Штрафы за нарушение промышленной безопасности

Штраф за нарушение требований промышленной безопасности

Штрафы за нарушение промышленной безопасности

Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 171-ФЗ в статью 9.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

Статья 9.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 9.1 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ статья 9.1 настоящего Кодекса дополнена частью 4, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

4. Дача заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до двух лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

1. Под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

2.

Для целей настоящей статьи под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. В случае, когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), под должностным лицом понимается лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации под должностным лицом понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации.

3. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Ответственность за несоблюдение требований промышленной безопасности – Юридический ликбез

Штрафы за нарушение промышленной безопасности

Ключевые проблемы • За что грозит административное наказание? • Когда за нарушения предусмотрена уголовная ответственность? • Кого накажут за нарушения?

Работодатели, которые нарушают требования промбезопасности, иногда не подозревают, какое наказание их ждет. Штрафы за такие нарушения доходят до сотен тысяч рублей, а могут обернуться и тюремным сроком. Разберемся, кого и в каком размере могут наказать за нарушения требований промбезопасности.

За что грозит административное наказание

Административная ответственность применяется как к гражданам, так и к организациям и должностным лицам.

Организации грозит наказание, если будет установлено, что она не соблюдала нормы и правила промбезопасности, хотя все возможности для этого имелись.

Среди должностных лиц виновными признаются те, кто не исполнял свои обязанности должным образом, и это привело к нарушению требований безопасности.

Должностное лицо

Это работник, наделенный организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.

Если функции директора в компании выполняет управляющий, то должностным лицом считается сотрудник, в обязанности которого входит решение вопросов технической политики и промбезопасности (например, главный инженер).

Когда такого сотрудника в управляющей компании нет, то под должностным лицом понимают ее генерального директора.

Нарушения, которые обернутся административной ответственностью, приведены в таблице 1.

Таблица 1. Административная ответственность за нарушения по промбезопасности

НарушениеОтветственность
Нарушение требований промбезопасности или условий лицензий на работы в области промбезопасности ОПО (ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ)– Для граждан – штраф от 2000 до 3000 руб.;– для должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года;– для организаций – штраф от 200 000 до 300 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Нарушение требований промбезопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке,уничтожению и учету взрывчатых веществ на ОПО (ч. 2 ст. 9.1 КоАП РФ)Для граждан – штраф от 4000 до 5000 руб.;– для должностных лиц – штраф от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до полутора лет;– для организаций – штраф от 300 000 до 400 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Грубое нарушение требований промбезопасности или условий лицензии на осуществление деятельности в области промбезопасности ОПО (ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ)– Для должностных лиц – штраф от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет;– для организаций – штраф от 500 000 до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Дача заведомо ложного заключения экспертизыпромбезопасности (если это действие не относится к уголовно наказуемым) (ч. 4 ст. 9.1 КоАП РФ)– Для должностных лиц – штраф от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от шести месяцев до двух лет;– для организаций – штраф от 300 000 до 500 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Эксплуатация ОПО без договора обязательного страхованиягражданской ответственности владельца за причинение вреда в результате аварии (ст. 9.19 КоАП РФ)– Для должностных лиц – штраф от 15 000 до 20 000 руб.;– для организаций – штраф от 300 000 до 500 000 руб.
Невыполнение в срок или ненадлежащее выполнение законного предписания Ростехнадзора (ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ)– Для должностных лиц – штраф от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет;– для организаций – штраф от 400 000 до 700 000 руб.

Отдельная статья предусмотрена за нарушение требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (ст. 9.2 КоАП РФ). Например, за неправильную эксплуатацию такого сооружения организации грозит штраф до 30 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Статья в тему: «Как быть, если проверяющие грозятся приостановить деятельность предприятия» (№ 1, 2015)

Работодатели, неправильно использующие атомную энергию, могут столкнуться со штрафом до 300 000 рублей (ч. 1 ст. 9.6 КоАП РФ). За подобное грубое нарушение грозит штраф до 1 млн рублей (ч. 3 ст. 9.6 КоАП РФ).

Когда за нарушения предусмотрена уголовная ответственность

Уголовная ответственность применяется только к человеку, совершившему правонарушение умышленно или по неосторожности. Подробнее о нарушениях, за которые грозит наказание, – в таблице 2.

Предупреждает

Ольга ИСАКОВА, 

юрист юридической фирмы RBL (Самара)

Если административное наказание назначено организации, это не освобождает от административной ответственности физическое лицо, например, руководителя предприятия.

Равно как и наоборот – привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает организацию от ответственности за это же правонарушение.

Таблица 2. Уголовная ответственность за нарушения по промбезопасности

НарушениеСтепень тяжести нарушенияОтветственность
Нарушение правил безопасностина взрывоопасных объектахили в цехах (ст. 217 УК РФ)Могло повлечь смерть человека либо повлекло крупный ущерб– Штраф до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев;– или ограничение свободы до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Повлекло по неосторожности смерть человекаПринудительные работы или лишение свободы до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Повлекло по неосторожности смерть двух и более человек– Принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;– или лишение свободы до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Дача экспертом по промбезопасностиложного заключения экспертизыпромбезопасности (ст. 217.2 УК РФ)Могло повлечь смерть человека либо повлекло крупный ущерб– Штраф до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев;– или ограничение свободы до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Повлекло по неосторожности смерть человекаЛишение свободы до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Повлекло по неосторожности смерть двух и более человекЛишение свободы до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ)Повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или крупный ущерб– Штраф до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев;– или ограничение свободы до трех лет;– или принудительные работы или лишение свободы до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Повлекло по неосторожности смерть человекаПринудительные работы или лишение свободы до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Повлекло по неосторожности смерть двух и более человек– Принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;– или лишение свободы до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектоватомной энергетики (ст. 215 УК РФ)Могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды– Штраф до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;– или ограничение свободы до трех лет;– или принудительные работы или лишение свободы до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, либо радиоактивное заражение окружающей средыПринудительные работы или лишение свободы до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

Штраф Ростехнадзора

Штрафы за нарушение промышленной безопасности

> Услуги >Штраф Ростехнадзора

Юридический центр «Order Development» осуществляет защиту юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при привлечении к административной ответственности надзорными органами Ростехнадзора.
Юристы нашего центра помогут избежать вынесения постановления об административном правонарушении по результатам проверки Ростехнадзора.

На данный момент существует 6 законных способов ухода от административной ответственности по результатам проверки Ростехнадзора, позволяющих избежать наложения огромных штрафов. Таким образом вы можете выбрать оптимальный и более подходящий вариант для вас и вашей организации и выйти из сложившейся ситуации без каких-либо потерь.

Если у вас проводилась проверка Ростехнадзора или вас привлекают по делу об административном правонарушении юристы нашей организации помогут отменить штрафы и результаты проверок.

Цены на услуги  защиты от штрафов Ростехнадзора

УслугаЦена
Защита по делам об административных правонарушениях, включая представление интересов организации в судебных и административных органах.от 40 000 рублей.

В соответствии с Положением о Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г.

№ 401,  Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контрольные функции государственного горного, энергетического, строительного, технологического и атомного надзора.

Ростехназором в лице его территориальных органов проводятся плановые и внеплановые проверки, выездные и документарные. Виды и структура проведения проверок определены Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

Следует знать, что:

  •  По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще чем раз в три года, в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере число проверок может быть выше;
  •  Внеплановые проверки могут быть проведены в результате поступления сообщения граждан о возникновении угрозы или при невыполнении ранее вынесенного предписания;
  •  Все проверки должны быть согласованы и на проведение проверки должно быть получено распоряжение о проведении выездной проверки.

В случае выявления нарушений норм Федерального законодательства Ростехнадзор в пределах своих полномочий вправе наложить на организацию штраф предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Размер штрафа зависит от субъекта  (физическое, юридическое или должностное лицо), а также от характера и последствия совершенного правонарушения, степени вины привлекаемого к ответственности лица, его имущественное и финансовое положение и иных существенных обстоятельств.

Штрафы Ростехнадзора

ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПОналожение штрафа: на граждан – от 2000 до 3000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 2 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) –нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на ОПОвлечет наложение штрафа: граждан – от 4000 до 5000 рублей; на должностных лиц – от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 1,5 лет; на юридических лиц – от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
ч. 3 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПОналожение штрафа: на должностных лиц – от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц – от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
ч. 4 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – дача заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности (если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния)наложение штрафа: на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 2 лет; на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей.
ст. 9.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) –несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Эксплуатация опасных объектов (перечень дан в ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ), за исключением ввода в эксплуатацию, без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объектаналожение штрафа: на должностных лиц – от 15 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 2 лет; на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей.
ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) –Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном видеНаложение административного штрафа: на граждан – от 100 до 300 рублей; на должностных лиц – от 300 до 500 рублей; на юридических лиц – от 3000 до 5000 рублей.
ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контрольчасть 11 статьи 19.5 –Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооруженийвлечет наложение штрафа: на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на юридических лиц – от 400 000 до 700 000 рублей.

Бесплатная юридическая консультация по телефону, WhatsApp или Telegram +7(499) 394-41-74.

Так же вы можете задать нам вопрос через форму обратной связи
или написать нам на почту info@order-development.ru

Основные нарушения требований промышленной безопасности

Штрафы за нарушение промышленной безопасности

Основные требования в области промышленной безопасности в России зафиксированы в федеральном законе № 116-ФЗ. Он содержит базовыепринципы, необходимые для обеспечения безопасности технологических процессов на крупных промышленных предприятиях.

Однако его требования нередко игнорируются или выполняются не полностью, что влечет за собой возникновение аварий и несчастных случаев. В этом материале мы подробно проанализируем самые частые виды нарушений в этой сфере, а также их возможные последствия.

Реализация контроля и надзора в области промбезопасности

Согласно постановлению Правительства от 30 июля 2004 года N 401 и другим нормативным документам функции по выполнению контрольно-надзорной деятельности в области промышленной безопасности сейчас переданы Ростехнадзору. В пределах своих полномочий это ведомство решает следующие задачи:

  • разрабатывает и принимает нормативные документы в сфере промбезопасности и формы отчетной документации;
  • проводит контроль за соблюдением актуальных требований всеми подконтрольными организациями;
  • выдает необходимые разрешения на право выполнения отдельных видов работ;
  • проводит регистрацию опасных промышленных объектов и ведет специальный реестр;
  • проводит мониторинг и анализ ситуации в области промышленной безопасности для публикации необходимых разъяснительных документов и принятия новых нормативных актов;
  • занимается обобщением правоприменительной практики в подконтрольной области деятельности;
  • выполняет другие задачи, предусмотренные постановлением № 401 и другими правовыми документами.

Работа в части анализа, мониторинга и обобщения сведений о деятельности субъектов в области промышленной безопасности регулярно освещается в виде различных документов, публикуемых Ростехнадзором на своем официальном сайте.

Нормативная база

Хотя основные требования к производственным объектам сосредоточены в 116-ФЗ, в этой области действует еще ряд нормативных документов для отдельных типов организаций в зависимости от их сферы деятельности, масштаба прочих характеристик.

Для целей актуализации таких требований в 2016 году ведомство подготовило приказ от 17 октября 2016 г. № 421, в котором зафиксировало все основные нормативные документы, которым должна отвечать деятельность крупных промышленных компаний.

Этот документ состоит из следующих основных разделов:

  • международные договоры, подписанные Российской Федерацией, и нормативны акты Евразийского таможенного союза;
  • федеральные законы РФ;
  • постановления Правительства и указы Президента, относящиеся к этой области;
  • особые нормативные документы контролирующих организаций и других органов исполнительной власти для компаний, работающих в отдельных областях. В документе обобщены правовые акты для угольной промышленности, недропользования, нефтегазодобычи и иных видов промышленной деятельности, относящихся к наиболее опасным;
  • нормативные документы в этой области, принятые органами власти СССР и РСФСР и действующие до текущего времени.

Приведенный документ был в самом деле очень полезен как самим компаниям, которые намереваются контролировать свою работу на предмет соответствия действующему законодательству, так и Ростехнадзору, который смог использовать этот список для своей дальнейшей аналитической деятельности.

Обобщение ситуации в области безопасности

Так, в 2018 году ведомство обобщило сведения о наиболее частых проблемах в данной сфере в виде списка типовых нарушений. В общей сложности этот документ, опубликованный 09.01.2018 года, содержал данные о 111 типах нарушений в разных областях деятельности.

Помимо описания отдельных видов нарушений, сведенных в таблицу, Ростехнадзор также пояснил, положения какого именно нормативного документа не выполняются в конкретной ситуации.

Также для каждой позиции в таблице приведен раздел Кодекса об административных правонарушениях или другого нормативного акта, предусматривающего ответственность для виновника, и указана степень риска, обусловленная сложившейся ситуацией. По некоторым типам нарушений приведены также основные причины их возникновения.

Кроме этого, ведомство каждый год публикует данные о результатах правоприменительной практики для основных видов деятельности, подконтрольных Ростехнадзору. Эти сведения являются достаточной базой для анализа наиболее острых моментов в этой сфере.

Внедрение риск-ориентированного подхода

В последнее ввремя в деятельность Ростехнадзора активно внедряются принципы риск-ориентированного подхода. Уже сейчас в федеральном законе № 116-ФЗ промышленные предприятия разделены на четыре класса опасности. Они определяют частоту проведения плановых проверок. Согласно части 5.1 статьи 16 этого закона проверки планового характера проводятся для:

  • для предприятий I и II класса, то есть наиболее высокого уровня опасности – один раз в год или реже;
  • для предприятий III класса, то есть среднего уровня опасности – один раз в три года или реже;
  • для предприятий IV класса, то есть низкого уровня опасности, плановые проверки не проводятся.

Этот подход, отмечают в Ростехнадзоре, уже показал неплохие результаты. Он позволил эффективно перераспределить человеческие ресурсы при выполнении надзора и контроля и сконцентрировать внимание инспекторов на действительно важных вопросах, то есть работе компаний, характеризующихся наиболее высоким уровнем риска.

Контроль и надзор за работой компаний

Наиболее свежие сведения в этой области демонстрируют, что Ростехнадзор активно работает в направлении контроля и надзора за вверенной ему областью.

Доклад о правоприменительной практике ведомства за первые 6 месяцев 2019 года, утвержденный приказом от 2 сентября 2019 года, свидетельствует, что в общей сложности за этот период сотрудниками службы было проведено более 3,5 тысяч проверок.

В ходе них было обнаружено свыше 24 тысяч нарушений. За этот же период инспекторы провели 56 плановых проверок, выявив в ходе их выполнения еще почти 4,5 тысячи нарушений.

Основные нарушения в сфере промбезопасности

По данным ведомства за анализируемый период, самым частыми типами нарушений стали следующие.

Вид нарушения

Количество нарушений за 6 месяцев 2019 года

Количество нарушений за 6 месяцев 2018 года

Динамика за год, %

Несоблюдение правил безопасной эксплуатации электрооборудования

770

540

42,59%

Несоблюдение правил безопасной эксплуатации транспорта

449

338

32,84%

Недостаточная эффективность мер производственного контроля в компании

385

113

240,71%

Невыполнение правил обеспечения противопожарной защиты

205

208

-1,44%

Нарушения паспортов крепления горных выработок

193

217

-11,06%

Приведенные данные указывают, что по отдельным наиболее опасным видам нарушений за прошедшие полгода зафиксирована серьезная негативная динамика, связанная со значительным количеством нарушений в этой сфере.

Причины нарушений

В публикуемых Ростехнадзором докладах о правоприменительной практике ведомства приводится анализ причин нарушений и аварий, дифференцированных по различным отраслям подконтрольной деятельности. Анализ этих документов за последние годы свидетельствует, что в числе основных причин таких происшествий обычно выступают:

  • низкий уровень квалификации персонала;
  • нарушение правил безопасной работы и трудовой дисциплины;
  • применение неисправного оборудования.

Недостаточная квалификация персонала

Недостаточный уровень квалификации персонала для безопасной работы чаще всего становится следствием нарушенияй в правилах организации подготовки со стороны работодателя. В зависимости от своих обязанностей сотрудники должны проходить обязательные инструктажи и обучение – по охране труда, по пожарной безопасности и т.д.

Однако работодатели часто не выполняют своих обязанностей в этом вопросе.

Это может быть обусловлено разными причинами – например, нежеланием отрывать сотрудников от основных производственных обязанностей, что могло бы негативно сказаться на показателях общей прибыли предприятия.

Также распространенным мотивом в этом вопросе является попытка экономии денег, которые нужны для оплаты обучения и подготовки персонала. В результате такая подготовка осуществляется не полностью, с нарушением установленных сроков или не проводится вовсе.

Это ведет к тому, что выполнение опасных видов работ доверяют сотрудникам, не имеющим необходимой подготовки. Такое нарушение чревато разными последствиями, вплоть до самых серьезных: например, производственными авариями, причинением травм работникам или даже их гибелью.

Невыполнение требований техники безопасности и производственной дисциплины

Еще одна распространенная причина нарушений в этой области связана уже с отношением самих сотрудников к актуальным требованиям.

Даже своевременно организованное обучение, в ходе которого сотрудники получают полный объем знаний и навыков, необходимых для безопасного выполнения работ, еще не гарантирует того, что они будут применены на практике.

Сотрудники нередко выбирают более удобные варианты выполнения своих трудовых обязанностей, пренебрегая элементарными правилами безопасности: не используют защитные средства, не проводят проверку оборудования и т.д.

Это становится причиной нарушений отлаженных технологических процессов и созданию риска серьезных аварийных ситуаций.

В некоторых случаях – например, если на предприятии отлажен эффективный механизм контроля за работой сотрудников или в компании прямо сейчас проводится проверка – такое развитие событий удается предотвратить.

Однако часто неправильный алгоритм действий продолжают применять до тех пор, пока авария не произойдет на самом деле, приведя к серьезным сбоям в работе оборудования, травмам или даже человеческим жертвам.

Эксплуатация неисправного оборудования

Эта причина также традиционно входит в «тройку лидеров» при анализе обстоятельств нарушений в сфере промышленной безопасности. Она может проявляться в двух вариантах:

  • работодатель и/или работник сознательно идут на использование техники с неисправностями. Это происходит потому, что такие неполадки считают несерьезными или полагают, что такую машину можно без проблем использовать в течение некоторого ограниченного времени;
  • неисправное оборудование применяется потому, что неполадки не выявлены вовремя. Такая ситуация чаще всего происходит на предприятиях, где отсутствует эффективная система контроля технического состояния машин и приборов, которая позволила бы обнаружить неполадки своевременно.

Результатом в обеих ситуациях чаще всего становится аварийная ситуация, которая приводит к еще более серьезным проблемам с техникой. Теперь она потребует длительного и дорогого ремонта.

Ответственность за невыполнение требований промышленной безопасности

Ответственность за нарушения правил промбезопасности, установленная действующим законодательством, достаточно серьезна. Даже если такое нарушение не повлекло за собой значимых последствий, сам факт несоблюдения действующих правил влечет за собой применение санкций, зафиксированных в КоАП РФ:

  • невыполнение актуальных требований промбезопасности или лицензирования (ч.1 ст. 9.1) — штраф до 300 тыс. руб. или остановка работы на период до 90 суток;
  • невыполнение требований безопасности при обращении с взрывчатыми субстанциями (ч.2 ст. 9.1) — штраф до 400 тыс. руб. или остановка работы на период до 90 суток;
  • грубое невыполнение актуальных требований промбезопасности или лицензирования (ч.3 ст. 9.1) — штраф до 1 млн. руб. или остановка работы на период до 90 суток;
  • невыполнение правил безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений (ст. 9.2) — штраф до 30 тыс. руб. или остановка работы на период до 90 суток;
  • нарушение целостности трубопроводов для перегонки топлива, произведенное по неосторожности (ст. 9.10) — штраф величиной до 30 тыс. руб.;
  • незаключение обязательного договора о страховании ответственности перед третьими лицами (ст. 9.19) — штраф до 500 тыс. руб.;
  • невыполнение требований безопасности при воздушной перевозке грузов (ч.1 ст. 11.4) — штраф до 20 тыс. руб.;
  • невыполнение требований безопасности при водной перевозке грузов (ч.2 ст. 11.4) — штраф до 10 тыс. руб.;
  • невыполнение требований безопасности при железнодорожной перевозке грузов (ч.3 ст. 11.4) — штраф до 5 тыс. руб.;
  • невыполнение правил безопасности при эксплуатации магистральных трубопроводов (ст. 11.20) — штраф до 5 тыс. руб. или остановка работы на период до 90 суток.

Если же ситуация стала причиной серьезных последствий, например, гибели человека, к виновнику будут применены меры уголовной ответственности в соответствии с положениями УК РФ. Так, в случае, если в результате нарушения погибли двое или более человек, наказание может достичь семи лет лишения свободы.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.