такой маневр возможен более часто именно вследствие большей доли нерегулируемых перекрестков.

При этом стоит обращать внимание на наличие на трассе за 50–100 метров до места пересечения с другой знака « дорога».

Именно он определяет, что данная улица является главной. Если он отсутствует, перекресток становится равноправным.

За пределами населенных пунктов количество нерегулируемых перекрестков весьма высоко. В частности, там существуют грунтовые дороги, которые по умолчанию имеют неравноправный статус по сравнению с трассами с твердым покрытием.

По этой причине на перекрестке дорог с твердым и грунтовым покрытием водителю, движущемуся по трассе с твердым покрытием, можно обогнать идущее параллельно ТС.

При этом для него не существует обязанности обращать внимание на маневры авто, приближающихся к пересечению по грунтовой дороге.

Если же вне городской черты пересекаются две трассы с твердым покрытием, то, чтобы одна из них рассматривалась как главная, она должна быть оснащена надлежащим знаком 2.1 или 2.3 на дистанции 150–300 метров до начала перекрестка.

При отсутствии знака в этом диапазоне перекресток станет равноправным.

: траектория движения на перекрестке

Причины аварий на данной территории

ДТП, происходящие не перекрестках, составляют значительную долю от ситуаций подобного рода. Средняя аварийность на этой территории превосходит показатель для обычных отрезков трассы.

Весьма распространенная причина аварии — это некорректный выезд на встречку. Во многих случаях водитель допускает его именно вследствие желания обогнать более медленный авто на пересечении улиц.

Также к авариям приводит несоблюдение дистанции. На перекрестке оно происходит весьма часто. Итогом становится заднее столкновение.

Вследствие игнорирования правил приоритета происходят боковые столкновения. Если один водитель обладает преимуществом движений, а другой забывает об этом, результатом становится именно такая авария.

Подобные ДТП весьма распространены на пересечениях дорог. Стоит оговорить, что они в целом не рассматриваются как опасные.

Наконец еще один источник происшествий — неточное перестроение. Его результатом становится касательное столкновение.

Более часто происходят аварии именно на нерегулируемых перекрестках. Причина в том, что отсутствие безусловного регулирующего устройства, которым является светофор, заставляет водителей задумываться о приоритете. Некоторое промедление в итоге и приводит к аварии.

В то же время более редкие ДТП на пересечениях дорог, которые оснащены светофорами, в целом приводят к более серьезным последствиям.

Это обусловлено тем, что водитель ТС, движущегося на зеленый, не сомневается, что путь свободен и не думает об осторожности.

Какой предусмотрен штраф

Обгон на перекрестке, выполненный с нарушением, прямо запрещен правилами дорожного движения. При этом статья, посвященная именно неверному обгону, в ПДД отсутствует.

На практике действия автолюбителей, неправильно опережавших другие авто на перекрестке, рассматриваются как выезд на встречную полосу, нарушающий ПДД.

В законе предусмотрена единая ставка штрафа в 5000 рублей. В то же время существует альтернативное наказание — лишение прав.

Так, водитель, замеченный инспектором в нарушающем закон обгоне в первый раз, может быть приговорен как к штрафу в указанном размере 5000 рублей, так и к изъятию водительских прав продолжительностью от четырех до шести месяцев.

Инспектор, а затем суд определяют, какую из альтернативных санкций предпочесть. Решение в пользу штрафа применяется, если обнаружатся смягчающие обстоятельства, упоминаемые в КоАП.

Кроме того, автовладельцу имеет смысл продемонстрировать, что его заработок существенно зависит от его транспортного средства. В обратном случае у него отнимут права.

При выявлении инспектором ГИБДД повторного нарушения норма обгона водитель безусловно приговаривается к году лишения прав. Штраф в такой ситуации не предусмотрен.

В то же время единая санкция для всех случаев действует при фиксации выезда на встречку с помощью отслеживающей камеры.

Водителю придется также заплатить 5000 рублей и в первом, и в повторном случае. Лишение водителя прав в таком варианте исключено.

Таким образом, обгон на нерегулируемом перекрестке может быть разрешен. Для этого необходимо соблюдение определенных условий.

Перекресток должен быть неравноправным, а оба транспортных средства должны въезжать на него только с главной дороги. Это единственный случай, в остальных ситуациях обгон запрещается.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Разрешен ли обгон на перекрестке по ПДД?

Разрешен ли обгон на равнозначном перекрестке

В каких случаях разрешено обгонять на перекрестке, а в каких обгон запрещен? Как неожиданно можно лишиться прав? Какие подводные камни спрятаны в Правилах дорожного движения при регулировании обгона на перекрестке? В этом материале найдем ответы на эти вопросы.

Типичные ситуации

Обгон на перекрестке регулируется всего лишь одним коротким абзацем пункта 11.4 Правил:

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;

Перекрестки бывают регулируемые и нерегулируемые, на нерегулируемых дорога может быть главной и второстепенной. дорога при этом может изменять направление. Важно помнить, что на регулируемых перекрестках знаки приоритета не действуют:

Итак, обгонять на перекрестке запрещено при движении по второстепенной дороге:

Такая ситуация может возникнуть в часы пик, когда по небольшой двухсторонней дороге практически весь транспорт движется в одном направлении и движение идет в два ряда и при этом забывается простое правило.

Обгон запрещен при движении через перекресток равнозначных дорог:

Не редко в небольших городах на дорогах отсутствуют знаки приоритета, не смотря на то, что это нарушение требований ГОСТ, и при движении по какой-нибудь основной городской дороге встречается много пересекающих на первый взгляд второстепенных дорог. Однако это не так, все такие перекрестки являются равнозначными и обгон на них запрещен.

Также запрещено обгонять на любых регулируемых перекрестках:

Это правило просто нужно помнить, так как зеленый сигнал светофора многие ассоциируют с движением по главной дороге. Это не верно. На регулируемом перекрестке главной и второстепенных дорог нет

И ситуация когда обгон на перекрестке разрешен — это при движении по главной дороге:

Это правило применяется в основном на дорогах вне населенных пунктов, однако будьте внимательны, не редко перед перекрестками нансесена сплошная разметка 1.1. Пересекать ее запрещено.

Спорные ситуации

Казалось бы о чем можно поспорить в восьми словах Правил? Рассмотрим три ситуации.

Движение через регулируемый перекресток в три ряда:

При плотном движении бывает, что ширины дороги достаточно для движения в 3 ряда или просто стерлась разметка на трехполосной дороге. В этом случае движение по логичному среднему ряду осуществляется с выездом на встречную полосу (подробнее в статье «Встречная полоса. Когда можно, когда нельзя«) и при опережении осуществляется обгон на регулируемом перекрестке.

дорога меняет направление направо:

Вроде бы движение осуществляется по главной дороге и на перекрестке транспортное средство будет также находится на главной дороге, почему же нельзя выполнить обгон в этом случае?

Правила дорожного движения определяют действия водителя в случае изменения направления главной дороги:

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

Исходя из этого пункта Правил при изменении направления главной дороги направо, руководствуясь правилами проезда перекрестков равнозначных дорог преимущество имеет транспортное средство, приближающееся справа и относительно этого транспортного средства дорога не является главной и обгон на таком перекрестке запрещен.

дорога меняет направление налево:

Обратная ситуация, главная дорога меняет направление налево и в этом случае в любом случае движение сохраняется приоритет. Тем не менее, как и в предыдущем случае, водители, движущиеся по главной дороге руководствуются правилами проезда перекрестка равнозначных дорог, а на перекрестках равнозначных дорог обгон запрещен. Более того такой маневр является небезопасным.

В заключение можно сделать очень простой вывод: Обгон на перекрестке разрешен только при движении по главной дороге, которая не изменяет направление и при отсутствии иных запретов.

Ремарка к двум последним ситуациям

Выше описаны логичные выводы для обеспечения безопасносного проезда перекрестка. Законодатель очевидно подразумевал, что обгон при движении по главной дороге допускается только, если отсутсвуют пересечения с транспортными средствами, имеющими приоритет в движении. Но давайте посмотрим на текст Правил сухо и без выводов.

11.4. Обгон запрещен:

…на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;

И ответим себе на вопросы по ситуации:

  • -Дорога является главной? -да;
  • -Правила проезда равнозначных перекрестков запрещают обгон? -нет;

Запрет обгона на равнозначных перекрестках мы выводили исходя из логических рассуждений, однако де-юре такого запрета нет. Правила проезда равнозначных перекрестков определяют исключительно приоритет в движении.

Знак « дорога» однозначно указывает на движение по главной дороге. Случай со сменой направления главной дороги — это частный случай для определения приоритета в движении, в том числе и движения по главной дороге.

Дтп при обгоне на перекрестке

Разрешен ли обгон на равнозначном перекрестке

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про Дтп при обгоне на перекрестке, которое, как показывает практика, является достаточно распространенным.

Важной особенностью этого типа ДТП является тот факт, что сотрудники ГИБДД не имеют четкой позиции по поводу того, кого из водителей выбрать виновником ситуации.

Поэтому на практике в случае столкновения автомобилей на перекрестке во время обгона, виновником назначают то одного, то другого водителя.

Несколько таких ДТП недавно рассматривались в разделе дорожно-транспортные происшествия форума pddclub.ru.

В этой статье будут рассмотрены несколько вариантов Дтп при обгоне на перекрестке. В каждой из ситуаций будут приведены пункты правил, нарушенные каждым из водителей, а также будут рассмотрены дополнительные штрафы, которые будут наложены на каждого из водителей.

Дтп на перекрестке, где разрешен обгон (обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге)

Для начала давайте вспомним, в каких случаях разрешается выполнять обгон на перекрестке. Поможет нам в этом пункт 11.4 ПДД:

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Таким образом, рассмотрим обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге:

В данном случае синий автомобиль выполняет поворот налево, а черный автомобиль выполняет разрешенный обгон синего на перекрестке. Кто же виноват в описанной ситуации?

К данной ситуации относятся следующие пункты ПДД:

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;следующее за ним транспортное средство начало обгон;

по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Пункт 8.1 относится к водителю синего автомобиля, а пункт 11.2 к водителю черного.

Так вот, если во время обгона на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге произойдет ДТП, то теоретически в нем могут быть виноваты оба водителя, т.к. синий создал помеху другому участнику движения (пункт 8.1), а черный выполнял обгон автомобиля, который подал сигнал поворота налево (пункт 11.2).

Однако в описанной ситуации обычно назначают виновным одного из водителей и вот по каким причинам:

1. Водитель синего автомобиля вообще не подает сигнал поворота или включает его только после того, как черный уже начинает обгон. В этом случае виноват только синий.

2. Водитель синего автомобиля включает сигнал левого поворота заблаговременно, но несмотря на это водитель черного автомобиля начинает обгон. В этом случае виновным могут назначить только черного.

Как видите, в основном все зависит от действий водителя синего автомобиля. Поэтому запомните, что при повороте налево, во-первых, следует заблаговременно включать сигнал поворота, а во-вторых, непосредственно перед маневром смотреть в левое зеркало заднего вида.

Также хочу обратить внимание, что эти меры предосторожности нужно соблюдать при любом повороте налево, независимо от того, едите Вы по главной дороге или второстепенной, по регулируемому перекрестку или по нерегулируемому, поворачиваете на перекрестке или вне него. И после рассмотрения следующих ситуаций Вы поймете, почему.

Приведу дополнительные наказания, которые будут наложены на водителей автомобилей в вышеописанной ситуации:

1. Водитель синего автомобиля отделается предупреждением или штрафом в размере 500 рублей (статья 12.14 пункт 11).

2. Что касается водителя черного автомобиля, то за нарушение пункта 11.2 ПДД наказания в настоящее время не предусмотрено.

3. Говоря об оплате ремонта автомобилей, попавших в ДТП, следует заметить, что платить за него будут оба водителя. Конкретные пропорции определит судья.

Дтп на перекрестке, где запрещен обгон

Давайте рассмотрим Дтп на перекрестке, где запрещен обгон:

В данном случае автомобили движутся по второстепенной дороге, поэтому кроме приведенного выше пункта 11.2 водитель черного автомобиля нарушает и требования пункта 11.4:

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

За нарушение этого пункта водитель черного автомобиля будет лишен прав. Тем не менее виновным в ДТП также могут признать и водителя синего автомобиля (пункт 8.1 ПДД).

Еще раз подчеркиваю, что даже при движении по второстепенной дороге следует смотреть в зеркала заднего вида перед поворотом налево.

Еще одна ситуация:

Водитель черного автомобиля выполняет обгон на перекрестке при движении по четырехполосной дороге. В данном случае он дополнительно нарушает пункт 9.2 ПДД, за что и будет лишен водительских прав на 4-6 месяцев. Однако как и в предыдущих случаях, вину могут разделить между водителями.

Отмечу, что в любом случае ДТП, в котором один из автомобилей поворачивает, а другой выполняет обгон, ситуация довольно скользкая. Виноватым в нем могут признать как любого из водителей по-отдельности, так и обоих одновременно. Поэтому рекомендую в случае возникновения подобной ситуации пользоваться услугами грамотного адвоката.

Удачи на дорогах!

Можно ли обогнать машину на перекрестке, не нарушив ПДД?

Разрешен ли обгон на равнозначном перекрестке

В каких случаях разрешено обгонять на перекрестке, а в каких обгон запрещен? Как неожиданно можно лишиться прав? Какие подводные камни спрятаны в Правилах дорожного движения при регулировании обгона на перекрестке? В этом материале найдем ответы на эти вопросы.

Обгон на перекрёстке: правила и нововведения на 2019 год

Разрешен ли обгон на равнозначном перекрестке

Обгон на перекрёстке – одно из самых популярных нарушений в РФ. Пытаясь сократить время на дорогу, водители часто становятся виновниками ДТП. Нарушения определяются работниками ГИБДД и автоматическими камерами. В случае выявления несоблюдения ПДД водителю нужно выплатить штраф или лишиться прав.

Важно знать, какое отличие есть между обгоном и опережением, какие различают виды перекрестков, когда обгон можно осуществлять, а когда он как манёвр запрещён. Соблюдение ПДД поможет сократить количество аварий на дороге и сэкономит денежные средства водителя.

Что такое обгон и чем он отличается от опережения

С технической точки зрения обгон на перекрёстке ничем не отличается от опережения. В обоих случаях один водитель обгоняет другого. Но с юридической стороны это разные термины.

Обгон на перекрёстке – это движение, в процессе которого один водитель обгоняет соседнее ТС, выезжает на встречную полосу, после чего обратно возвращается на свою проезжую часть. Опережение – это ситуация, когда человек просто превышает скорость, не выезжая на соседнюю полосу движения.

Согласно ПДД, обгон считается опасным манёвром на дороге. Он может привести к аварийным ситуациям, ДТП. Его запрещено делать, если есть дорожные знаки и соответствующая разметка.

Опережение является разрешённым маневром. Разрешено делать как справа, так и слева, запретов нет. Особенность опережения в том, что оно не всегда подразумевает выезд за пределы первоначальной полосы. Если водитель едет по одной части дороги и благодаря увеличению скорости объезжает соседнее авто, то это снова опережение, не обгон.

Запомните: любой обгон – это опережение. Но не каждое опережение – это обгон.

Перекрёсток – это место пересечения дороги на одном уровне. Часто вызывает панику у водителей-новичков, т. к. даже изучив правила дорожного движения, они теряются и забывают, как правильно себя повести.

Перекрёстки могут иметь разную форму или разные правила регулирования. В связи с этим перекрёстки делят на 2 категории:

ФакторВидОписание вида
По конструкции (конфигурации)ЧетырёхсторонниеСамый опасный вид перекрёстков. На нем может возникнуть до 32 различных конфликтных ситуаций. На нем случается в 2 раза больше аварий, чем на любых других видах перекрёстков.

Обязательно смотрите за светофором. Не начинайте движение на жёлтый свет.

У-образныеПересечение в форме буквы «У». Дороги сливаются под углом немного меньше или больше 90 градусов (80-100 градусов). Движение происходит в 3 направлениях. Есть главная дорогая (от которой происходит развилка) и 2 второстепенные (входят под разными углами).
Х-образныеПохож на 4-сторонний, но главное отличие в угле пересечения. Обычно этот параметр не равен 90 градусам, а представляет собой тупые и острые углы.
Т-образныеЭто пересечение 3 дорог в одном месте (в форме буквы «Т»).  Угол слияния в большинстве случаев равен 90 градусам.
КруговыеСамый безопасный вид перекрёстка. Существует для упрощения развязки транспорта. На нем согласно ПДД нужно руководствоваться правилом «помехи справа».
По очередности движенияРегулируемыеПерекрёстки, где движение регулируют светофоры или регулировщики.
НерегулируемыеПерекрёстки, где нет светофоров, пешеходов, регулировщиков. Порядок проезда машин регулируют сами водители.

К нерегулируемым перекрёсткам относятся также те, где есть светофор, но с мигающим жёлтым светом, или регулировщик, который не подаёт сигналов, помогающих решить ситуацию на дороге.

Нерегулируемые перекрёстки одни из самых опасных. Ситуация на дороге зависит не только от знания ПДД, но и от интуитивного понимания между водителями. Ведь от решения одного владельца авто зависит поведение другого.

Если на дороге движение регулируется 2 способами – через светофор и регулировщика, приоритет принадлежит второму.

Чтобы понять, разрешён ли обгон на перекрёстке, нужно заглянуть в ПДД. Согласно пункту 11.4 Правил дорожного движения обгон запрещён на регулируемых участках и на второстепенных дорогах на нерегулируемых. То есть обгон разрешён в таких случаях:

  • на участке нет регулировщика или светофора;
  • водитель движется по главной дороге.

В 2019 году в ПДД в раздел 11 было внесено изменения. Согласно им нельзя осуществлять обгон, если перед перекрёстком есть пешеходные переходы. И неважно, переходит по ним кто-то дорогу в момент движения или нет. Придётся сбавить скорость и ехать друг за другом.

Согласно статье 12.15, части 4 ПДД РФ обгон на нерегулируемом перекрестке  запрещён только, если происходит на второстепенной дороге. Также нельзя обгонять, если перед водителем уже кто-то совершает обгон. Другой вариант – попытка обогнать соседнее ТС является угрозой для других участников транспортного движения.

Разрешено обгонять автомобили на нерегулируемом перекрёстке, если водитель выезжает с главной дороги, а по встречной полосе никто не движется.

Если водитель решает обогнать соседнюю машину, необходимо обязательно включать указатели поворота. Так он сообщит ему о своих намерениях и уменьшит вероятность ДТП.

Понять, разрешён ли обгон на перекрёстке по главной дороге, можно с ПДД. Согласно законодательству РФ, такой обгон разрешён. Но его лучше проводить за пределами города, где можно увеличить скорость движения, а поток машин меньше.

Есть один нюанс – пересекать разметку, которая нанесена перед перекрёстком, запрещено. Согласно пункту  1.1. ПДД подобное поведение на дороге считается нарушением.

Важно помнить, что главная дорога может менять направление – сначала быть справа, а потом слева. В таком случае водителям необходимо руководствоваться правилами проезда перекрёстков равнозначных дорог.

Об этом указано в пункте 13.10 ПДД. То есть, преимуществом обладает тот, кто двигается справа, но обгон запрещён.

Но бывает, что главная дорога меняет направление влево, то есть переходит в равнозначную, и осуществить обгон уже не выйдет.

Разрешено обгонять другие ТС по главной дороге в таких случаях:

  • транспорт движется по главной дороге;
  • на перекрёстке основная дорога не меняет направления;
  • знаки, запрещающие обгоны, не распространяются на участок, где находится перекрёсток;
  • полосы движения разделены прерывистой разметкой (не сплошной).

Обгон на равнозначном перекрёстке

Узнать, разрешается ли обгон на перекрёстках такого типа, поможет ПДД. Согласно законодательству РФ, подобный манёвр запрещён. Считается опасным для всех участников транспортного передвижения.

Можно ли обгонять на регулируемом перекрёстке

Разрешён ли обгон на регулируемых перекрёстках? По правилам дорожного движения (пункт 11.4) — нет. Если обогнать другого водителя, ещё и по встречной полосе, следует ожидать наказания и штрафов.

Подобный манёвр запрещён, т. к. некоторые регулируемые перекрёстки могут не иметь распределения на главную и второстепенные дороги. Подобная ситуация приведёт к авариям.

Наказание за нарушение правил обгона на перекрёстке

За несоблюдения ПДД и обгон в неположенных местах водитель несёт административную ответственность. Она определена в Административном Кодексе РФ. Согласно статье 12.5 этого кодекса к нарушителю могут применяться такие наказания:

  • штраф в размере 5 тысяч рублей;
  • лишение водительских прав на 4 — 6 месяцев.

Штраф как способ наказания может использоваться, если нарушение было заснято на автоматические камеры. Это могут быть выезд на встречную полосу, несоблюдение требуемой дистанции и бокового интервала между ТС.

При повторном совершении правонарушения водителя лишают прав (особенно часто это происходит при обгоне на регулируемых перекрёстках).

Штрафы разрешено выписывать только работникам ГИБДД!

Обгон на перекрёстке – манёвр, который часто совершают водители в РФ. Но в большинстве случаев это запрещённый приём, и в результате нарушения ПДД необходимо заплатить штраф. Другой вид наказания – лишение прав сроком от 4 до 6 месяцев.

Пожалуйста, оцените этот материал!

(7 5,00 из 5)
Загрузка…

Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.