Спецшкола для несовершеннолетних преступников

Основные типы пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних заключенных

Спецшкола для несовершеннолетних преступников

– учреждение для детей от рождения до трех лет (в исключительных случаях – до четырех), матери которых осуждены к лишению свободы. ДР иногда называют ДМР – Дом матери и ребенка.

Спецшколы и СПТУ

– воспитательные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния. За воспитанниками установлено круглосуточное наблюдение; они не могут выйти из учреждения без разрешения администрации, территория охраняется; их вещи, получаемая корреспонденция, бандероли, посылки досматриваются.

В спецшколах содержатся правонарушители от 11 до 14 лет, в СПТУ – от 14 до 18 лет. Значительная часть детей и подростков попадают в спецшколы и СПТУ по решению административных органов – комиссий по делам несовершеннолетних при местных органах исполнительной власти, а не суда.

При рассмотрении вопроса о наказании подросток лишен права на защиту, на адвоката, не обязательны обычные для судебного следствия процедуры, у него нет права апелляции. Срок наказания в спецучреждениях произволен, он может продлеваться по представлению администрации учреждения до трех лет.

Большая часть подростков спецшкол и СПТУ отбывает наказание вдали от дома, что затрудняет контакты с семьей, родными. В 39 регионах России действуют 34 спецшколы и 16 СПТУ (из них 4 СПТУ и 2 спецшколы для девочек). В 90-е годы количество воспитанников спецшкол и СПТУ колебалось в пределах от 5 до 15 тысяч человек.

По условиям содержания, режиму изоляции, социальному микроклимату, принудительному характеру труда большинство этих учреждений мало чем отличается от ВК.

Спецшколы и СПТУ находятся в ведении Министерства образования РФ, отдел специальных учебно-воспитательных учреждений Главного управления реабилитационной службы и специального образования.

Центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП)

– в просторечии спецприемник, приемник-распределитель. Обычно сюда помещают бездомных, сбежавших от родителей или брошенных ими детей, а также задержанных милицией детей, личность которых не удается установить в течение суток. В ЦВИНП могут оказаться дети самого разного возраста: от младенчества до 18 лет. Официальной статистики по учреждениям этого типа не существует.

Изолятор временного содержания (ИВС)

– учреждение закрытого типа для задержанных на месте преступления, подозреваемых в совершении преступления и т.п. По действующему законодательству помещать в ИВС могут подростков, достигших 14 лет; несовершеннолетние должны содержаться отдельно от взрослых, женщины – отдельно от мужчин.

Обычно ИВС не оборудованы прогулочными двориками, кухней, душем, заключенным не выдают постельного белья. Срок содержания в ИВС не должен превышать 3-х суток, но может быть продлен до 10-ти, а в особых случаях – до 30-ти суток. Из ИВС арестованного либо освобождают, либо по санкции прокурора переводят в следственный изолятор – СИЗО.

Кроме того, в ИВС содержат обвиняемых, доставленных из СИЗО для проведения следственных действий или судебного разбирательства. Учреждения этого типа более известны под старым названием КПЗ (камера предварительного заключения). Годовой поток через ИВС доходит до 4 миллионов человек, среднеежедневная численность заключенных в 1997 г. – 65 тысяч.

Статистика по несовершеннолетним заключенным в ИВС не ведется. По нашей оценке, относительное количество несовершеннолетних заключенных в ИВС составляет 5–6%.

ЦВИНП и ИВС находятся в ведении ГУООП (Главное управление охраны общественного порядка) МВД РФ.

Воспитательная колония (ВК)

– учреждение для несовершеннолетних заключенных, осужденных к лишению свободы. В ВК содержатся несовершеннолетние (от 14 до 18 лет), приговоренные судом к лишению свободы.

По новому УК РФ суд может направить в ВК и осужденных возрастной группы от 18 до 20 лет. Кроме того, при хорошем поведении администрация может оставлять в колонии воспитанников, возраст которых не превышает 21 года.

Количество заключенных в одной ВК от 200 до 700 человек.

Территория ВК огорожена забором, несколькими рядами колючей проволоки, между ними – вспаханная полоса земли (“запретка”). Массивные двойные ворота для въезда автотранспорта, между воротами тамбуром – площадка, на которой останавливают для досмотра и проверки машины.

Вышки (правда, охранники не как у взрослых – без автоматов), сигнализация и другие устройства для предупреждения побегов. Внутри колония разбита на несколько разгороженных участков. Два главных – промзона (производственные помещения) и жилая зона. Между ними тоже забор и колючая проволока.

Жилзона, в свою очередь, разделена заборами на локальные участки: школа и ПТУ за забором, баня за забором, заборами ограждены общежития (заключенные называют их “бараками”), в каждом из которых располагается от 70 до 150 воспитанников.

На территории жилой зоны обычно имеется столовая, клуб, библиотека, амбулатория (медчасть), иногда небольшой стационар (на 10-30 человек), штаб, в котором расположены помещения для административных работников. Дом свиданий, для краткосрочных (от 2 до 4 часов) и длительных (от 1 до 3 суток) свиданий. В некоторых ВК имеются спортивные площадки.

Как и в лагере для взрослых, на малолетке есть внутренняя тюрьма – ДИЗО (дисциплинарный изолятор) – для нарушителей дисциплины: полутемные, сырые камеры с голыми стенами, окном с рядом решеток и шконкой. Спальные комнаты в общежитиях рассчитаны на 20-50 человек.

Кроме спальных комнат в общежитии на каждые 70-100 человек (“отряд”) предусмотрены: комната для хранения личных вещей; раздевалка (для верхней одежды); комната для приема пищи (с устройством для кипячения воды, шкафами для продуктов); “красный уголок” (прежнее название – “ленинская комната”), где обычно проводятся политзанятия и культурно-массовые мероприятия, установлены столы, полки для книг, радиодинамик, телевизор (если он имеется); в тех случаях, когда в ВК есть канализация – туалет.

Новым уголовно-исполнительным кодексом (действует с 1.07.97) для ВК установлена норма жилой площади 3,5 кв.м на одного человека (у взрослых – 2 кв.м).

В дневное, свободное от работы и мероприятий время заключенные имеют право выходить из общежития на “локальную зону” – небольшую, огражденную забором площадку перед общежитием.

По остальной территории колонии заключенные могут передвигаться только колонной (строевым шагом, иногда с песней) или, при получении разрешения от администрации, строем в несколько человек.

Виды ВК и условия содержания: общего режима – для подростков, осужденных к лишению свободы впервые; для девушек (независимо от того, впервые или нет); усиленного режима – для подростков, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы.

В ВК и общего, и усиленного режимов воспитанники разделены (с 1.07.97) на 4 категории, каждая из которых содержится в разных условиях: обычные, облегченные, льготные, строгие. Они отличаются по режиму, количеству посылок, передач, свиданий и т.п. По новому УИК право на условно-досрочное освобождение имеют только воспитанники, которые находятся на льготных условиях содержания.

Согласно УИК воспитанники льготного режима могут проживать в общежитиях за пределами ВК. Но пенитенциарная система не располагает средствами, чтобы это право несовершеннолетних соблюдалось в полном объеме.

Зато для создания строгих условий содержания (запираемые помещения, куда изолируются от остальных воспитанников “злостные нарушители режима содержания”) необходимые средства почти всегда находятся.

Следственный изолятор (СИЗО)

– учреждение, предназначенное для содержания под стражей арестованных, в отношении которых судебный приговор не вступил в законную силу.

ВК, СИЗО и ДР находятся в подчинении ГУИН (Главное управление по исполнению наказаний). С сентября 1998 г. это управление подчинено Минюсту РФ.

Барышня-пацанка: как живут девочки из спецшколы

Спецшкола для несовершеннолетних преступников

Прежде чем попасть сюда, они дерутся с одноклассниками, дерзят учителям и сбегают из дома. Если он у них есть. Большинство учениц спецшколы для девочек с девиантным поведением — сироты, в том числе и при живых родителях. Жизнь была к ним сурова, они ответили тем же. Можно ли изменить трудных подростков — читайте в материале «Газеты Кемерова».

Александр Патрин / «Газета Кемерова»

Нормальные дети

Губернаторская специальная школа для девочек с девиантным поведением работает в Кузбассе уже 15 лет. За Уралом это единственное женское учебное заведение для трудных подростков. Сегодня в нём живут 50 воспитанниц от 10 до 18 лет. Девочки учатся здесь с 5 по 9 класс, затем сдают ГИА и получают аттестат об основном общем образовании.

Девиантное поведение — значит, отклоняющееся от нормы. В названии школы есть ещё одна пометка — «общественно опасное» (к счастью, её нет в аттестате — педагоги этого добились). Девочки, прежде чем попасть сюда, закон не нарушали.

Детей направляют в эту школу не по приговору суда, а по решению административной комиссии города или района. Причины разные: это и агрессия, прогулы, бродяжничество, употребление алкоголя или постоянные конфликты с родителями. Объединяет все случаи одно — с девочками не нашли языка их близкие и школьные педагоги. Или даже не попытались этого сделать.

Дмитрий Соболев, замдиректора по воспитательной работе и педагог-психолог:

— Большинство наших воспитанниц росли в неблагополучных семьях или детских домах. Это дети с непростыми судьбами. Они плохо учились или прогуливали уроки, потому что ими никто не занимался. Девочки не виноваты, что их жизнь сложилась именно так. Их проступки порой — попытка обратить на себя внимание.

Психолог Дмитрий Соболев пришёл в школу для девочек сразу после её создания — как и большинство педагогов и воспитателей. Все эти годы коллектив не менялся.

– Ко мне иногда приходят дети — поговорить, поделиться чем-то. Принимаю в любое время. У нас школа маленькая и живём мы по-семейному, — говорит директор Сергей Гончаров.

— А в хорошей семье детей всегда выслушивают и не отказывают им в помощи. К сожалению, многие родители этого не понимают. Поэтому мы с коллегами восполняем дефицит тепла, как можем. У нас ведь нормальные дети.

У них проблемы с поведением, да. Не более того. 

Девочки возвращаются с уроков. Александр Патрин / «Газета Кемерова»

«Мы даже хлеб не умеем резать»

Девочки живут за городом, в посёлке Ясногорский. Одноэтажные дома окружают березы и ели. В этом коттедже живут младшие дети, в соседнем — старшие. В каждой комнате — по две-три ученицы.

В соседних зданиях — школа и административный корпус. Здесь нет ни глухого забора, ни решёток на окнах.

При этом педагоги говорят, что за последние три года ни одна воспитанница без разрешения взрослых не покидала спецшколу.

— Первые три года работать было сложно. В 2002 году мы набрали 70 человек со всей области — учениц седьмого, восьмого и девятого классов. Девочки не знали друг друга, потому и не всегда ладили.

Были и конфликты между воспитанницами, и самовольные уходы с территории, — вспоминает Дмитрий Соболев, педагог-психолог. — Последние пять лет в нашей школе учится 50 девочек. Мы каждый год выпускаем учениц и набираем 8–10 новичков.

Конфликтов теперь нет: они постепенно адаптируются и вливаются в коллектив.

Сергей Гончаров, директор школы, построил воспитательную работу на «старом пионерском способе»: старшие помогают младшим. Шефство неофициальное, но работает из года в год.

— Пятиклассницы ещё маленькие, им нелегко даются первые месяцы в школе, — объясняет Дмитрий Соболев. — А старшие девочки им помогают — например, косы заплетают перед уроками, заботятся о них. Малыши их любят как старших сестёр, ходят за ними следом.

Новеньких девочек сразу же учат ухаживать за собой, наводить порядок в комнате. У многих из них нет элементарных бытовых навыков.

— Это элементарные вещи: пришить пуговицу, погладить блузку, постирать мелкие вещи и помыть пол в комнате в день дежурства.

Каждый взрослый человек должен это уметь, — объясняет Ирина Паршина, замдиректора по учебной работе и преподаватель русского языка и литературы.

— Такие мелочи пригодятся воспитанницам во взрослой жизни. На уроках технологии мы учим их готовить, вместе выращиваем зелень в нашей теплице.

 Светлана Звонкова, учитель технологии и географии:

— Кулинарии мы учимся с азов — как картошку почистить, чай заварить. Случается, что дома элементарных продуктов нет, да и готовить никто не учил.

Помню, как девочки говорили: «Скоро день именинника, а мы даже батон не умеем резать». С пятым классом мы уже освоили бутерброды, каши, запеканки.

С какой радостью они потом угощают учителей и воспитателей — всех, кого встретят. «Нас похвалили! Сказали, что очень вкусно!»

У воспитанниц день расписан: уроки, кружки, подготовка домашнего задания, хозяйственные заботы и свободное время. Правила одни для всех — это ещё один педагогический принцип. Например, если в интернет с мобильного можно выйти только в свободные часы, то это касается и старших, и младших. 

Катя в свободное время занимается географией. Александр Патрин / «Газета Кемерова»

— У наших воспитанниц часто есть пробелы в школьной программе. Случается, что 14-летние девочки приходят в пятый класс, потому что до этого толком не учились и оставались на второй год. Родителям было всё равно. Вот и отстаёт возрастной ценз от образовательного, — объясняет Дмитрий Соболев.

Девочки постепенно навёрстывают программу. Классы в спецшколе небольшие, по 8–10 человек. Педагогам удаётся уделить внимание каждой ученице. К тому же, девочки ходят на индивидуальные занятия. У каждой — по два предмета в неделю. Выбирают самое трудное или же самое интересное: алгебру и русский, историю и географию.

Ирина Паршина, замдиректора по учебной работе и учитель русского языка и литературы:

— Ребёнка надо сравнивать не с другими, а с самим собой — только в прошлом. Это создаёт ситуацию успеха, на которой всё держится. Девочкам нравится, когда у них что-то получается. Благодаря этому они готовы двигаться дальше. 

Входим в кабинет, где как раз идёт математика. Одна ученица решает уравнения, вторая — делит трёхзначные числа в столбик вместе с учителем Галиной Митиной.

— С каждым ребёнком мы проводим тестирования. Я знаю их трудности и помогаю им на индивидуальных занятиях. Мы будем решать с этой ученицей уравнения из урока в урок, пока она их не поймет. У многих детей проблемы с делением, потому что они не знают таблицу умножения. Иногда и с неё приходится начинать, — рассказывает математик.

Дополнительные занятия по математике. Александр Патрин / «Газета Кемерова»

Ещё одна проблема — литература. К сожалению, далеко не всем удаётся читать бегло. Базовый навык дети отрабатывают с 5 по 9 класс. Их прогресс отслеживают по технике чтения, которую в обычных школах сдают только в начальных классах.

— Посмотрите сами: норма в восьмом классе — 140 слов в минуту. Три ученицы её превышают, ещё три — чуть-чуть не дотягивают, остальные не добираются и до сотни. Что в этом случае делать? Больше читать. На всех уроках мы проводим пятиминутки чтения, педагоги просят прочесть материал и вычленить главное. Это тоже важный навык, — объясняет Ирина Паршина, учитель русского языка и литературы.

 Не сделать уроки в этой школе невозможно. Воспитатели сами готовят детей к занятиям. Старшие дети делятся на группы, в каждой из которых есть ведущий, который и объясняет материал другим. Младшие по очереди обсуждают задания с педагогом. Они пока не настолько самостоятельные.

— Учителя и воспитатели трудятся вместе, чтобы дать девочкам образование, — подчёркивает Ирина Паршина. — С 2017 года они сдают четыре экзамена, от которых зависят оценки в их аттестате. Это огромная ответственность для нас. 

Репетиция хора. Александр Патрин / «Газета Кемерова»

Когда все поют

В холле не умолкает музыка. Девочки готовятся к конкурсу. Большинство учениц школы поёт в хоре, танцует или участвует в постановке театра моды «Грация». На конкурс поедут все, выступление займет около часа. Вот и на репетиции собралась чуть ли не вся школа.

— Почти 30 учениц из 50 поют в хоре. В какой школе вы ещё такое увидите? Детям нравится творчество. У нас есть шесть кружков – фитнес, хореография, хор «Музыкальная шкатулка», театр моды «Грация», «Рукодельница» и туристический кружок. Девчонки-то у нас отважные. Мы и скалолазанием занимаемся, и спортивным ориентированием, — Дмитрий Соболев говорит об ученицах с гордостью.

В спецшколе есть ещё одно правило: в кружки берут всех, кто захочет. Независимо от спортивных или музыкальных данных. Лишь бы ребёнку было интересно.

Наталья Постовая, воспитатель:

— В другой школе ребёнка без способностей бы не взяли в кружок. Но у нас цель другая. Главное, чтобы они были счастливы, чувствовали себя успешными. Мы погружаем учениц в разные интересные дела, поэтому на что-то плохое уже не остаётся ни времени, ни желания.

Девочки в феврале подарили детскому саду в Ясногорском кукольный театр. Они сами сшили пальчиковых кукол — пушистых зверей — и изготовили ширму. Ученицы приезжают с концертами в местный ДК и с удовольствием поют на сцене для ветеранов. Им нравится делать добрые дела. 

Девочки сами вышли гербы городов, чтобы нашить их на карту из ткани. Александр Патрин / «Газета Кемерова»

Рэп и разговоры по душам

У большинства девочек перед глазами нет образа счастливой семьи. Такой, в какой бы они сами хотели жить сами. Школа и в этом пытается помочь — по возможности. Детей не отталкивают, если они тянутся к взрослым. Воспитатели становятся для них едва ли не самыми близкими людьми.

— У многих сложные судьбы, — рассказывает воспитатель Наталья Постовая. — Часто вспоминаю одну ученицу. Когда ей было три года, родители запирали их с младшей сестрой в доме и оставляли одних. Даже ставни закрывали, чтобы дети не просили еды у соседей. Так они проводили по три-четыре дня, стучали в окна и двери — голодные, замерзшие. Маша* вспоминала, как ей было страшно.

Потом отца с матерью лишили родительских прав, и она попала в детдом… А там отношения как-то сразу и с педагогами не сложились, и с детьми. Маша была девочка жесткая, резкая, но неглупая. Она много читала и хорошо училась. Характер сложный. Поступила к нам — одни колючки. Так в ней и осталась эта ершистость, но при этом у неё друзья появились, увлечения.

Сейчас она уже выросла и создала свою семью.

— Когда воспитанница идет на конфликт идет, что делаете?

— Выслушиваю, сохраняю спокойствие. Если ответить тем же — это будет бесконечно. Поэтому я стараюсь утешить, обнять. Девочке плохо, она грубит, так она пытается сказать о своей боли. Выговорится, расслабится, поплачет даже и всё будет нормально. А там и проблему вместе решим. А наказаний у нас в школе нет.

Хореограф и учитель музыки готовят девочек к конкурсу. Александр Патрин / «Газета Кемерова»

— А что делать, если проштрафился ребёнок?

— Реферат писать. За любую провинность — новые знания. Знаете, как они не любят на учёбу свободное время тратить?

Психолог Дмитрий Соболев говорит с девочками не только об их проблемах. Иногда он обсуждает с ученицами Oxxximiron’а и «Танцы» на ТНТ.

— Я могу с ними порассуждать о современной музыке, хотя я не поклонник того же рэпа. Но мне важно знать, чем девочки дышат. Мне важно сохранить их доверие. Вчера с выпускницей созвонились: она поссорилась с парнем, ушла из дома и не знала, что делать. Как психолог искал с ней варианты решения проблемы. В итоге всё закончилось благополучно.

Взрослая жизнь

Саше 15 лет, в 2018-м она оканчивает девятый класс. Девочка мечтает танцевать на сцене, поэтому занимается хореографией четыре дня в неделю. Даже во время нашего разговора не теряет времени — тянет носок, разминается перед тренировкой. Поступить в колледж культуры — её цель. 

— Хочу танцевать, как Ольга Владимировна — наш хореограф. Она моя любимая учительница. Не знаю, как расстанусь с ней, — говорит Саша и едва сдерживает слёзы. Ей придётся уехать из школы, в которой она прожила пять лет и стала вторым домом.

В прошлом году на выпускной у девочек был вечер «Алых парусов». Как в Санкт-Петербурге. Учителям они подарили парусники из цветной бумаги — приглашения. Этот символ мечты Ирина Паршина хранит до сих пор.

— Я вела у девочек русский язык, поэтому сохранила их детские тетради. У многих ведь нет мамы, которая бы сберегла первый дневничок, прописи… На последнем звонке я раздала девушкам их тетрадки за 5 класс. Они были тронуты, — вспоминает она.

Фотографии выпускниц висят и в учительской, и почти в каждом кабинете. Со школой попрощались 178 воспитанниц, каждую из них помнят по имени. Светлана Звонова показывает мне снимок в кабинете технологии. Это первый её класс.

— Вот Настя по прозвищу Ёж — её так звали девочки, потому что она была маленькая, юркая и с колючим характером. А это Таня, у неё уже растут дети…

Дмитрий Соболев вспоминает, как девушки приехали на 15-летие школы:

— Ксения закончила Томский госуниверситет и работает в социальной службе. Маша получила красный диплом биофака и профессионально занимается озеленением. Женя выбрала сферу туризма, уже два раза летала на Гоа… Настя тоже туристическое отделение в КемГИК оканчивает. Эта девочка поступила в медколледж, а вот эта выпускница поёт хорошо… У всех жизнь сложилась.

Помню, как к нам приезжали психологи из Томска, когда школа только создавалась. Помню их слова: если вы поможете хотя бы одному ребёнку, школа свою миссию выполнила. А у нас, видите, сколько счастливых историй. Значит, всё не напрасно.

Детская комната полиции

Спецшкола для несовершеннолетних преступников
sh: 1: –format=html: not found

Детская преступность – бич современного мира. Из-за чего сотрудники правоохранительных органов призывают родителей более внимательно следить за своими детьми.

Кроме того, многих нарушителей ставят на учет комиссии по делам несовершеннолетних.

Чтобы родители знали, как предотвратить постановку на учет и оградить своего ребенка, им стоит знать особенности данной процедуры на территории РФ.

Что такое детская комната полиции?

Изначально, за нарушение было более суровое наказание. Первый отдел по работе с несовершеннолетними преступниками был основан уже в 1918 году. Отдельная комната милиции начала свою деятельность в 1930 году. Комнаты создавались в департаментах УВЛ городов и сел.

Данный отдел направлен на работу с трудными подростками, совершившими административное правонарушение или уголовное, но в силу своего возраста не может нести за себя ответственность.

Осуществляется контроль за нарушителями, помощь с трудоустройством, нравственное воспитание с несовершеннолетними. Помимо этого, проводится работа с детьми, которые заблудились или отстали от родителей, но не совершили никакого правонарушения.

Какое название имеет сейчас?

После смены наименований милиции в полицию, данный отдел также сменил название – детская комната полиции. Но многие сотрудники продолжают использовать старое название.

Какие подростки подлежат постановке на учет?

Сотрудники комнаты полиции производят надзор за подростками, которым еще нет 18 лет.

Ответственность за правонарушения наступает с 16 лет, но в некоторых случаях наказание может получить и подросток 14 лет.

Особенное внимание вызывают неблагополучные семьи, где родители злоупотребляют алкоголем или наркотическими веществами. Из-за чего преподавателям подростков, необходимо наблюдать за детьми из таких семей.

Если в школе фиксируется любое правонарушение или преподаватель замечает ребенка за курением, употреблением алкоголя, появлением синяков на теле школьника, то следует незамедлительно обратиться в полицию или отдел по работе с несовершеннолетними. Также педагоги имеют право обратиться в органы опеки.

Осуществляется надзор за следующими проступками несовершеннолетних:

  • кто замечен за хулиганским поведением в общественном месте, нахождении в состоянии алкогольного опьянения, употребление алкоголя в общественном месте, нахождение в наркотическом состоянии, драки и нападение на окружающих, порча чужого имущества или имущество, принадлежащего городским властям, порча культурных памятников;
  • подростки, принимающие наркотики и психотропные вещества без назначений медицинского специалиста;
  • подростки, самовольно покинувшие специальные учреждения: детские дома, реабилитационные центры, спецшколы;
  • несовершеннолетние, участвующие в распространении наркотических веществ и подстрекание других подростков к употреблению;
  • если нарушитель имеет отклонение в развитии и не может нести ответственность за собственные действия;
  • подростки, получившие условное наказание в виде отработки общественных работ;
  • несовершеннолетние, которые были освобождены по УДО или помилованы.

Важно помнить, что даже семилетний ребенок, что сбежал от родителей или опекунов, при условии, если его поймали за административным нарушением попадает на учет в отдел по работе за несовершеннолетними. Помимо контроля за подростками сотрудники отдела осуществляют наблюдение за семьей нарушителя. Наиболее распространенный возраст нарушителей с 13 до 15 лет.

Каков порядок постановки на учет?

Процедура постановки на учет требует официального оформления. Данную процедуру проводят не только сотрудники комнаты полиции, но и комиссия по делам несовершеннолетних того города или района, в котором несовершеннолетний совершил правонарушение.

Общий порядок постановки на учет:

  • Фиксация факта нарушения несовершеннолетним, составлением протокола, который направляется родителям или законным представителям ребенка.
  • В течение трех дней происходит передача протокола в комиссию, осуществляющую надзор за правонарушителями.
  • После решения комиссии выясняется требуется ли применение профилактического учета к преступнику и его родителям, решение комиссии можно обжаловать, если на то есть веские основания.
  • Передача протокола о совершении преступления и постановления о вынесении наказания в отношении нарушителя руководителю отделения полиции города или района.
  • Документ о занесении на учет в ПДН.

По мере составления документов собирается информация о ребенке и его семье, проверяется наличие у правонарушителя родственников, которые уже состоят на учете. Также извещаются органы опеки о нарушителе и его семье.

Органы опеки также участвуют в ходе процедуры на учет: происходит проверка условия для жизни подростка, состояние его семьи, собираются характеристики с учебы и от соседей.

Обжаловать постановление на учет возможно в течение 10 суток после его принятия и получения уведомления.

Родители или официальные представители должны направить свою жалобу в КНД, после чего заявление направляется в суд.

Как проходит работа с трудными детьми?

Процесс работы с трудными подростками включает в себя несколько мероприятий, направленных в первую очередь на помощь ребенку. Осуществляются меры не только сотрудниками комиссии, но и инспектором по делам несовершеннолетних. Отдельную работу ведут психологи, наркологи, социальные педагоги, участковые работники полиции.

Основными воздействиями на несовершеннолетних являются:

  • наблюдение и контроль за ребенком и его поведением дома, в школе и секциях, если ребенок их посещает;
  • посещения мест жительства проблемных подростков, проведение бесед с его родителями, учителями: при выявлении каких-либо нарушением в отношении воспитания подростка последует ограничение родительских прав, направление информации в прокуратуру;
  • составление акта обследования жилищных условий, в которых проживает ребенок: обеспечивают ли его родители всем необходимым для учебы, отдыха и досуга в свободное время;
  • если выявляется неспособность родителей обеспечить должное внимание своему ребенку, а простое учебное заведение непригодно для обучения трудного подростка, то комиссия направляет его в специальные учебные заведения, осуществляющие обучение проблемных детей;
  • если все перечисленные меры не возымели должного эффекта, то есть риск помещения ребенка в центр временной изоляции для несовершеннолетних.

Что такое ЦВИНП?

Центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей не стоит путать с изолятором временного заключения для совершеннолетних преступников. Данное учреждение закрытого типа, являющееся учебно-воспитательным. В ЦВИНП отправляются правонарушители, которые совершили:

  • Противоправные административные проступки.
  • Те нарушения, которые предусматривают уголовную ответственность при достижении возраста 18 лет.
  • Побег из образовательных учреждений, приютов, спецшкол.

Помимо этого, туда направляются подростки:

  • без установления личности несовершеннолетнего;
  • если отсутствует информация о месте проживания и родителях;
  • которые ожидают судебного приговора по своему делу.

В центре с подростками проводят воспитательные беседы, отправляют на общественные работы, проводят сеансы психологи и наркологи. Существуют также ситуации, при которых направление подростка в ЦВИНП проводит руководитель ОВД, после уведомления прокуратуры. Но только при условии, что нахождение подростка не превышает двух суток.

Какие последствия может иметь постановка на учет?

Определенных ограничений на ребенка профилактический учет не несет. Но при совершении нарушений систематически, или степень тяжести нарушения более серьезное, чем курение в общественном месте, то это грозит и будущему ребенка.

Помимо клейма нарушителя и предвзятого отношения преподавателей к подростку, сотрудники обязаны ежемесячно посещать семью несовершеннолетнего согласно приказу № 845 и статье 91 УК РФ.

Основные последствия:

  • Характеристика не даст возможность поступить в элитные учебные заведения после окончания школы, особенно в юридический вуз и военные заведения.
  • Даже мелкие нарушения, связанные с хранением наркотиков, кражами являются препятствием для возможности службы в правоохранительных органах.
  • Вызывает у ребенка чувство неполноценности, появление комплексов, отстранение от родителей и как следствие, дальнейшие проблемы с учебой и отношениями со сверстниками.
  • Негативное состояние психики, риск связи с дурной компанией.
  • Попадание информации о прошлых правонарушениях к работодателю, риск остаться без достойной работы.

Можно ли избежать постановки на учет несовершеннолетнего?

В случае, если ребенок совершил правонарушение, но родители желают обжаловать постановку на учет, то им необходимо:

  • прийти на рассмотрение дела о совершенном проступке лично;
  • предоставить комиссии все необходимые доказательства хорошего поведения ребенка: сведения со школы, характеристики от соседей, характеристику от тренера и от преподавателей кружков;
  • заверить комиссию, что ребенок совершил ошибку, а родитель сделает все возможное, чтобы помочь несовершеннолетнему предотвратить возможные повторы нарушений;

Стоит помнить, что сотрудники комиссии и инспекторы по делам несовершеннолетних справедливы и не поставят на учет ребенка, если на то нет оснований. Если же несовершеннолетнего уже поставили на учет, то родители могут обжаловать постановление в течение 10 дней с момента получения постановления на руки. Заявление следует направить в судебный участок со всем пакетом документов.

Если же была осуществлена постановка на учет и к доводам родителей комиссия не прислушалась, родители имеют право после шести месяцев направить прошение о снятии с учета.

Заявление пишется в свободной форме, но стоит указать основания и дополнить доказательствами, при которых ребенка можно снять с учета. На это можно рассчитывать, если поведение ребенка улучшилось, правонарушений более не замечено, улучшилась также успеваемость подростка.

Если инспектор по делам несовершеннолетних сам убедится в достойном поведении нарушителя, то вопрос о снятии его с учета может поставить сам сотрудник ПДН.

Кроме того, снятие с учета происходит:

  • При достижении совершеннолетия.
  • Истек условный срок осуждения.

Причины, по которым ребенка могут поставить на учет в КДН

В соответствии со статьей 5.35 КоАП РФ поставить на учет могут подростков, которым:

  • еще не исполнилось 18 лет;
  • если родители были лишены родительских прав, но вернули их и стараются исправить положение;
  • если родители не исполняют своих обязанностей;
  • подстрекали детей к совершению преступлений;
  • если родители злоупотребляли алкоголем или наркотическими веществами;
  • кроме того, причиной служат административные правонарушения и уголовные преступления, если нарушитель не может понести полное наказание в силу своего возраста.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.

Специальные школы-интернаты для трудных подростков: особенности, программа, отзывы

Спецшкола для несовершеннолетних преступников

Подростковая пора наступает, когда ребенок переступает границу десяти-одиннадцати лет, и продолжается до 15-16 лет.

Ребенок в этом периоде начинает воспринимать мир как взрослый, моделировать поведение старших, самостоятельно делать выводы. У ребенка появляется личное мнение, он ищет свое место в обществе.

Усиливается интерес и ко внутреннему миру. Подросток умеет сам ставить цели и достигать их.

Кроме психологических изменений, в указанный период времени происходят физиологические изменения: ребенок быстро растет, появляются вторичные половые признаки, меняется гормональный фон и так далее.

Подростковые проблемы

Проблемы возникают у подростков по различным причинам. Но в основу можно положить следующие внутренние конфликты:

  1. Желание стать взрослым, при отрицании ценностных ориентиров, по которым живут взрослые.
  2. Ощущение себя в центре Вселенной и неприятие этого со стороны окружающих.
  3. Половое созревание и страх перед новым Я.
  4. Влечение к подросткам противоположного пола и неумение построить со сверстниками отношения.

В итоге подростку тяжело справиться с новыми бурными эмоциями, и родители должны быть всегда готовы вовремя поддержать ребенка или дать совет.

Если же в подростковом периоде на него, помимо трудностей с изменением организма, наваливаются и другие, например, низкая культура родителей, алкоголизм в семье, занятость родителей своими делами или работой, то такая личность может попасть в категорию “трудных”. Для таких есть школы-интернаты для трудных подростков.

Как строится учебный процесс в интернатах?

Обычно в специальных школах-интернатах для трудных подростков оказываются дети с большими проблемами в обучении или те, кто не в первый раз нарушил закон. Справиться с особыми детьми трудно, следовательно, в этих учебных учреждениях осуществляют свою деятельность педагоги с большим опытом, дефектологи и психологи.

Часто в штате педагогических работников есть и люди с медицинским образованием. Железная дисциплина – основа воспитания в интернате для трудных подростков. Основная цель – вернуть ребенка к нормальным мировосприятию и жизни.

Сначала у воспитанников проверяют уровень знаний и интеллектуальные способности. Проверка проходит в виде тестирования. Если по его итогам выявлено отставание в развитии, юноше или девушке могут преподавать даже программу начальных классов.

В основе поведения трудных подростков – нарушения психологического развития, так что учащиеся из интерната для трудных детей постоянно общаются с психологом. Такие беседы проходят индивидуальным образом. По итогам специалист старается найти основу – причину такого поведения воспитанника.

В интернате для трудных подростков все дети постоянно находятся под контролем преподавателя, а в субботу и воскресенье они имеют право отправиться к родителям, хотя некоторые остаются и на выходные.

Названные заведения бывают открытого и закрытого типа. Первые из них похожи на кадетские корпуса или суворовские училища.

Тут есть дисциплина и распорядок дня, но дети учатся по стандартной школьной программе (конечно, с поправкой на умственные способности), а на выходные могут ездить к родителям.

В закрытых же интернатах все намного серьезнее – есть и КПП, и хождение строем, и регулярные занятия с психологом. Некоторые воспитанники в таких учреждениях не попадают домой на выходные, но родители могут навещать их на территории интерната.

Основания отправить подростка в интернат для трудных детей

Основания, чтобы отправить ребенка в спецшколу следующие:

  • совершение преступления, если возраст не соответствует наступлению уголовной ответственности;
  • возраст соответствует уголовной ответственности, но ребенок отстает в психическом развитии;
  • подросток осужден по статьям, предусматривающим преступление средней тяжести, но освобожден от наказания по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.

Комиссия по делам несовершеннолетних ходатайствует в суде о направлении нарушителя в специальную школу-интернат для трудных подростков. Перед рассмотрением дела в суде несовершеннолетнему проводят медицинский осмотр и направляют к психиатру. Если родители не соглашаются на данные меры, все процедуры проводятся по решению суда.

Центры временного содержания

До заседания суда ребенка могут направить на срок до 30 суток в центр временного содержания. Это происходит в случаях:

  • когда должна быть обеспечена защита жизни или здоровья подростка;
  • нужно предупредить повторное общественно опасное деяние;
  • если ребенку негде жить;
  • нарушитель уклоняется от явки в суд или не проходит медицинское освидетельствование.

Интернаты в Санкт-Петербурге и Москве

Наиболее известное учреждение-интернат для трудных подростков (Спб) – школа №1 закрытого типа. Заведение ведет свою историю еще с 1965 года. Находится оно на улице Аккуратова в доме под номером 11. Это закрытый интернат для трудных подростков, и значит, что дети поступают сюда по решению суда. Тут железная дисциплина, передвижение по периметру и контрольно-пропускные пункты на входе.

Есть школа-интернат для трудных подростков в Москве. Расположено заведение №9 по улице Жигуленкова Бориса в доме 15, строение 1. В отличие от питерского, этот интернат открытого типа. Сюда дети с девиантным поведением могут попасть и по решению родителей или рекомендации специальной комиссии. Правила тут не такие жесткие, как в учреждениях закрытого типа.

Поддаются ли перевоспитанию трудные подростки?

Нужно сказать, что проблемы у каждого трудного подростка разные. Бывает, нужен всего один месяц, чтобы научить ребенка отвечать за свои поступки, а бывает, что подростку потребуется полгода для адаптации. Многое зависит от того, какие психологические проблемы испытывает на данный момент юноша или девушка.

Сейчас преподаватели спорят о том, дает ли результаты работа в интернатах для трудных подростков.

На данный момент около семидесяти процентов учащихся таких учреждений значительно улучшают знания по школьным предметам.

Кроме того, в таких учреждениях воспитанники не только учатся, но и находятся все остальное время. Таким образом, проблемные дети создают новый круг общения и успешнее социализируются в обществе.

На что обратить внимание родителям трудных подростков?

В период переходного возраста дети отстаивают свою независимость. Это явление влияет на ребенка, и кажется, что он ведет себя странно и непредсказуемо. Как бы там ни было, такое состояние считается абсолютно нормальным и характеризует переходный возраст.

Родители трудных детей часто сталкиваются и с другими испытаниями. У юноши или девушки появляются эмоциональные и психологические проблемы, трудности в учебе. Проблемный подросток часто совершает противоправные поступки, неоправданно рискованные действия.

Может появиться депрессия, тревога.

Существуют знаки, показывающие, что ваш ребенок является трудным. Они перечислены ниже:

  1. Изменение внешности. Неоправданный набор веса или его потеря, причинение вреда самому себе.
  2. Частые ссоры, драки, жалобы.
  3. Плохая успеваемость, нарушения сна, депрессия, мысли о самоубийстве.
  4. Употребление наркотических средств, алкоголя.
  5. Резкая перемена круга общения, отказ соблюдать определенные правила, ложь и так далее.

Наличие проблем у подростка – первый сигнал о том, что нужно наладить с ним контакт. Ваш сын или дочь должны чувствовать поддержку, понимать, что родители его любят и принимают в любом случае.


Важно найти общие темы для разговоров, поощрять занятия спортом, ограничить просмотр телевизора и занятия за компьютером. Давайте ребенку советы, выслушивайте его, не проявляйте агрессии.

Если не справились, обратитесь за помощью к специалистам.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.