Служба в таможне приравнена к военной службе

Таможня России: особенности службы, деятельность, таможенный портад

Служба в таможне приравнена к военной службе

Таможенная деятельность в России – особый вид государственной службы. Она имеет характерные отличия от военной службы, хотя обычные граждане привыкли воспринимать их как нечто практически одинаковое.

Учитывая протяженность границ страны, сложно недооценивать ту работу, которую она координирует ежедневно. У нее многовековая история, начало которой было положено еще во времена образования Киевской Руси.

Мы расскажем о том, чем же таможня отличается от других государственных структур, с чего начиналась и как складывалась таможенная система и как сегодня выстроены ее функции, структура и деятельность в целом.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28 

Это быстро и бесплатно!

Отличительные особенности таможни России

По правовой природе таможенную службу приравнивают к военной, однако это не совсем правильно в силу ее нормативно-правовых особенностей. Об этом также подчеркивается в Указе Президента РФ №2252 от 22.12.93 г. «Об отнесении таможенных органов к государственным военизированным организациям». Поэтому правильно называть ее милитаризированной, но не военной службой.

У таможенников есть такие признаки милитаризированной службы, как система специальных званий, внешней атрибутики, более жесткой дисциплины и пр.

Однако общий характер деятельности – правоохранительный (по действующему законодательству таможня даже внесена в число правоохранительных органов).

Об этом же свидетельствует тот факт, что сотрудники как субъекты исполнительной власти осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность от имени государства.

Примечание. Отличительные особенности службы в таможенных органах подчеркивают атрибуты и символы, утверждаемые на государственном уровне: герб, флаг, присяга, форма одежды, специальные звания, профессиональный праздник.

Сущность любой деятельности раскрывается через выявление ее целей.

А главная цель службы в ведомстве – обеспечение экономического суверенитета и экономической безопасности страны, обеспечение полномочий пограничных органов и обеспечение законного перемещения через границу Российской Федерации товаров и транспортных средств. Исходя из анализа целей деятельности, можно сделать вывод, что эти гос. органы одновременно выступают как фискальные и правоохранительные, и эти их роли органично связаны между собой.

Исторические сведения

Таможенная политика XVII века была направлена на увеличение сборов, обеспечение равных условий торговли на общероссийском рынке и обусловила нарастание требований взимания со всех рублевой пошлины в одинаковом размере.

В 1870 годы начинают создаваться лаборатории Департамента неокладных сборов Министерства финансов, проводившие экспертизу отпускных и привозных товаров. В 1873 году утверждено Положение о Балтийской таможенной крейсерской флотилии.

Первая мировая война (1914-1918 годы) негативно сказалась на развитии этой сферы. Деятельность большинства таможен на западной границе была приостановлена. После событий Февральской революции в сентябре 1917 года был проведен первый Всероссийский съезд таможенных служащих России, на котором были приняты Декларация, Устав и создан ЦК Всероссийского союза таможенных служащих.

Справка. Период XIX – начало XX веков в истории российской таможни характеризуются поиском оптимального для развития экономики России механизма тарифного регулирования, включившего в себя в итоге и фритредерство (англ. free trade «свободная торговля»), и умеренный протекционизм.

Начало деятельности советской таможенной службы основано на сложившейся дореволюционной системе таможенных учреждений. Первый Таможенный устав СССР 1924 года закрепил структуру пограничной службы.

В период Великой Отечественной войны основные функции, направления и формы деятельности таможенных органов определялись таможенной политикой СССР, которая, с одной стороны, руководствовалась задачами внешней торговли в условиях борьбы с фашистской Германией и ее союзниками, а с другой – настоятельной потребностью развития внутреннего производства в целях сохранения и укрепления экономики государства.

Три послевоенных десятилетия не были отмечены серьезными изменениями в организации таможенного дела. С развитием во второй половине 1950-х – начале 1960-х годов внешнеторговых, экономических, культурных, туристических и других связей СССР с зарубежными странами проводились мероприятия по упрощению пограничных формальностей при пропуске грузов и граждан через границу.

Основными итогами деятельности таможенных органов в 1991-1996 годах стали создание многофункциональной инфраструктуры, адаптированной к рыночной экономике страны, и формирование законодательной базы с основополагающими Таможенным кодексом и Законом «О таможенном тарифе Российской Федерации».

В сложный период финансового кризиса и попыток выхода из него острой необходимости пополнения государственной казны в 1998-2004 годах произошло реформирование государственной службы, укрепление вертикали системы таможенных органов в условиях проводившейся государственной административной реформы, изменение таможенного законодательства, укрепление информационно-технической составляющей службы, прорыв в электронном оформлении товаропотоков, развитие таможенной инфраструктуры, развитие системы поддержки российских предпринимателей и участников ВЭД.

Примечание. В 2004-2006 годах таможенная служба вновь подверглась государственному администрированию, став Федеральной службой при Минэкономразвития РФ. Появилось новое звено в принятии решений, что дополнительно бюрократизировало деятельность ФТС России.

Новый этап в развитии российской таможенной службы наступил с 1 января 2010 года, когда заработал Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана.

К этому моменту были разработаны Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, Единый таможенный тариф и т. д.

В рамках Второго Всемирного кинологического форума в Москве в мае 2013 года на базе Центральной таможни (Кинологического центра ФТС России) состоялось официальное открытие Регионального учебного кинологического центра Всемирной таможенной организации.

После воссоединения Республики Крым и Российской Федерации 18 марта 2014 года в Симферополе состоялась встреча руководителя ФТС России А. Ю. Бельянинова с участниками ВЭД Крыма.

На встрече присутствовало более 50 представителей крупнейших бюджетообразующих предприятий Республики Крым. Руководитель ФТС России А. Ю.

Бельянинов сообщил о создании Крымской и Севастопольской таможен прямого подчинения.

В 2016 году были утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЕД СНГ), ТН ВЭД ЕАЭС и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза.

ТН ВЭД СНГ, ТН ВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС вступили в силу 1 января 2017 года. В течение 2017 года активно развивалось таможенное сотрудничество со странами БРИКС.

В 2018 началась работа над Комплексной программой развития ФТС России до 2020 года.

:

Что такое таможенное регулирование: функции, цели и правовые основы понятия

Функции ФТС РФ

В числе основных функций ведомства:

  • взыскание налогов, пошлин и т. п.;
  • проведение таможенного контроля;
  • обеспечение выполнения ограничений и запретов на импорт и экспорт;
  • подготовка статистики по внешней торговле, а также торговле со странами-членами ЕАЭС;
  • защита прав интеллектуальной собственности;
  • сохранение порядка при перевозе груза через пограничную зону;
  • контроль валютных операций и противодействие «отмыванию» доходов, получаемых преступным путем;
  • обнаружение и пресечение административных правонарушений (нарушения таможенных правил, незаконный оборот объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов).

Таможня также способствует развитию экспортного и транзитного потенциала России, защите интересов отечественных производителей, пополнению бюджета государства, проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

Полномочия и функции таможенников закреплены в международных договорах (правом ЕАЭС), таможенным законодательством, валютным законодательством, уголовным законодательством (УПК РФ), административным законодательством (КоАП РФ) и другими видами законодательства. Такие функции, как проведение административного расследования, проведение дознания по уголовным делам, оперативно-розыскная деятельность и пр., предусмотрены иными правовыми актами.

Структура ФТС РФ

Структура включает в себя:

  1. Центральный аппарат.
  2. Региональные таможенные управления.
  3. Специализированные таможенные управления.
  4. Таможни, непосредственно подчиненные ФТС РФ.
  5. Представительства за рубежом.
  6. Подведомственные организации.

Первый аппарат включает Главные управления (организационно-инспекторское управление, организации таможенного оформления и контроля, федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования и др.

) и Управления (валютного и экспортного контроля, таможенных расследований и дознания, правовое, аналитическое, государственной службы и кадров, по связям с общественностью, по противодействию коррупции и др.)

Региональные таможенные управления (РТУ) делятся по федеральным округам и имеют соответствующие названия: Дальневосточное ТУ (таможенное управление), Приволжское ТУ, Северо-Западное ТУ, Северо-Кавказское ТУ, Сибирское ТУ, Уральское ТУ, Центральное ТУ, Южное ТУ. В их подчинении таможни с пограничными постами в составе.

Специализированные таможенные управления функционируют на всей территории РФ: Центральное информационно-техническое управление, Центральное экспертно-криминалистическое управление и др.

В числе «непосредственно подчиненных» таможен есть авиационные, чьи названия соответствуют наименованиям аэропортов Москвы (напр.

Внуковская таможня); специализированные, в числе которых Центральная акцизная таможня, Центральная энергетическая таможня; территориальные (Калининградская областная таможня, Крымская таможня, Московская областная таможня, Севастопольская таможня); обеспечивающие, в числе которых Центральная базовая таможня и Кинологический центр ФТС РФ.

Представительства и представители РФ располагаются в 20 странах мира, согласно международному таможенному сотрудничеству.

Справка. ФТС России имеет в ведении Российскую таможенную академию с филиалами на Владивостоке, Ростове-на-Дону и в Санкт-Петербурге, а также ряд иных подведомственных организаций.

Пенсия сотрудникам таможни в 2018 году

Служба в таможне приравнена к военной службе

Вопросы социальной защиты остро стоят перед всеми членами нашего общества. Особенно волнует большинство наших граждан пенсионное обеспечение. Изменения пенсионного законодательства, происходящие каждый год, актуальны для всех слоев населения.

Затронут ли они в этом году представителей профессий, относящихся к льготным категориям, таким как сотрудники таможенной службы, и как будет выплачиваться пенсия таможенным работникам в 2018 году?

«…И опасна, и трудна»

Специалисты таможенной службы нашей страны выполняют довольно непростую работу. Ежедневно им приходится решать вопросы незаконного ввоза в страну запрещенных товаров, веществ, наркотиков, оружия и крупных сумм денег.

Кроме того, они обязаны контролировать вывоз за пределы государства некоторых категорий товаров, предметов искусства, транспортных средств и других материальных ценностей.

В обязанности таможенника входит проверка документов, таможенных деклараций и сбор таможенной пошлины.

Все это требует достаточной физической и психологической подготовки. Ежедневно сталкиваясь со стрессом и, в общем-то, не самым доброжелательным отношением простых граждан, сотрудники таможенной службы, несмотря ни на что, обязаны строго соблюдать все предписания закона.

Именно для поддержания у таможенников мотивации продолжать службу, правительство принимает некоторые стимулирующие меры. Должностные оклады у рядовых сотрудников не очень высоки, хотя в 2018 году они тоже были проиндексированы государством.

Поддерживать достойный уровень жизни работников таможни помогают надбавки и коэффициенты к заработной плате, а также льготы для них и их семей. К примеру, сотрудники таможни, служащие на границе, обеспечиваются жильем или получают компенсацию за его аренду, они имеют право на бесплатный проезд и льготное лечение в домах отдыха и санаториях.

Поскольку работа их связана с некоторым риском для жизни, все таможенные служащие застрахованы и, при причинении вреда их жизни и здоровью, им положена компенсация. А в случае гибели семья погибшего сотрудника получает деньги в размере его 12,5-кратного оклада.

Кроме того, пенсионные выплаты сотрудников таможни рассчитываются несколько иначе, чем для представителей других профессий, да и срок выхода на пенсию по старости для них определяется по-другому.

Особенности пенсионного обеспечения таможенников

Несмотря на то, что работники таможни относятся к государственным служащим, пенсию они получают по другой схеме и выход их на покой, и надбавки за выслугу лет имеют больше сходного с военнослужащими.

Федеральный закон № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах  Российской Федерации»  возлагает организацию пенсионного обеспечения на Пенсионный фонд России.

В законе также указывается, что начисление пенсии, а также сроки выхода на отдых для таможенников определяются по тем же нормам, что и для военных, сотрудников органов внутренних дел.

Пенсию сотрудники таможни могут оформлять при достижении нужного срока по выслуге лет. Он составляет 20 лет. На пенсию можно выходить при достижении 45-летнего возраста, если общий стаж составляет 25 лет, и из них 12,5 лет человек прослужил на таможне, в армии, во внутренних войсках или МЧС. При этом, в зависимости от стажа службы, таможенникам положены надбавки:

  • за 20 лет – 50 %;
  • за каждый год свыше этого срока – по 3 % от общих выплат, но не больше 85 %.

Чтобы вычислить пенсию по выслуге лет, используют такую схему: за основу берется оклад сотрудника, к нему прибавляется надбавка за звание и процентная ставка за выслугу лет.

Эта сумма умножается на специальный коэффициент (с 2012 года он составлял 54 %, и с каждым годом должен был увеличиваться на 2 до достижения 100-процентной отметки, но позже индексация была приостановлена до 2019 года, и с января 2017 года назначен коэффициент 72,23 %) и установленную надбавку за работу сверх положенной выслуги лет. Соответственно, чем больше человек прослужил в таможне после достижения нужного количества лет по выслуге, тем выше он получит пособие по старости.

С помощью нашего сайта можно на онлайн-калькуляторе рассчитать приблизительный уровень будущей пенсии. Такие калькуляторы учитывают последние изменения и повышения надбавок за воинские звания, а также коэффициенты за выслугу лет.

Чтобы правильно рассчитать выслугу, нужно учитывать годы работы на таможне, в налоговой полиции, внутренних войсках, МЧС, службу в армии. К этому стажу относится и работа в органах юстиции и министерства финансов на должностях, приравненных к категориям исполнительной власти, должность судьи, работа в Прокуратуре.

Изменения в 2018 году

В пенсионной реформе в этом году опять ожидаются перемены. В первую очередь они коснутся государственных служащих. Для них увеличивается возраст выхода на заслуженный отдых.

С января 2018 года сотрудники муниципальных органов смогут выходить на пенсию только после 56 лет для женщин и 61 – для мужчин.

Постепенно этот срок будет увеличиваться и распространится не только на госслужащих, но и на всех остальных граждан.

Правительство оптимистично планирует, что к 2020 году существенно вырастит размер выплачиваемых пособий по старости.

Для этого уже в этом году планируется провести индексацию пенсий не один раз, как раньше, а дважды.

В январе была проведена индексация страховой части пособия тем людям, которые после выхода на пенсию не работают. Она составляет 3,7 %. А с 1 апреля проиндексируют на 4,1 % социальную пенсию.

Однако, несмотря на то, что сотрудники таможни тоже являются муниципальными работниками, для них сохраняются все прежние правила расчета выслуги лет, страхового счета и размера пособия.

Пенсионный коэффициент, по которому высчитывается пособие военнослужащих, служащих таможни и других приравненных к ним категорий граждан, по-прежнему составляет 72,23 %.

Однако повышение пенсии таможенникам в 2018 году все же произойдет. Оно связано, в первую очередь, с тем, что с января 2018 года были проиндексированы заработные платы сотрудникам ФТС на 5 %.

Соответственно, на эту же сумму увеличится пенсия выходящих на покой таможенников, так как оклад берется в основу расчета пособия. К тому же в этом году правительство увеличило размер надбавок за воинские звания.  Кроме того, с 1 января 2018 года правительство все же проиндексировало пенсии военных, таможенников, пожарных и других категорий граждан на 4 %, как и всем остальным пенсионерам.

Заключение

Работа в органах таможенной службы давно перестала быть овеянной ореолом романтики. Очень многие понимают, что это тяжелый труд, связанный с постоянной концентрацией внимания, сложными психологическими ситуациями, а зачастую, и с риском для жизни.

Именно поэтому по уровню социальной защиты она приравнена к годам военной службы, и пенсию сотрудники ФТС получают по таким же правилам.

Таможенная пенсия в январе 2018 года увеличена на 4 %, к тому же для будущих пенсионеров, которые выйдут на пенсию уже в этом году, она станет выше за счет роста заработной платы и повышенных начислений за воинские звания, которые присваиваются работникам таможни.

О проблемах, связанных с переводом части сотрудников таможенных органов на условия федеральной государственной службы, письмо гтк россии от 10 декабря 2002 года №01-06/49127

Служба в таможне приравнена к военной службе

В адрес ГТК России поступают многочисленные обращения от руководителей и должностных лиц таможенных органов по проблемам, связанным с переводом части сотрудников таможенных органов на условия федеральной государственной службы.

Значительная часть вопросов требует принятия решений на уровне законодательства Российской Федерации, в связи с чем ГТК России подготовлены изменения и дополнения в Федеральный закон “О службе в таможенных органах Российской Федерации”, а также ряд постановлений Правительства Российской Федерации.

До принятия в установленном порядке указанных изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации следует руководствоваться следующими рекомендациями, сформированными на основе поступивших в ГТК России вопросов.

I. Общеправовые проблемы и вопросы перевода на условия государственной службы

1. Отсутствует нормативная база, всесторонне определяющая условия поступления, прохождения и увольнения со службы в таможенных органах после перехода на новые условия службы.

В отношении сотрудников таможенных органов нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы прохождения службы, подлежат применению в полном объеме без каких-либо ограничений.

В связи с тем, что ГТК России не наделен правом нормативного регулирования вопросов государственной службы и может издавать акты только организационно-технического характера, в отношении государственных служащих следует руководствоваться нормами Трудового кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральными законами “Об основах государственной службы Российской Федерации” и “О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)”, а также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В части организационно-технического обеспечения деятельности кадровых служб существующая нормативная база в настоящее время корректируется и необходимые документы в ближайшее время поступят в таможенные органы (приказы “Об исчислении стажа государственной службы, дающего право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет федеральным государственным служащим таможенных органов Российской Федерации”, “Об утверждении Положения об организации работы по проведению аттестации должностных лиц таможенных органов Российской Федерации”, “Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения должностной инструкции должностного лица таможенного органа Российской Федерации”, “О дополнительных оплачиваемых отпусках за выслугу лет федеральных государственных служащих таможенных органов Российской Федерации”, “О замещении должностей”).

2. Порядок присвоения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим.

Квалификационные разряды федеральных государственных служащих, указанные в штатах таможенных органов и присваиваемые государственным служащим таможенных органов, установлены в соответствии со статьями 6 и 7 Федерального закона “Об основах государственной службы Российской Федерации” и Указом Президента Российской Федерации от 22.04.96 N 578 “О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим”.

Федеральным государственным служащим, замещающим государственные должности соответствующей группы, присваиваются следующие квалификационные разряды:

ведущие государственные должности (3-я группа) – советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса;

старшие государственные должности (2-я группа) – советник государственной службы 1, 2 или 3 класса;

младшие государственные должности (1-я группа) – референт государственной службы 1, 2 или 3 класса.

Указ Президента Российской Федерации от 30.06.2002 N 672 “О денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации” утвердил табель соответствия специальных званий сотрудников указанных органов квалификационным разрядам государственных служащих, применяемый только в части установления размеров окладов по специальным званиям.

3. О порядке исчисления стажа государственной службы федеральных государственных служащих и выслуги лет сотрудников таможенных органов.

На таможне без страховки: как ФТС разбазаривает сотни миллионов из бюджета

Служба в таможне приравнена к военной службе

Бывшие сотрудники таможенных органов, получившие инвалидность в связи с вредными условиями труда, годами не могут добиться положенных по закону страховых выплат.

Пытаясь разобраться в ситуации, они пришли к выводу, что ФТС заведомо переплачивает страховым компаниям и также заведомо сужает круг лиц, имеющих право на страховку.

О коррупционной схеме, позволяющей обкрадывать инвалидов, а также о несовершенствах законов, дающем возможность ее реализовать, — в материале ПАСМИ.

В рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции» обратился бывший сотрудник Федеральной таможенной службы, а ныне инвалид третьей группы Вадим Стук. Более 15 лет он и его коллеги по несчастью безуспешно пытаются добиться выплаты страховки, право на которую, казалось бы, прямо прописано в Федеральном законе «О службе в таможенных органах РФ».

Ни здоровья, ни денег

«В 2003 году я уволился из органов Федеральной таможенной службы по состоянию здоровья, — написал житель Белгородской области Вадим Стук. — Решением военно-врачебной комиссии мне была установлена третья группа инвалидности.

За получением страхового возмещения я обратился в свою страховую компанию ЗАО „МАКС“, где мне было отказано в выплате страхового возмещения. Тогда я начал искать, в чём причина отказа и полагаю, что в 2019 году докопался до истоков».

За полтора десятка лет переписки с чиновниками к нему присоединились еще шестеро сослуживцев, которые были вынуждены уволиться по состоянию здоровья, получили инвалидность, но страхового возмещения так и не дождались. Всего же, по подсчетам Вадима Стука, речь может идти о судьбах сотен бывших военнослужащих: только на участке Белгородской таможни Вадим Стук насчитал почти два десятка подобных случаев.

Правда, бороться с системой в силу определенной специфики службы отваживаются немногие. «Вы прекрасно понимаете что таможня — это хлебное место, особенно „группы оформления“ и „переходы“.

Там ребята работают не за зарплату, а на общак смены и наверх отстегивают, поэтому никто из тех, кто с „перехода“, вякать против системы не будет! Хотя бы потому, что на всех есть компромат», — пояснил экс-таможенник.

Вадим отдал таможне 10 лет своей жизни. Работал в должности оперативного дежурного по прикрытию участка границы. Последние три года — с 2000 по 2003 — провел в помещении с вредными условиями труда, что не могло не сказаться на здоровье. Службу пришлось оставить.

Еще более показательна история старшего прапорщика в отставке Олега Салихова.

В 2013 году во время несения дежурства в зоне таможенного контроля «Наумовка», он подвергся нападению гражданина Украины, в результате чего получил закрытую черепно-мозговую травму и перелом поясничного позвонка.

Телесные повреждения были зафиксированы судебно-медицинскими экспертами. В 2015 году бюро МСЭК установило ему третью группу инвалидности с формулировкой «Заболевание получено в период военной службы».

Связь ухудшения состояния здоровья бывшего военнослужащего с перенесенной травмой официально подтвердил Комитет судебных экспертов. Тем не менее, страховая компания «Согаз», куда обратился пострадавший, не признала случай Салихова страховым и отказала ему в выплате компенсации.

Регламент сверхприбыли

Отказываясь выплатить страховку Стуку, Салихову и другим бывшим таможенникам, страховые компании ссылались на «Регламент проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц ФТС РФ».

И как оказалось, были формально правы. Дело в том, что этим регламентом предусмотрено всего четыре условия для выплат. Чтобы застрахованное лицо получило деньги, в заключении медико-социальной экспертизы должно стоять «Профессиональное заболевание», «Трудовое увечье», «Заболевание получено при ликвидации аварии на ЧАЭС», «Военная травма».

При этом такие формулировки встречаются крайне редко, самым распространенным вердиктом, который выносят военно-врачебные комиссии, является как раз тот, что не дает права на получение страхового обеспечения, а именно «Заболевание получено в период военной службы». В ФТС считают, что данная формулировка не указывает на наличие причинно-следственной связи между полученным заболеванием и прохождением службы в таможенных органах.

Как рассказал Вадим Стук, регламент является неотъемлемым приложением к договорам страхования, которые заключаются ежегодно. И это приложение, в котором прописываются условия наступления страхового случая, правила, и порядок выплат страхового возмещения, разрабатывается руководством ФТС, что позволяет утверждать, что они преследовали определенные цели.

По мнению бывшего таможенника, именно вокруг регламента выстроена коррупционная схема.

«Бюджетные средства выводятся из ФТС РФ в частные страховые компании, которые являются инструментом по легализации сверхприбыли, полученной якобы законным путём.

Сверхприбыль компаний формируется за счет уменьшение вероятности наступления страхового случая по выплатам страхового возмещения, которая заложена в вышеуказанном регламенте», — поясняет он.

Мимо Минюста

Позднее экс-таможенники выяснили, что этот регламент не совсем законный. После нескольких безуспешных попыток оспорить действия страховых компаний в суде они обратились в Минюст.

Из ответа стало ясно, что до 2019 года регламенты вообще не поступали на государственную регистрацию в министерство юстиции для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы, как того требует ФЗ № 311 «О таможенном регулировании в РФ».

Между тем, деятельность ФТС РФ как федерального органа исполнительной власти должна осуществляться только на основании документов, разработанных и согласованных с Минюстом РФ.

То есть получается, что подчиненные Владимира Булавина, ежегодно заключая договоры страхования в произвольной форме, нарушали правила Единой государственной системы делопроизводства а суды, отказывая пострадавшим в компенсациях, брали за основу ненормативный акт.

Кроме того, добавляет Вадим Стук, были нарушены и положения бюджетного кодекса России, согласно которому «бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам». Если следовать закону, то денежные средства, за исключением оплаты услуг страховщиков и страховых выплат сотрудникам должны возвращаться в бюджет. Но этого не предусмотрено в договоре и регламенте — остатки являются страховой премией.

Что является причиной такой щедрости ФТС, можно только догадываться. Но, по словам Вадима Стука, представители страховых компаний ЗАО МАКС и Росгосстрах признавались ему в частной беседе, что «их руководство отстёгивает от 20 до 25% в ФТС за контракт».

Как бы то ни было, но потери для бюджета с учетом того, что ситуация с выплатами остается неизменной второй десяток лет, составляют сотни миллионов рублей.

Ненужные миллионы

Но эти потери, судя по всему, не волнуют правоохранителей. Еще в 2010 году Вадим Стук обращался в Следственный комитет и Министерство внутренних дел РФ с заявлением, в котором просил привлечь к уголовной ответственности руководителей ФТС РФ по статье «Нецелевое расходование бюджетных средств». Но в возбуждении уголовного дела ему было отказано.

В начале 2019 года свои доводы о возможных коррупционных схемах бывший таможенник при помощи зампреда комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Натальи Поклонской направил в Генпрокуратуру РФ.

В ответе ведомства от 7 мая указано: «Проверка сведений о возможном лоббировании должностными лицами таможенных органов интересов страховых компаний поручена управлению по противодействию коррупции ФТС РФ». Спустя восемь месяцев с момента получения данного ответа, сведений о результатах проверки все еще нет. «Коту поручили проверить, кто сметану съел!» — прокомментировал ответ прокуроров Вадим Стук.

А в октябре 2019 года он получил очередной ответ из Минюста, из которого следовало, что ФТС уничтожила все договоры и регламенты, изданные до 2013 года, ссылаясь на истечение срока хранения договоров. В числе прочего, документы содержали сведения о движении бюджетных средств в течение договорного периода.

Таким образом, у заявителей есть основания полагать, что уничтожение документов, является своего рода сокрытием улик работодателем. «Пока Генеральная прокуратура РФ, не спеша и тщательно проводит проверку моего заявления, ФТС РФ заметает следы», — говорит Вадим Стук.

Сложившуюся ситуацию отставной майор таможенной службы подробно изложил и в личном обращении к Владимиру Путину. По его мнению, Генеральная прокуратура вместе с Министерством юстиции, вместо пресечения коррупции в сфере обязательного государственного страхования ФТС, занимаются волокитой и имитацией правоохранительной деятельности.

Сегодня Вадим Стук вместе с юристами готовит новые обращения в Следственный комитет и суды с целью добиться страховых выплат бывшим сотрудникам таможенной службы по всей стране.

Дырка в законе

Между тем, разрешить ситуацию можно законодательно, отмечает Вадим Стук. Дело в том, что в отношении должностных лиц ФТС РФ, которые относятся к правоохранительным органам, а в вопросах медицинского освидетельствования приравнены к военнослужащим, не применяются законы в области страхования, распространяющиеся на МВД, ФСБ, прокуратуру и т.п.

Если ликвидировать этот законодательный пробел, реализация сомнительных схем в страховании будет невозможна, а потерявшие здоровье бывшие таможенники не будет сталкиваться с проблемами получения страховых выплат, как сейчас с ними практически не сталкиваются другие силовики.

Но самым лучше путем для разрешения ситуации стало бы создание типового Госконтракта, единого для всех госучреждений, который бы регулировал вопрос взаимодействия госорганов с частными страховыми компаниями, считает Вадим Стук.

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях в ФТС и других силовых структурах — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.