Росреестр проверки земельного законодательства

Что нужно знать, если к Вам пришел государственный земельный инспектор?

Росреестр проверки земельного законодательства

Каждый владелец земли рано или поздно сталкивается с такой процедурой, как проверка соблюдения требований земельного законодательства в рамках мероприятий по государственному земельному надзору.

Что же необходимо знать, если к Вам пришел государственный инспектор отдела земельного надзора?

1. Что такое государственный земельный надзор и какие органы его осуществляют?

Государственный земельный надзор — это комплекс мероприятий, проводимых в целях соблюдения норм Земельного кодекса (ЗК РФ), условий и целей использования земли, а также выявления и пресечения нарушений в сфере земельного законодательства.

В рамках государственного земельного надзора сотрудниками федеральных органов власти осуществляются периодические проверки участков землепользователей (ст. 71 ЗК РФ).

Государственный земельный надзор за соблюдением земельного законодательства осуществляется государственными надзорными органами: Росреестром, Россельхознадзором, Росприроднадзором (п. 2–5 Постановления Правительства РФ от 02.01.2015 № 1).

Росреестр проводит проверки, касающиеся:

  • соблюдения целей использования земли, пресечения самовольного занятия земельного участка и иного незаконного использования земель;
  • соблюдения требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
  • приведения участков в состояние, отвечающее разрешенным целям использования.

Россельхознадзор осуществляет государственный земельный надзор за землями сельхозназначения, за исключением тех земель, на которые не распространяется действие Закона об обороте земель сельхозназначения. При этом осуществляется надзор за соблюдением:

  • требований сохранности плодородного слоя почвы, а также норм, касающихся применения пестицидов и удобрений;
  • правил мелиорации и защиты почвы от эрозии;
  • обязанностей пользователей земли по проведению рекультивации после выполнения строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ.

Росприроднадзор проводит государственный земельный надзор в части соблюдения экологических требований в отношении всех земель за исключением поднадзорных Россельхознадзору. При этом данный орган контролирует соблюдение:

  • требований о предотвращении ухудшения состояния земли;
  • режима лесопользования и правил землепользования в прибрежных и водоохранных зонах;
  • обязанностей по рекультивации земель после разработки недр и строительства (сноса) объектов лесоразработки;
  • требований на запрет снятия плодородного слоя почвы.

Порядок осуществления государственного земельного надзора устанавливается в административных регламентах перечисленных выше государственных органов.

С перечнем административных регламентов осуществления государственного земельного надзора ознакомьтесь ниже во вкладке “Подробнее”.

Государственный земельный надзор осуществляется в форме:

  • плановых проверок;
  • внеплановых проверок;
  • систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства.

Подробнее…

Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путем проведения:

  • административных обследований объекта земельных отношений;
  • рейдовых осмотров;
  • анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков на предмет соответствия их содержания законодательству Российской Федерации.

2.1. Организация и проведение плановых и внеплановых проверок, осуществляемых Росреестром

Плановые проверки юридических лиц, предпринимателей, органов местного самоуправления, органов государственной власти и граждан проводятся в соответствии с ежегодным планом проверок, разработанным и утвержденным надлежащим образом.

Планы проведения проверок соблюдения земельного законодательства согласовываются с региональными органами прокуратуры.

Периодичность проведения плановых проверок в отношении конкретного земельного участка – не чаще одного раза в 3 года.

С планами проверок на текущий год можно ознакомиться на официальном сайте Росреестра в разделе «Открытая служба/ Проведение поверок/ Государственный земельный надзор».

Не забудьте выбрать свой регион из выпадающего списка в верхнем левом углу сайта.

С планом проверок юридических лиц и органов местного самоуправления также можно познакомиться на сайте Генеральной прокуратуры РФ, которая ведет единый реестр проверок (П. 23 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415).

Внеплановые проверки в отношении граждан, юридических лиц и органов местного самоуправления проводятся в случаях:

  • выявления по итогам проведения административного обследования признаков нарушения требований законодательства РФ, за которые предусмотрена административная и иная ответственность;
  • поступления в Росреестр обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, а также информации от органов государственной власти или органов местного самоуправления о нарушениях чьи-либо имущественных прав;
  • поступление в Росреестр обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также информации из СМИ о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Внеплановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей  проводится только после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта предполагаемой внеплановой проверки.

Согласования с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан не требуется.

Осуществление государственного земельного надзора в форме проверки включает в себя следующие административные действия:

  • принятие решения о проведении проверки в соответствии с планом проверки или на основании обращений (издание распоряжения о проведении плановой или внеплановой поверки);
  • уведомление лица, в отношении которого проводится проверка о времени её проведения;
  • Подробнее…В случае плановой проверки копия распоряжения о её проведении направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом не позднее, чем за 3 рабочих дня до её начала.В случае проведения внеплановой проверки лицо, в отношении которого проводится проверка, уведомляется о времени её проведения не позднее, чем за 24 часа до её начала любым доступным способом.подготовка к проверке;

  • проведение проверки;
  • оформление итогов проверки;
  • контроль устранения выявленных нарушений.

Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарной (без выезда) и (или) выездной проверки.

Общий срок проведения любой проверки – с даты начала и до даты составления акта проверки – не может превышать 20-ти рабочих дней.

2.2. Полномочия государственного земельного инспектора при осуществлении государственного земельного надзора

Плановые и внеплановые проверки соблюдения земельного законодательства, а также административные обследования проводят уполномоченные сотрудники территориальных органов Росреестра – государственные земельные инспекторы.

Государственные земельные инспекторы в рамках осуществления государственного земельного надзора обладают широким спектром полномочий. Независимо от того, проводит ли госземинспектор плановую проверку или выезжает по жалобе, закон дает ему право совершать ряд правовых действий:

  • запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов от государственных и муниципальных органов, организаций, предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок (правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельные участки и расположенные на них объекты; сведения о лицах, использующих земельные участки, и др.);
  • при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) территориального органа Росреестра о назначении проверки беспрепятственно получать доступ на земельные участки и проводить их осмотр в целях осуществления государственного земельного надзора;
  • выполнять необходимый объём работ, в состав которых могут входить натурные измерения, опрос граждан и должностных лиц, получение объяснений;
  • обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора; в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства; 
  • привлекать экспертов и экспертные организации.

Лица, препятствующие осуществлению государственного земельного контроля, применяющие угрозу насилия или насильственные действия по отношению к госземинспектору, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

При этом как препятствование расцениваются такие действия, как:

  • воспрепятствование доступу инспектора госземнадзора к земельному участку,
  • неявка гражданина к месту проверки в назначенное врем;
  • необеспечение присутствия руководителя юридического лица или иного уполномоченного представителя проверяемого лица при проведении проверки;
  • уклонение от получения уведомлений, извещений о проведении проверки.

Подробнее…

За препятствование госземинспектору при проведении им проверок соблюдения земельного законодательства статьёй 19.4.1 КоАПРФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа в размере:

  • на граждан – от 500 до 1тыс. рублей;
  • на должностных лиц – от 2 тыс. до 4 тыс. рублей;
  • на юридических лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

Те же действия (бездействие), повлекшие невозможность проведения или завершения проверки влекут наложение административного штрафа в размере:

  • на должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. рублей;
  • на юридических лиц – от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.

Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере:

  • на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. рублей
  • на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

3. Оформление результатов проверок.

По результатам проверки (как плановой, так и внеплановой) госземинспектором составляется акт проверки в 2-х экземплярах. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается проверяемому лицу (его представителю) под роспись об ознакомлении (об отказе в ознакомлении с актом проверки).

В акте делается запись о наличии или отсутствии нарушений земельного законодательства на проверяемом земельном участке.

При выявлении в ходе проверки признаков нарушения земельного законодательства составляется протокол об административном правонарушении (после уведомления нарушителя о дате и времени его составления).

С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным.

Постановлением о назначении наказания нарушитель признается виновным в совершении административного правонарушения, ему выносится административный штраф.

При выявлении административного правонарушения нарушителю одновременно с актом  вручается предписание об устранении  нарушений. Предписание об устранении выявленного нарушения законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено.

Срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом нескольких факторов:

  • вид выявленного правонарушения;
  • время вступления в силу постановления по данному делу об административном правонарушении;
  • время, необходимое для устранения конкретного нарушения земельного законодательства.

По общим правилам установленный срок устранения нарушения не должен превышать 6 месяцев.

Указанный в предписании срок устранения нарушений может быть продлен на основании заявления лица, в отношении которого это предписание вынесено, по решению уполномоченного должностного лица Росреестра (территориального органа). К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие и обосновывающие необходимость продления срока для обеспечения устранения выявленных нарушений.

Госземинспектор, осуществляя государственный земельный надзор, контролирует исполнение нарушителем предписания об устранении нарушения. В случае выявления его неисполнения госземинспектор:

  • выдает правонарушителю новое предписание об устранении нарушения земельного законодательства и
  • принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении по факту невыполнения в установленный срок предписания.

В случае невыполнения в указанный срок требований, указанных в предписании, государственный инспектор применяет к правонарушителям меры административного воздействия, предусмотренные законодательством, с дальнейшим направлением материалов дела в суд.

Если нарушение не было устранено, штраф придется заплатить повторно.

А что делать, если Вам признали нарушителем по статье 7.1. КоАП РФ “Самовольное занятие земельного участка”, читайте здесь.

Внеплановая проверка земельного участка физического лица

Росреестр проверки земельного законодательства

› Информация

Внеплановая проверка земельных участков физических лиц проводится в соответствии с требованиями земельного законодательства. Она обычно назначается после поступления в госорганы жалоб. Основная задача данного мероприятия – убедиться, что владелец соблюдает требования законодательства и не нарушает оговоренные в документах цели использования земли.

Важно. Проверки физ. лиц не попадают под действие ФЗ №294-ФЗ от 26.12.2009. Он распространяется только на аналогичные мероприятия, проводимые в отношении организаций и ИП. Если проверяют землю частных лиц, то ориентируются в основном на нормы ЗК РФ и других нормативных актов.

Кто проверяет частных владельцев земли?

Основным госорганом, осуществляющим мероприятия внепланового контроля в отношении физ. лиц выступает Росреестр. Именно на него законодательство возлагает обязанности по осуществлению надзора за соблюдением всех правовых норм гражданами-землевладельцами.

В полномочия Росреестра входит следующая деятельность:

  • Выявление и предупреждение административных правонарушений, преступлений в областях, связанных с земельным законодательством.
  • Контроль за устранением нарушений, выявленных в ходе инспекций, а также возникших в результате них последствий.
  • Наблюдение за соблюдением законодательных норм.

Обычно инспектора могут проверить следующие моменты входе внеплановой проверки:

  • Целевое использование земельного участка (например, установить факт, что на земле для ИЖС не построен многоквартиник).
  • Контроль за соблюдением границ выделенных участков (самовольный захват чужой территории запрещен).
  • Проверка надлежащего состояния территории (особенно если речь идет о целевом использовании).

Основные задачи владельца земли – предоставить доступ на участок инспекторам. Он также должен предъявить документы, запрошенные специалистами государственного органа.

В рамках надзора могут проводить различные проверки также Россельхознадзор (контролирует использование сельскохозяйственных угодий) и Росприродохрана (контроль за соблюдение экологических норм). Но эти госорганы обычно не интересуются участками физ. лиц, которые не используются в коммерческой деятельности. Впрочем, полностью исключать их все же не стоит.

Назначение проверки

Даже проверка вне плана проводиться в соответствии с действующими нормативными актами. Для ее начала госоргану необходимо получить соответствующие основания, принять соответствующее решение, утвердить его.

Основаниями для проведения надзорных мероприятий могут стать:

  • Жалоба, поступившая от граждан, госорганов, различных организаций. Каждый случай рассматривается индивидуально, иногда проверки начинают даже по обращениям СМИ.
  • При проведении административного обследования выявлены признаки нарушений. Задача инспекторов в этом случае подтвердить или опровергнуть факт наличия нарушений.
  • Земля не используется по назначению больше 3 лет. Это основание применяется только к сельскохозяйственным угодьям.
  • Ранее были выданы гражданину предписания и госорган желает проверить их исполнение. Предписания могут быть получены в рамках различных мероприятий.

Важные нюансы выездных проверок земли частных лиц, о которых надо знать:

  • Лимита по количеству мероприятий в отношении граждан нет. Они существуют только для ИП, организаций. Теоретически проверки могут идти одна за другой.
  • Предварительное согласование мероприятия с прокуратурой ненужно. Руководители территориальных подразделений надзорного органа самостоятельно решают, кого, когда и по каким основаниям надо проверять.
  • Присутствие владельца участка в ходе проверки необязательно. Теоретически могут попасть на территорию сотрудники госоргана и без вызова собственника, но на практике, подобные ситуации – редкость.

Последствия

Сама по себе проверка еще не влечет за собой никаких последствий. Они появятся, только при обнаружении нарушений. По окончании мероприятия инспектора должны составить акт. В него заносятся все результаты их работы.

Если в ходе проверки были обнаружены нарушения, то гражданин получает предписание. В нем указываются конкретные недочеты и сроки, в течение которых их надо устранить. При наличии оснований для привлечения гражданина к административной ответственности сотрудники госоргана оформляют протокол.

Важно. Санкции предусмотрены не только за нарушения при пользовании землей. Они могут последовать также при создании препятствий для работы сотрудников госоргана. При повторных нарушениях, имеющих аналогичный характер, штрафы будут существенно выше.

Внеплановая проверка земельных участков физических лиц явление довольно редкое. Но владельцу земли надо обязательно знать, кто, как ее проводит и какие последствия могут наступить. Это поможет снизить риски привлечения к административной ответственности.

  • Tweet
  • Share0
  • +1
  • ontakte

Внеплановая проверка земельного участка физического лицаСсылка на основную публикацию

Проверка соблюдения требований земельного законодательства в 2019 году: основания, порядок проведения плановых и внеплановых проверок, документы | Земельный эксперт

Росреестр проверки земельного законодательства

Принятый в 2001 году ЗК РФ установил определенные правила на внутреннем рынке земли. Существующий порядок проведения проверок исполнения действующего земельного законодательства описан в статье ЗК РФ 71.1. В 2011 году Минюстом был издан Приказ № 22094, который утвердил регламент данных проверок.

Существует два вида проводимых проверок, которые выполняют органы надзора — плановые и внеплановые.

Первые проводятся в соответствии с разработанным и утвержденным графиком не реже одного раза в три года. Они должны согласовываться с органами прокуратуры.

Основная цель проведения таких проверок — контроль за соблюдением норм действующего законодательства в сфере регулирования земельных отношений.

В число объектов контроля входят права на земельные участки и их использование юридическими и физическими лицами. Службы надзора за исполнением земельного законодательства не должны допустить самовольного захвата участков.

На них возлагается ответственность контроля за рациональным использованием земельных ресурсов и их экологической безопасностью. Следят они и за межеванием, рекультивацией, использованием земель по определенному в кадастре типу и категории.

Нарушение земельного законодательства, действующего в стране, влечет за собой административную и уголовную ответственность, которая определяется в соответствии с УК и КоАП РФ.

В ходе проверок выявляются нарушения и формируется их доказательная база. Процедуру проведения всех видов проверок можно подразделить на три этапа:

  • подготовительный;
  • проведение проверки;
  • формирование результатов проверки.

Проводятся все проверки на основании распоряжения руководителя надзорной организации.

Выявленные в ходе них нарушения оформляются в форме протокола, который подписывается представителями проверяющей и контролируемой стороны.

По итогам проведенных проверок и выявления нарушений, проверяемой стороне выносится Постановление с перечнем обнаруженных нарушений, которые необходимо устранить в определенные документом сроки.

Разработка ежегодного плана проверки

График плановых проверок составляется ежегодно. В перечень проверок входят все субъекты РФ.

Порядок разработки документов, связанных с плановыми проверками описан в Положении о государственном земельном надзоре. Этот документ утверждается Правительством РФ.

В сфере внимания надзорных органов может оказаться как проверка соблюдения земельного законодательства физическим лицом, так и исполнение его юридическими лицами.

Проверка муниципалитетами соблюдения земельного законодательства проводится на основании разработанных администрациями этих образований регламентов. Они определяют правила проведения проверок, ответственных лиц за составление ежегодных планов и их согласование. Положения местного регламента не должны противоречить Федеральному законодательству.

Вся информация о плановых проверках включается в Росреестр. Он является единым для всей страны. Порядок проведения проверок определен постановлением Правительства № 489. Оно было принято в 2010 году.

Согласно этому документу, проверки могут проводиться органом надзора на основании затребованных документов или в выездной форме.

Лица, осуществляющие надзор за соблюдением земельного законодательства при проведении проверки должны иметь, помимо распоряжения о её проведении, должностное удостоверение, подтверждающее их статус и полномочия.

Основания проведения внеплановых проверок

Внеплановые проверки не входят в состав ежегодного плана. Статья 71.1 ЗК РФ разрешила проводить такого рода проверки без согласования с прокуратурой.

Но принятый позже ФЗ ограничил возможность проведения внеплановых проверок без согласования с прокуратурой только для тех случаев, когда они проводятся по заявлению о нарушении прав потребителя. Такие проверки носят уведомительный характер.

Поводом для проверки могут служить обращения граждан или юридических лиц, заявляющих органам надзора о фактах нарушения законодательства.

Порядок проведения таких проверок описан в статье 12 ФЗ № 294.

Согласование их проводится аналогично порядку, предусмотренному для ежегодных плановых проверок.

Проводится внеплановая проверка на основании распоряжения руководителя надзорной организации, которое имеет типовую форму. Образец распоряжения можно найти на сайте ФС.

Предметы внеплановой проверки описаны статей 10 ФЗ № 294. Не требуется согласовывать такого рода мероприятия с органами прокуратуры по основаниям, описанным в пункте 2 статьи 10 данного ФЗ. К исключительным случаям относятся заявления граждан о нарушении их прав потребителей. О проведении такой проверки прокуратура лишь информируется.

Порядок проверки соблюдения требований земельного законодательства

В основании любой проверки лежит нормативная база, которой руководствуются в её проведении. Органы, осуществляющие надзор за соблюдением земельного законодательства, в своей деятельности руководствуются Земельным Кодексом РФ. Он является основополагающим документом в этой правовой сфере.

Любой план проверки составляется с учетом типа и категории земель, его формы собственности, целевого назначения и ряда других факторов. Разработка плановых мероприятий происходит в несколько этапов:

  1. Назначение ответственного лица за разработку графика и плана проведения проверок. Оформляется оно приказом руководителя надзорного органа, в котором указывается должность, Ф.И.О. ответственного лица, срок выполнения и описание задачи.
  2. Проверка и согласование. Документ проверяется руководителем надзорного органа или назначенными им для этого лицами, после чего план проверок согласуется с органами прокуратуры соответствующего территориального образования.
  3. Внесение в единую базу всероссийского реестра.
  4. Назначение ответственных лиц за проведение плановых проверок.
  5. Оформление приказа и распоряжения о проведении плановой проверки.
  6. Проведение проверок, выявление нарушений.
  7. Составление актов проверок, вынесение Постановлений об устранении фактов нарушения.
  8. Проверка выполнения Постановления.
  9. Составление документов на взыскание с виновных лиц.

Проводится плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства на основании распоряжения. Лица, проводящие проверки, назначаются приказом руководителя надзорного органа.

Пример по проверке соблюдения требований земельного законодательства

В ходе проверки соблюдения земельного законодательства в Калининградской области было выявлено 356 фактов самовольного захвата земель и постройки на них незаконных сооружений. На основании обнаруженных в ходе проверок нарушений, было принято решение об изъятии земель и сносе незаконно возведенных на них построек.

Заключение

  • Контроль над соблюдением земельного законодательства осуществляется государственными органами надзора.
  • Порядок проведения проверок определен статьей 71.1 ЗК РФ. А их продолжительность и частота — в Административном регламенте.
  • Все виды проверок согласовываются с прокуратурой.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по проверке соблюдения требований земельного законодательства

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Алексей. Я являюсь директором небольшой компании, занимаемся мы поставкой канцелярских принадлежностей.

Дело в том, что пришедшая на предприятие комиссия для проверки использования земель не дает расслабиться уже третью неделю. В распоряжении указывался срок проверки 10 дней.

Скажите, имеют ли право члены комиссии превышать сроки своих проверок? Предприятие является ООО с 52 сотрудниками.

Ответ: Добрый день, Алексей.Общий срок проведения проверок имеет свои ограничения. Определяются они Административным регламентом.

Для объектов малого предпринимательства он установлен в 20 рабочих дней или 50 часов. Для микропредприятия — 15 часов.

Отсчет времени проверки начинается с момента её начала и заканчивается составлением акта. Этот показатель устанавливается в совокупности за 1 год.

Сложные проверки имеют более длительные сроки. Продлить их может главный инспектор, но не больше чем на 20 дней для малых предприятий и 15 дней для микро. Если юридическое лицо ведет свою деятельность в различных регионах страны, сроки проверки устанавливаются отдельно для каждого филиала компании.

Список законов

  • Статья 71.1 ЗК РФ
  • Приказ № 22094
  • Постановление Правительства № 489
  • ФЗ № 294

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос – это быстро и бесплатно!

Государственный земельный надзор

Росреестр проверки земельного законодательства
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Земельное право » Земельный надзор » Государственный земельный надзор

Государственный земельный надзор возлагается на федеральные исполнительные органы власти.

Под государственным земельным надзором следует понимать комплекс мер со стороны уполномоченных государством органов, которые нацелены на то, чтобы предупредить, выявить, а также пресечь нарушение норм действующего земельного законодательства.

Государственный земельный надзор, его суть

Государственный земельный надзор на законодательном уровне возлагается на федеральные исполнительные органы власти. В частности, на управление Росреестра, представители которого обязаны своевременно проводить процедуры по проверке правомерности действий участников земельных отношений.

В рамках государственного надзора за исполнением земельного законодательства могут быть проведены как отдельные процедуры, так и целый комплекс, что позволяет наиболее полно рассмотреть ситуацию, ее правомерность и законность.

Кроме того, на основании вынесенного решения или предписания в дальнейшем определяется и осуществляется ответственность за нарушения в сфере земельного права.

Надзорные органы и поднадзорные лица

Государственный земельный надзор исполняется несколькими организациями:

  • управлением Росреестра;
  • Федеральной службой в сфере фитосанитарного и ветеринарного надзора;
  • Федеральной службой, ответственной за природопользование.

Кроме того, исполнять функции могут их представители в конкретной местности (территориальные органы). На каждую из организаций, представляющих федеральную исполнительную власть, возложены определенные полномочия.

Применяется же государственный земельный контроль к таким участникам отношений в рамках земельного права, как:

  • представители органов государственной власти;
  • частные физические лица;
  • представители местных органов самоуправления;
  • руководители и представители любых юридических лиц;
  • индивидуальные предприниматели.

Каждый из участников земельных отношений имеет право обратиться в компетентные органы в том случае, если речь идет о нарушении их прав. А те, в свою очередь, обязаны провести все соответствующие процедуры для установления факта нарушения.

Методы для осуществления надзора. Объекты, подлежащие проверке при осуществлении государственного земельного надзора

Положение о государственном земельном надзоре подразумевает такие методы и процедуры для осуществления этого надзора, как:

  • плановые проверки;
  • внеплановые проверки;
  • наблюдение на систематической основе за правомерностью действий всех сторон-участников земельных отношений;
  • анализ за исполнением норм земельного права;
  • различные меры, установленные законодательством, для предотвращения земельных нарушений с любой стороны участников отношений.

Плановые проверки обсуждаются и устанавливаются заранее, носят публичный характер. Ответственное ведомство размещает на официальном сайте информацию, с которой может ознакомиться любой желающий.

Внеплановые проверки могут быть проведены не только на основании заявлений и ходатайств пострадавших лиц, чьи права были ущемлены, но и на основе волеизъявления представителя ответственной организации. Предупреждать о такой проверке, в рамках земельного права, никто никого не обязан.

По результатам проверки при неудовлетворенности результатом тот, в отношении кого эта проверка была проведена, имеет право обратить в суд для обжалования.

О своем решении надзорные органы уведомляют не только поднадзорные лица, но и выкладывают результаты проведенных проверок на официальном сайте, где они доступны для ознакомления всем желающим, чтобы любой мог с ним ознакомиться и оспорить при необходимости.

Положение о государственном земельном надзоре предусматривает, что предметом надзора является выполнение надзора, проверка действий участников земельных правоотношений на соответствие нормам действующего законодательства. Независимо от того, кто является сторонами этих самых отношений: государственная власти, муниципалитет или граждане.

Объектами надзора со стороны государственных уполномоченных органов являются все участки земли, а также отношения, которые возникают в связи с их использованием, эксплуатацией, реализацией, то есть надзорные органы имеют полное право провести плановую или внеплановую проверку на любом из земельных участков, независимо от того, в чьей собственности они находятся.

Управление Росреестра и полномочия его сотрудников

Осуществление государственного земельного контроля со стороны сотрудников Росреестра заключается:

  • в надзоре земельных участков (в том числе того, кто их занимает и использует, проверяют, имеются ли на это основания);
  • в требовании с юридических лиц, которые используют землю на правах бессрочного пользования, оформления ее в собственность или заключения договора аренды;
  • в требовании, чтобы землепользователь привел участок в соответствие с его первоначальной целевой принадлежностью;
  • в том, чтобы требовать и следить за исполнением по сохранению межи земельного участка, его установленных в законном порядке границ;
  • в том, чтобы требовать и следить за использованием земли по ее прямому назначению (если она предназначена для сельскохозяйственных нужд, то именно для них; если для промышленных, то для производства и т.п.).

В управлении Росреестра или его территориальном представительстве назначаются уполномоченные лица, которые ответственны за исполнение земельного государственного надзора и контроля. И именно на них возлагаются все полномочия по осуществлению надзора государства за земельными территориями.

В случаях если должностное и ответственное лицо бездействует, не реагируя на заявления и обращения участников земельным правоотношений, чьи права были нарушены, на него вправе подать жалобу руководителю управления Росреестра или исковое заявление в суд.

Служба по надзору природользования

Государственный земельный контроль может быть осуществлен Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. На данный орган возлагаются такие полномочия, как:

  • выписывание предписаний в рамках полномочий по защите исполнения земельного права;
  • разрабатывать месторождения полезных ископаемых и охранять их от несанкционированного использования;
  • требовать от землепользователей, независимо от того, кто ими является, улучшения качества почвы, а также осуществлять контроль за сохранением плодородного слоя.

Расширенный перечень полномочий представлен в Положении о государственном земельном контроле, в пункте 5. Также как и в управлении Росреестра, в службе по надзору в сфере природопользования назначаются ответственные за исполнение лица, которые наделяются всеми полномочиями по соблюдению требований земельного законодательства.

При неправильном или некорректном использовании земельного участка уполномоченные вправе не только вынести предписание, подлежащее исполнению, но и обратиться в судебные органы для призвания к ответственности виновных, нарушающих нормы земельного права.

Фитосанитарный и ветеринарный надзор

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору тоже наделена широким спектром полномочий. В частности, представители и ответственные лица могут выполнять следующие действия:

  • требовать сохранения, улучшения и корректного использования плодородных почв, в том числе и неиспользования вредных и опасных веществ для их окультуривания;
  • требовать нормальной и установленной законом мелиорации земель, поскольку при неправильном подходе это негативно сказывается на почве;
  • требовать и следить за исполнением того, чтобы плодородные участки земли не были уничтожены, перенесены или сняты.

Ежегодно Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору публикует на официальном сайте план проверок. И, согласно последним данным, чаще всего проверкам подвергаются юридические лица, ИП и муниципальные органы власти, которые осуществляют на земельных участках сельскохозяйственную деятельность, в ходе которой и может быть нарушено земельное законодательство.

Одной из особенностей службы является защита не только земельного законодательства, но и природоохранного, в частности, охрана животных.

Так, если использование земельного участка угрожает естественности существующей на нем экосистемы, уполномоченные лица могут ходатайствовать о пересмотре целевой принадлежности участка или о том, чтобы виновное лицо понесло соответствующее наказание, вплоть до уголовной ответственности с отбыванием реального срока в местах лишения свободы.

Решения государственного земельного надзора, результаты его деятельности

Результаты деятельности уполномоченных органов носят открытый и публичный характер, кроме тех случаев, когда проверки проводились в отношении частной собственности или земель, использование которых носит характер государственной тайны, в частности, военно-полевых объектов.

О результатах своих проверок уполномоченные представители докладывают землепользователям, в отношении которых проводился контроль, путем составления соответствующего акта в письменной форме. При обнаружении нарушений виновному лицу, независимо от его статуса, выписывается предписание и срок его исполнения.

Государственный орган власти или муниципальный, юридическое лицо или ИП, любой гражданин должны и обязаны выполнить требование по устранению своих нарушений. Если срок прошел, а изменения не были внесены, нарушения не устранены, то уполномоченный орган может привлечь его к административной ответственности. На разбирательство дается ровно тридцать календарных дней.

За некоторые земельные нарушения предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность. Обжаловать решение и предписание любое лицо может в судебном порядке, если на то имеются веские основания.

Что делать, если Росреестр нарушил правила проверки при проведении государственного земельного надзора

Росреестр проверки земельного законодательства

Если Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) нарушила правила проверки, алгоритм действий зависит от того, грубые это нарушения или нет.

Грубые нарушения

Если Росреестр грубо нарушил правила организации и проведения проверки, то результаты проверки нельзя считать доказательством по делу. Значит, вышестоящий орган или суд отменят их. Компанию или предпринимателя не привлекут к ответственности.

Так установила часть 1 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г.

№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Чтобы результаты проверки отменили, нужно указать на наличие грубого нарушения:

1) в жалобе на постановление Росреестра – когда он сам выносит постановление о привлечении к ответственности или

2) в возражениях в суде – когда вопрос о привлечении к ответственности рассматривает суд на основании материалов, которые передал Росреестр.

Перечень грубых нарушений устанавливает часть 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ. В частности, нарушение считают грубым, если Росреестр:

  • провел проверку без оснований. К этой ситуации относятся случаи, когда проверка не включена в план проверок, инспекторы провели внеплановую проверку без оснований, проверку провело неуполномоченное лицо либо проверку провели под видом других мероприятий;
  • не уведомил проверяемое лицо о проверке;
  • провел проверку без согласования с прокуратурой.

Проверка без оснований

Есть два вида проверок: плановая и внеплановая. В обоих случаях Росреестр руководствуется Административным регламентом, который утвердил Минэкономразвития России приказом от 20 июля 2015 г. № 486 (далее – Регламент).

Плановая проверка. Основание для нее – план проверок (ч. 3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

По общему правилу госорган вправе проводить проверку не чаще чем один раз в три года. Исключение может быть только для компаний и предпринимателей, которые работают в социальной сфере и сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Так установила часть 2 статьи 9 Закона № 294-ФЗ.

Росреестр утверждает план проверок на год и размещает его на официальном сайте (ч. 3 и 5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Правила подготовки ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей утвердило Правительства РФ постановлением от 30 июня 2010 г. № 489.

Совет: на сайте Генеральной прокуратуры есть сервис поиска по ежегодному сводному плану проверок. Через него можно определить, есть ли организация (предприниматель) в списках, и если да, то когда и кто ее будет проверять. Чтобы узнать информацию, введите реквизиты: ОГРН, ИНН и т. п.

Если организации или предпринимателя нет в списке плановых проверок, то госорган вправе провести только внеплановую проверку, для которой нужны основания.

Внеплановая проверка. Провести такую проверку госорган вправе только в ограниченных законом случаях. Основания для внеплановой проверки перечисляет часть 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ. Так, одно из оснований для проверки – жалоба гражданина.

Анонимные заявления и обращения не могут служить основанием для внеплановой проверки (ч. 3 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Независимо от вида проверки ее должно провести уполномоченное лицо. Так, Росреестр проверяет исключительно соблюдение земельного законодательства (п. 5 Регламента). При этом госорган обязан соблюсти процедуру проверки, издать распоряжение, ознакомить с ним компанию или предпринимателя (ст. 9 и 10 Закона № 294-ФЗ). Без этого проверка незаконна.

Проверка без предупреждения

Росреестр обязан уведомить:

1) о плановой проверке – не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения (ч. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ);

2) внеплановой проверке – не позднее, чем за сутки до начала ее проведения (ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Инспекторы направляют заказным письмом с уведомлением о вручении копию распоряжения (приказа) о проведении проверки. Форму распоряжения (приказа) о проведении проверки содержит приложение № 1 к приказу Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.

Госорган не обязан предупреждать о внеплановой проверке, если ее инициировали по экстренным обстоятельствам (ч. 16 и п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Проверка без согласования с прокуратурой

Госорган обязан согласовать внеплановую проверку с прокуратурой (ч. 5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ). Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей утвердил приказ Генпрокуратуры России от 27 марта 2009 г. № 93.

Росреестр должен:

  • направить заявление о согласовании внеплановой выездной проверки в орган прокуратуры;
  • принять решение о способе проведения внеплановой проверки с учетом решения органа прокуратуры или о ее прекращении.

Негрубые нарушения

При проверке сотрудники Росреестра могут допустить нарушения, которые не относятся к безусловным основаниям для освобождения от ответственности, – негрубые нарушения. В зависимости от нарушения различаются и способы, которыми компания может восстановить свои права.

1. Росреестр совершил запрещенные законом действия.

Закон запрещает Росреестру в ходе проверки совершать ряд действий. Их перечень установила статья 15 Закона № 294-ФЗ и пункт 11 Регламента.

Так, Росреестр не вправе распространять информацию, которую получил при проверке и которая составляет коммерческую тайну (п. 5 ст. 15 Закона № 294-ФЗ; подп. 4 п. 11 Регламента). При этом коммерческие организации не могут включать в перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, общедоступные сведения типа юридического адреса или учредительных документов. А также следующие сведения:

  • о загрязнении окружающей среды;
  • численности и составе сотрудников;
  • задолженности по зарплате и по иным социальным выплатам;
  • нарушениях законодательства и фактах привлечения к ответственности за эти нарушения;
  • перечне лиц, которые вправе действовать без доверенности от имени компании.

Полный перечень сведений, которые нельзя указывать в качестве информации, составляющей коммерческую тайну, приведен в статье 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – Закон о коммерческой тайне).

Закон запрещает распространять такую информацию. Если инспекторы нарушили это требование, компания или предприниматель могут обратиться с иском о взыскании убытков, понесенных вследствие этого (п. 6 ч. 2 ст. 6.1 Закона о коммерческой тайне, ст. 15 ГК РФ).

2. Росреестр нарушил правила, когда оформлял результаты проверки.

В результате проверки Росреестр должен составить обязательный документ – акт (ч. 1 ст. 16 Закона № 294-ФЗ; п. 16 Регламента). Типовую форму акта проверки содержит приложение № 3 к приказу Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.

Однако результатом проверки будет не только акт. К нему прилагают иные документы, например, протоколы отбора образцов продукции, протоколы или заключения экспертов, объяснения работников (ч. 3 ст. 16 Закона № 294-ФЗ).

Требования к акту и иным результатам проверки установила статья 16 Закона № 294-ФЗ. Так, если результаты проверки содержат коммерческую тайну, то их должны оформить с соблюдением закона (ч. 7 ст. 16 Закона № 294-ФЗ).

Росреестр обязан нанести гриф «Коммерческая тайна» и указать полное наименование и место нахождения юридического лица или фамилию, имя, отчество гражданина-предпринимателя (ч. 4 ст. 6 Закона о коммерческой тайне).

Задать вопрос можно тут

Написать или позвонить можно WhatsApp +79287768843

С уважением к вашему бизнесу,

Сушонкова Елена

Подписывайтесь на нас:

ДзенTeletypeТелеграмм

Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Что делать, если антимонопольная служба нарушила закон при проверке выполнения требований законодательства о рекламе

С 9 июня понадобится больше документов, чтобы перевести жилое помещение в нежилое

Что делать, если Роструд нарушил закон при проверке выполнения требований законодательства о специальной оценке условий труда

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.